Чудо ткачества: браное полотно
Браное ткачество - техника, при которой нити образуют сложные узоры с узкими просветами. Это одна из древнейших техник орнаментации ткани. Название произошло от способа создания узора и слова «брать»: нити основы «пробираются» с помощью специальной дощечки шириной 4 сантиметра с заостренным носиком - бральницы. Саму ткань создает один уток – фоновый, узорный же пронизывает ткань и ложится то на нее, то под ней, но в формировании самой ткани никакого участия не принимает. Таким образом, рисунок на поверхности полотна появляется параллельно с его созданием, ряд за рядом складывается красивейший узор.
В традиционном узорном браном ткачестве использовались, как правило, два цвета: белый и красный, но иногда дополнительный – черный. В более поздний период мастерицы брали и другие цвета. Можно также увидеть образцы, в которых тканый узор дополнялся вышивкой.
По внешнему виду браное ткачество напоминает вышивку иглой вперед: в обоих случаях цветная (а в этом случае - белая) узорная нить проходит то сверху, то снизу полотна, не включаясь в полотняное переплетение.
Техника узорного браного ткачества была очень трудоемка и требовала от мастерицы большого внимания, терпения и усидчивости, но зато позволяла выполнять самые сложные по замыслу узоры.
Красота со смыслом
Одностороннее белое браное ткачество кроме цвета отличается от традиционного тем, что выпуклый браный узор, образованный вторым (узорным) утком, в качестве которого на востоке Владимирской губернии использовали преимущественно белые хлопчатобумажные нити в несколько сложений, располагался только на лицевой стороне тканого изделия. За счет того, что нить, создающая узор, была в несколько раз толще фонового утка, создающего основное полотно, рисунок получался рельефным, выпуклым, это придавало изысканность и праздничность изделиям.

Вот что, в частности, говорилось об этой технике в каталоге выставки Государственного русского музея «Русское народное ткачество и керамика» за 1976 год:
«Среди многоцветных и сложных узоров народных тканей центральной полосы России выделяются своим тонким колоритом тканые изделия Владимирской губернии. Рисунок в виде человеческих фигур, геометризированных деревьев, ромбов выполнен белым или розовым утком по белому фону. Экспонируемые на выставке полотенца отличаются сложностью композиции, изысканностью цвета».
В традиционном узорном браном ткачестве изделие получалось двухсторонним, его можно было использовать как с лицевой стороны, так и с изнаночной. Занавеска, декорированная традиционным браным ткачеством, в русской крестьянской избе отделяла бабий кут от «чистой» избы и служила украшением обоих, то есть равноправно «работали» обе ее декоративные поверхности, ни одна из них не воспринималась как изнанка. Более поздний односторонний вид белого браного ткачества, который проник и закрепился в деревнях Гороховецкого и Вязниковского уездов, как отмечают исследователи с 1860-1870 годов до 1920-х, использовали для декорирования полотенец и рубах.
Почему же в уездной глубинке полотенцам отводилась столь значимая роль?
Во-первых, любое важное событие в жизни наших предков - от рождения до смерти - не могло состояться без использования полотенец. Полотенце было не просто бытовой вещью, но имело глубокий обрядовый смысл. С древности за ним закрепилось значение оберега. С пожеланием благополучия дарили узорные полотенца родным и близким на свадьбах, участвовали полотенца и в обряде сватовства. И в наши дни полотенца используются в свадебных обрядах, при крещении и погребении - настолько сильны традиции предков.
Во-вторых, большое значение придавалось орнаментам. Сама техника узорного браного ткачества обуславливает геометрический характер рисунка. Чаще всего он состоял из горизонтальных полос, заполненных ромбами, треугольниками, розетками. Впрочем, до наших дней дошли и полотенца с изображениями животных, деревьев, веточек, человеческих фигурок (чаще женских в расклиненных треугольником юбках).
В замысловатых рельефных узорах доминируют ромбы разной величины - линейные, с продленными сторонами, гребенчатые, крючковатые.
- Ромбический орнамент зародился в древности и таит в себе глубокий смысл. Ромб был символом солнца, олицетворением засеянного поля. Женская фигура символизировала род. Магический смысл фигур постепенно изменялся, орнамент обогащался новыми мотивами, - комментируют во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике. - В двух известных на сегодняшний день владимирских полотенцах в технике одностороннего белого браного ткачествав одной из полос орнамента представлены две геометризированные мужские фигуры между изображениями коней, над которыми в одном случае изображены малые птицы, в другом - маленькие растения. Спина животных имеет значительный прогиб, что характерно для северной традиции изображения оленя и лося. Это говорит о возможном влиянии традиционного узорного ткачества северных районов на наш феномен, но это утверждение требует дальнейшего изучения.

Некоторые исследователи связывают развитие белого браного ткачества со старообрядчеством, широко распространенным в восточной части Владимирской губернии. Можно предположить, что именно на этой почве сложился синтез новой текстильной технологии и «эстетики ревнителей древнего благочестия». Изысканный белый и бело-розовый колорит полотенец вполне мог соответствовать представлениям о светоносном начале, духовной чистоте и совершенстве.
Интересно, что создание обрядовых и праздничных полотенец в технике одностороннего двухуточного браного ткачества во Владимирской губернии не выходило на уровень промысла, мастерицы ткали для себя и для родни. Это сложное ткачество, как и вышивание, традиционно рассматривалось как дело богоугодное, которому следует посвящать досуг.
Ткачихи из соседних сел копировали орнаменты друг у друга, сочетая понравившиеся узоры, творчески дорабатывая их. Большую роль при этом, конечно, играли умения, навыки и природное чутье. Произвольно комбинировать порядок узорных полос могли только опытные мастерицы. Их часто приглашали помочь рассчитать и нужным образом заправить ткацкий стан. От этого во многом зависел конечный результат труда.
Хранители наследия
Сегодня продолжается работа по реконструкции и сохранению технологии браного ткачества на верхнем цепу как культурного феномена. Возникает огромный интерес и желание понять суть и смысл драгоценного наследия, доставшегося нам. И Владимирской области есть чем гордиться и в этой сфере.
В Доме культуры села Фоминки Гороховецкого района рукодельница Татьяна Мойкина не только сама мастерски овладела почти забытым ремеслом, но и обучает ему всех желающих. Она создает современные изделия на основе аутентичных узорных полотенец, а, самое главное, - передает эти знания и умения детям, занимающимся в студии традиционного декоративно-прикладного творчества, приобщая их к культурному наследию своих предков.

Чтобы повторить старинные орнаменты в точности, Татьяна Николаевна по фотографиям и полотенцам, хранящимся сейчас в музеях, изучала образцы изделий, рассчитывала нити, прорабатывала схемы рисунков. Целеустремленность и любознательность дали свои положительные результаты - сегодня Татьяна Мойкина может считаться единственным в Гороховецком районе мастером, владеющим уникальной ткацкой технологией, способным дать ремеслу новую жизнь.
Своей деятельностью в сфере народного творчества Татьяна Николаевна выполняет важную миссию - бережно хранит и развивает культуру русского народа, русской нации. С ее помощью в селе возрождается искусство наших бабушек и прабабушек. Обучающиеся на занятиях Татьяны Николаевны принимают активное участие в тематических культурно-досуговых программах, праздничных мероприятиях, а также мастер-классах, проводимых на областном, районном и городском уровнях.
Весной этого года на VI Всероссийском виртуальном конкурсе народных мастеров «Русь мастеровая», в котором свои работы представили 302 мастера из 47 регионов, решением экспертной комиссии и оргкомитета Государственного Российского Дома народного творчества имени В.Д. Поленова Татьяне Мойкиной присвоено звание лауреата III степени в номинации «Ткачество». А буквально на днях на международном фестивале «Золотое кольцо» проект «Хоровод традиций. Наследие и наследники. Время Победы», в котором Татьяна Николаевна как мастерица тоже принимала участие, был признан лучшей муниципальной практикой 2024 года.
- Мы бесконечно гордимся Татьяной и нашими мастерами, уникальными талантами, всеми, кто сохраняет и передает исконные ремесла будущим поколениям. Именно такие люди делают наш край особенным, а культуру - живой и настоящей! - подчеркивают в Фоминском сельском Доме культуры.
Отметим также, что Фоминки в этом году победили в конкурсе «Самая красивая деревня Владимирской области». С вручением Гран-при село получило признание не только красоты, но и уникальности культурного наследия. И Школа ткачества Татьяны Мойкиной здесь сыграла далеко не последнюю роль.
Источник фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник,Туристский информационный центр Гороховца,Фоминский сельский Дом культуры
