Чудо ткачества: браное полотно

Полотенце в технике белого бранного ткачества.
Одностороннее двухуточное белое браное ткачество - уникальный художественный промысел Вязниковского и Гороховецкого уездов, объект нематериального культурного наследия. Этот вид рукоделия - разновидность традиционного узорного браного ткачества, возник и закрепился на востоке Владимирской губернии во второй половине XIX века. В то время редкой красоты полотенца, которые крестьянские девушки ткали для своего приданого, прославили наш регион далеко за его пределами.

Браное ткачество - техника, при которой нити образуют сложные узоры с узкими просветами. Это одна из древнейших техник орнаментации ткани. Название произошло от способа создания узора и слова «брать»: нити основы «пробираются» с помощью специальной дощечки шириной 4 сантиметра с заостренным носиком - бральницы. Саму ткань создает один уток – фоновый, узорный же пронизывает ткань и ложится то на нее, то под ней, но в формировании самой ткани никакого участия не принимает. Таким образом, рисунок на поверхности полотна появляется параллельно с его созданием, ряд за рядом складывается красивейший узор.

В традиционном узорном браном ткачестве использовались, как правило, два цвета: белый и красный, но иногда дополнительный – черный. В более поздний период мастерицы брали и другие цвета. Можно также увидеть образцы, в которых тканый узор дополнялся вышивкой.

По внешнему виду браное ткачество напоминает вышивку иглой вперед: в обоих случаях цветная (а в этом случае - белая) узорная нить проходит то сверху, то снизу полотна, не включаясь в полотняное переплетение.

Техника узорного браного ткачества была очень трудоемка и требовала от мастерицы большого внимания, терпения и усидчивости, но зато позволяла выполнять самые сложные по замыслу узоры.

Красота со смыслом

Одностороннее белое браное ткачество кроме цвета отличается от традиционного тем, что выпуклый браный узор, образованный вторым (узорным) утком, в качестве которого на востоке Владимирской губернии использовали преимущественно белые хлопчатобумажные нити в несколько сложений, располагался только на лицевой стороне тканого изделия. За счет того, что нить, создающая узор, была в несколько раз толще фонового утка, создающего основное полотно, рисунок получался рельефным, выпуклым, это придавало изысканность и праздничность изделиям.

Рождение красоты.  

Вот что, в частности, говорилось об этой технике в каталоге выставки Государственного русского музея «Русское народное ткачество и керамика» за 1976 год:

«Среди многоцветных и сложных узоров народных тканей центральной полосы России выделяются своим тонким колоритом тканые изделия Владимирской губернии. Рисунок в виде человеческих фигур, геометризированных деревьев, ромбов выполнен белым или розовым утком по белому фону. Экспонируемые на выставке полотенца отличаются сложностью композиции, изысканностью цвета».

В традиционном узорном браном ткачестве изделие получалось двухсторонним, его можно было использовать как с лицевой стороны, так и с изнаночной. Занавеска, декорированная традиционным браным ткачеством, в русской крестьянской избе отделяла бабий кут от «чистой» избы и служила украшением обоих, то есть равноправно «работали» обе ее декоративные поверхности, ни одна из них не воспринималась как изнанка. Более поздний односторонний вид белого браного ткачества, который проник и закрепился в деревнях Гороховецкого и Вязниковского уездов, как отмечают исследователи с 1860-1870 годов до 1920-х, использовали для декорирования полотенец и рубах.

Почему же в уездной глубинке полотенцам отводилась столь значимая роль?

Во-первых, любое важное событие в жизни наших предков - от рождения до смерти - не могло состояться без использования полотенец. Полотенце было не просто бытовой вещью, но имело глубокий обрядовый смысл. С древности за ним закрепилось значение оберега. С пожеланием благополучия дарили узорные полотенца родным и близким на свадьбах, участвовали полотенца и в обряде сватовства. И в наши дни полотенца используются в свадебных обрядах, при крещении и погребении - настолько сильны традиции предков.

Во-вторых, большое значение придавалось орнаментам. Сама техника узорного браного ткачества обуславливает геометрический характер рисунка. Чаще всего он состоял из горизонтальных полос, заполненных ромбами, треугольниками, розетками. Впрочем, до наших дней дошли и полотенца с изображениями животных, деревьев, веточек, человеческих фигурок (чаще женских в расклиненных треугольником юбках).

В замысловатых рельефных узорах доминируют ромбы разной величины - линейные, с продленными сторонами, гребенчатые, крючковатые.

- Ромбический орнамент зародился в древности и таит в себе глубокий смысл. Ромб был символом солнца, олицетворением засеянного поля. Женская фигура символизировала род. Магический смысл фигур постепенно изменялся, орнамент обогащался новыми мотивами, - комментируют во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике. - В двух известных на сегодняшний день владимирских полотенцах в технике одностороннего белого браного ткачествав одной из полос орнамента представлены две геометризированные мужские фигуры между изображениями коней, над которыми в одном случае изображены малые птицы, в другом - маленькие растения. Спина животных имеет значительный прогиб, что характерно для северной традиции изображения оленя и лося. Это говорит о возможном влиянии традиционного узорного ткачества северных районов на наш феномен, но это утверждение требует дальнейшего изучения.

Узор как бесценное наследие.  

Некоторые исследователи связывают развитие белого браного ткачества со старообрядчеством, широко распространенным в восточной части Владимирской губернии. Можно предположить, что именно на этой почве сложился синтез новой текстильной технологии и «эстетики ревнителей древнего благочестия». Изысканный белый и бело-розовый колорит полотенец вполне мог соответствовать представлениям о светоносном начале, духовной чистоте и совершенстве.

Интересно, что создание обрядовых и праздничных полотенец в технике одностороннего двухуточного браного ткачества во Владимирской губернии не выходило на уровень промысла, мастерицы ткали для себя и для родни. Это сложное ткачество, как и вышивание, традиционно рассматривалось как дело богоугодное, которому следует посвящать досуг.

Ткачихи из соседних сел копировали орнаменты друг у друга, сочетая понравившиеся узоры, творчески дорабатывая их. Большую роль при этом, конечно, играли умения, навыки и природное чутье. Произвольно комбинировать порядок узорных полос могли только опытные мастерицы. Их часто приглашали помочь рассчитать и нужным образом заправить ткацкий стан. От этого во многом зависел конечный результат труда.

Хранители наследия

Сегодня продолжается работа по реконструкции и сохранению технологии браного ткачества на верхнем цепу как культурного феномена. Возникает огромный интерес и желание понять суть и смысл драгоценного наследия, доставшегося нам. И Владимирской области есть чем гордиться и в этой сфере.

В Доме культуры села Фоминки Гороховецкого района рукодельница Татьяна Мойкина не только сама мастерски овладела почти забытым ремеслом, но и обучает ему всех желающих. Она создает современные изделия на основе аутентичных узорных полотенец, а, самое главное, - передает эти знания и умения детям, занимающимся в студии традиционного декоративно-прикладного творчества, приобщая их к культурному наследию своих предков.

Мастерица Татьяна Мойкина - хранитель традиций.  

Чтобы повторить старинные орнаменты в точности, Татьяна Николаевна по фотографиям и полотенцам, хранящимся сейчас в музеях, изучала образцы изделий, рассчитывала нити, прорабатывала схемы рисунков. Целеустремленность и любознательность дали свои положительные результаты - сегодня Татьяна Мойкина может считаться единственным в Гороховецком районе мастером, владеющим уникальной ткацкой технологией, способным дать ремеслу новую жизнь.

Своей деятельностью в сфере народного творчества Татьяна Николаевна выполняет важную миссию - бережно хранит и развивает культуру русского народа, русской нации. С ее помощью в селе возрождается искусство наших бабушек и прабабушек. Обучающиеся на занятиях Татьяны Николаевны принимают активное участие в тематических культурно-досуговых программах, праздничных мероприятиях, а также мастер-классах, проводимых на областном, районном и городском уровнях.

Весной этого года на VI Всероссийском виртуальном конкурсе народных мастеров «Русь мастеровая», в котором свои работы представили 302 мастера из 47 регионов, решением экспертной комиссии и оргкомитета Государственного Российского Дома народного творчества имени В.Д. Поленова Татьяне Мойкиной присвоено звание лауреата III степени в номинации «Ткачество». А буквально на днях на международном фестивале «Золотое кольцо» проект «Хоровод традиций. Наследие и наследники. Время Победы», в котором Татьяна Николаевна как мастерица тоже принимала участие, был признан лучшей муниципальной практикой 2024 года.

- Мы бесконечно гордимся Татьяной и нашими мастерами, уникальными талантами, всеми, кто сохраняет и передает исконные ремесла будущим поколениям. Именно такие люди делают наш край особенным, а культуру - живой и настоящей! - подчеркивают в Фоминском сельском Доме культуры.

Отметим также, что Фоминки в этом году победили в конкурсе «Самая красивая деревня Владимирской области». С вручением Гран-при село получило признание не только красоты, но и уникальности культурного наследия. И Школа ткачества Татьяны Мойкиной здесь сыграла далеко не последнюю роль.



подпишитесь на нас в Дзен

Источник фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник,Туристский информационный центр Гороховца,Фоминский сельский Дом культуры