Камешковский район в годы войны
Образован Камешковский район 10 февраля 1940 года из части Владимирского и Ковровского районов. За годы Великой Отечественной войны из него было призвано на фронт 8418 человек, 5296 - обратно не вернулись. Звания Героя Советского Союза удостоены 8 человек.
«Отряд ткачей»
На следующий день после известия о вероломном нападении Германии Камешковская фабрика имени Я.М. Свердлова провела митинг коллектива рабочих и служащих второй смены. Из сохранившихся документов мы знаем, что выступали секретарь партийного бюро Фомин, электромонтер Дмитриев, начальник отдела труда и зарплаты Кожанов. Звучали клятвы бить врага до последнего, постоять за родную землю. Тут же проходила запись в народное ополчение. За два часа в ополчение добровольно записались 170 человек. Среди уходящих на фронт в первые дни войны было немало высококвалифицированных специалистов, руководящих работников, коммунистов.
Секретарь комсомольской организации фабрики Соловьев писал в заявлении в райвоенкомат: «Прошу досрочно зачислить меня в ряды действующей армии. Без отрыва от производства я овладел летной специальностью, имею звание пилота, сдал нормы на четыре значка обороны». Сотни камешковцев призывались в поселке, на священную войну уходил «отряд камешковских ткачей».
К станкам за них вставали женщины, пенсионеры и молодежь. Ткацкие помощники мастера стали обслуживать по 92 станка вместо 46 по довоенной норме. Многие работали по две смены подряд, не выходя с предприятия. Женщины были вынуждены овладевать мужскими профессиями. Например, в электроотделе из 36 должностей моторщиков 13 замещали именно женщины. В ремонтной мастерской электриками, обмотчиками моторов работали В.Н. Соколова, Т.П. Хренова, Н.С. Павлова, К.И. Трушкина. Лидия Карпенко трудилась водителем пожарной машины, Клавдия Романько - машинистом паровоза, доставлявшем на фабрику торф.
План по качеству
Несмотря на все усилия, предприятие и поселок в целом (а тогда Камешково было не городом, а именно рабочим поселком), тяжело переживали первый этап войны. Фабрика перешла на выпуск новой продукции, которая шла на изготовление военного обмундирования. Часты были простои из-за нехватки сырья и топлива, ощущался острый недостаток рабочей силы, нередко задерживалась зарплата, резко сократилось стахановское движение. Все это неминуемо вело к снижению темпов производства, невыполнению поставленных планов. Так, за апрель 1942 года предприятие выполнило план по ткачеству лишь на 36,5%, по прядению – на 23,12%. И все же, несмотря на огромные трудности, текстильщики со временем смогли наладить работу предприятия и обеспечить бесперебойный выпуск продукции. К ноябрьским праздникам 1942 года на фабрике были дополнительно пущены десятки прядильных машин, 200 ткацких станков. Постепенно набирало силу стахановское движение, социалистическое соревнование.
Яркой страницей истории трудового фронта стало создание комсомольско-молодежных бригад – вдохновителей социалистического соревнования. Первыми комсомольцами-бригадирами военных лет стали Е. Брюнова, Н. Кутузова, З. Корнышева, Г. Зайкина, М. Молькова, организаторами бригад - секретарь комсомольской организации А.И. Гурьянова, главный инженер М.И. Воробьев.
Комсомольско-молодежный комплект прядильщиц под руководством Екатерины Брюновой стал одним из лучших в области и в 1943 году был награжден Почетной грамотой Ивановского обкома ВЛКСМ с присвоением почетного звания «Фронтовой комсомольско-молодежной бригады». Зинаида Корнышева, член этой бригады, вспоминала: «Работали не только в цехе по двенадцать часов. Очень часто после смены ходили на выгрузку торфа, на посадку картошки, озеленяли поселок. Выкраивали время и концерт подготовить. Жили дружно, все вместе, заодно».
Итогом самоотверженной работы стало перевыполнение производственного плана в 1943 году. За это предприятие удостоилось права участвовать во Всесоюзном социалистическом соревновании, и последние четыре месяца 1943 года фабрика занимала в нем передовые места.
Трудом женщин и подростков для нужд фронта выпускалась суровая марля и миткаль. Материал шел на изготовление военного обмундирования, постельного белья и перевязочных средств для госпиталей.
Также Камешковский район стал крупнейшим поставщиком торфа, который годы войны заменил донецкий уголь и использовался повсеместно в качестве топлива.
Торф горит в 2-4 раза дольше, чем дрова, но при этом обладает постоянной температурой горения на каждом этапе. Второвское торфоболото снабжало торфом Владимирскую ТЭЦ и котельные различных заводов и фабрик, Лаптевское торфоболото снабжало топливом Ивановский меланжевый комбинат. На торфодобыче тоже работали практически одни женщины и подростки, беженцы из оккупированных областей, а также женщины из Чувашии и Мордовии. Добыча велась вручную с помощью лопаты, топора и тачки.
Одна из работниц того времени В.И. Моисеева вспоминала: «Добытый в болоте торф нагружался в вагоны узкой колеи, в них транспортировался на торфсклад и выгружался. Отсюда его загружали в вагоны широкой железнодорожной линии и отправляли в пункты назначения. Всю эту работу выполняли в основном женщины и подростки. Особенно трудно было в зимнее время из-за сильных морозов и обильного снега. Приходилось ценой больших усилий вырывать из снежного плена вагоны с торфом. Кончалась в паровозе вода - добавляли вместо нее снег, кончались дрова в паровозной топке - носили торф или пни деревьев».
Сборы на важное
Поддержав инициативу ивановских текстильщиков, камешковцы включились в сбор средств на постройку танковой колонны имени М.В. Фрунзе. В 1942 году жители района направили на эти цели более миллиона рублей. Кроме денег посылали к праздникам бойцам Красной армии продукты питания, теплые вещи и подарки.
После освобождения оккупированных территорий наши земляки стали отправлять помощь пострадавшему населению западных областей. Жителям Калининской и Смоленской областей. Например, собирали обувь, верхнюю одежду, ткани, продукты, сельхозинвентарь.
Не забывали камешковцы и о тех, кто совсем рядом. Семьям фронтовиков помогали деньгами, дровами, вещами первой необходимости, ремонтом, устройством детей в ясли, детские сады и пионерлагеря.
Госпитальные будни
Свою лепту в общее дело Победы старались внести и школьники. В годы войны уроки у детей в Камешкове из трех школ шли в одной, потому что две другие отдали под переведенный из Рязанской области госпиталь. В нем до января 1943 года на лечении находились воины Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Кроме двух школ госпиталь занял также здание клуба «13 Октябрь». Всего в трех «корпусах» было организовано 1080 коек.
Летом, в дни каникул, ребята трудились в подсобном хозяйстве, участвовали в заготовке дров, собирали металлолом и макулатуру. Собранные средства направляли в Фонд обороны. Кроме того, девушки из комсомольско-молодежных бригад помогали в госпитале на перевязках, дежурили у постелей тяжело раненных, стирали бинты. Пионеры и комсомольцы навещали бойцов Красной армии с самодеятельными концертами.
С января 1943 года по апрель 1948 года в госпитале находились на лечении военнопленные. Многие попали в плен под Сталинградом.
Сегодня в фондах Камешковского районного историко-краеведческого музея хранится рукописный альбом Kameschkowo, написанный на немецком языке бывшими военнопленными - Мартином Каде, Гансом Дибольдом, Эрвином Бренеке, Зеппом Вебером и другими. Они были в плену именно в Камешкове и оставили много интересных воспоминаний о том времени.

В 1944 году «камешковские» военнопленные стали известны на всю страну. 6 июня, в день рождения А.С. Пушкина, в лагере прошел литературный вечер. Звучали стихи великого русского поэта. Это не было бы удивительным, если бы их не исполняли немцы. Сара Бланк, которая до войны преподавала немецкий язык в Одесском университете, организовала среди пленных кружок по изучению русского языка, включая творчество Пушкина. В результате лагерная администрация с разрешения начальства даже устроила своеобразные гастроли для немецких поклонников Пушкина по стране. Позднее они ставили пьесы Гоголя в своем любительском театре и гастролировали с «Ревизором» и «Женитьбой».
Память о летчиках
Еще одним интересным открытием Камешковский район обязан поисковикам. В 2012 году ребята из отряда «Небо родины» узнали, что на территории района в годы Великой Отечественной войны упал боевой самолет. Решено было выехать на место и разыскать свидетельства той катастрофы.
Несколько месяцев поисковики собирали информацию и уточняли сведения в Центральном архиве Минобороны.
В мае 2013 года отряд выехал на разведку и в поселке Мирный нашел человека - Альберта Болдина, лично видевшего и слышавшего взрыв. В 1943 году ему было десять лет. Кроме того, очень помог бывший егерь Виктор Сергеев: он дал точный ориентир - село Палашкино.
В середине лета того же года отряд «Небо родины» вновь выехал в Камешковский район, уже с экспедицией. Воронку на месте падения самолета обнаружили почти сразу, в ней нашли фрагменты двигателя, куски стоек рамочной системы и топливных шлангов, обгорелые детали дюралевой обшивки, гильзы, датчик скорости. Но самой главной находкой стали две шильды моторов с номерами, подтверждающими марку самолета и состав его экипажа.
Так выяснилось, что в камешковских лесах упал советский самолет А-20 «Бостон». Эти машины поступали в СССР по ленд-лизу из США и их переделывали под ночные истребители – устанавливали радиолокационное оборудование для поиска в ночном небе немецких бомбардировщиков. Экипаж погибшего «Бостона» входил в состав 173-го авиационного полка ночных истребителей дальнего действия особого назначения.
Полет «Бостона» был тренировочным, учебным для штурмана. С полным боекомплектом бойцы летели по маршруту Ряжск-Иваново-Ряжск, но под Владимиром попали в грозовой фронт, командир потерял управление и машина рухнула. Погибли 4 летчика, чьи имена теперь известны. Это командир экипажа старший лейтенант Константин Андреевич Медведев, 1911 года рождения; штурман лейтенант Алексей Степанович Прозоров, 1918 года рождения; штурман лейтенант Руфим Александрович Абоимов, 1917 года рождения; воздушный стрелок старшина Петр Порфирович Якименко, 1914 года рождения.
Самым опытным из них был Константин Медведев: к тому времени он налетал уже 1600 часов, а в 1942 году за бои на Сталинградском направлении получил орден «Красной Звезды».


На месте раскопа сейчас стоит памятник с именами погибших. Вообще же архивные данные свидетельствуют, что на территории Владимирской области разбилось минимум 56 боевых самолетов. Погибли более 130 летчиков, что равно почти двум авиаполкам.
У времени есть своя память - история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясающих планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, отбрасывавших назад цивилизации, разрушавших великие ценности, созданные человеком. Камешковский район эту память тоже хранит, чтит и уважает.
Источник фото: из группы «Поисковики Владимирщины» в соцсети «ВКонтакте»,администрация Камешковского района
