Подробности дела о нападении подростков на мужчину у KFC в Смоленске
Около 20:00 26 апреля 2024 года Татьяна Федоркина закрыла торговую лавочку в ЦУМе и направилась в сторону остановки. В это время она заметила недалеко от второго входа в торговый центр компанию молодых ребят. Подростки что-то шумно обсуждали, смеялись и толпились возле коленопреклонного взрослого мужчины.
– Все происходило у витрин ресторана KFC. Подростки лет 16-ти кричали на мужчину лет сорока. Тот явно был в состоянии алкогольного опьянения и не мог совладать с координацией, не то что членораздельно отвечать группе молодых людей. Я подошла ближе, опасности не ощущала. Сказала компании, чтобы они оставили человека в покое, не конфликтовали. На что один из них ответил, что тот оскорбил его мать, – давала позже показания Татьяна.
Женщина отдельно отметила, что сама лично не слышала каких-либо оскорблений со стороны выпивохи. Зато брань вовсю лилась из уст подрастающего поколения.
Решив не связываться с подростками, Федоркина стала обходить возбужденную толпу. В этот момент один из подростков схватил мужчину сзади за руки, но не справился с весом взрослого человека и сам вместе с пленником повалился назад, задев витрину.
Нетрезвый мужчина попытался подняться на ноги и оказался на четвереньках. Один из подростков, увидев человека в беспомощном состоянии, решил продемонстрировать приятелям свою силу и с размаху ногой ударил незнакомца по лицу.
Жертва вскрикнула и без сознания рухнула на декоративные плиты. Кровь струйкой потекла по стыковочным швам. Компания «смельчаков» поспешила ретироваться с места преступления.
– Я как только увидела, что они сделали, тут же вызвала скорую. Пыталась кричать тому подростку, который ударил, но тот не останавливался и просто ушел, бросив истекавшего кровью мужчину. Я хорошо запомнила его лицо и узнаю при встрече, - заявляла свидетельница.
Пострадавшим оказался местный житель Михаил Прокопов. Не пропоица и не маргинал. С собой у него находились бумаги, которые помогли идентифицировать его личность в больнице. Сам он не сразу пришел в себя – ударом ноги малолетний агрессор сломал мужчине челюсть в двух местах: ветви справа и тела слева. Повреждения эксперты классифицировали как вред здоровью средней тяжести.
Первые показания Прокопова сразу определили: в поисках нападавшего он не помощник, так как до рокового момента знать не знал подростка.
ИЗ ПОКАЗАНИЙ МИХАИЛА ПРОКОПОВА:
«Это была пятница. После работы мы с другом вместе отправились в общественную баню, расположенную в районе Краснинского шоссе, ближе к улице Николаева. Там парились и выпивали. Уже позже, когда разошлись, я проголодался и пошел в закусочную на Октябрьской Революции. Затем помню смутно. Очутился около «Ростикса». С собой у меня оказалась марихуана. Мы употребили ее с ранее неизвестным мне мужчиной. Потом в здании кафе компания подростков узнала, что у меня есть запрещенное вещество с собой и стали требовать его отдать. Я отказался и произошел конфликт».
Потерпевший пояснил, что помнил, как на него словесно нападали подростки и как он ругался на них, но не на кого-то конкретного. А затем чувствовал, как его толкают, после чего «отключился».
– Я 23 часа провел без сознания. Еще 10 дней проходил интенсивное лечение, потом восстановление. За это время лишился источника дохода, не успел вовремя выплатить алименты – мой ребенок остался без денег. Примиряться с нападавшим я не буду и хочу, чтобы он получил строгое наказание. Никаких причин уродовать жизнь человеку у этого сопляка не было! – сердился забинтованный Прокопов.
Кто именно сломал ему челюсть, Михаил не видел, так как был сосредоточен на том, чтобы подняться с колен. Ни одного человека из компании, окружившей его, он не знал. Но…
Преступление от начала до конца было записано на камеры видеонаблюдения. И на многих кадрах очень четко запечатлелось лицо агрессора. На кадрах был щуплый, невысокий парень в модной одежде. Во время нападения он украдкой посматривал на «своих пацанов»: видят ли? Оценят ли? Как отреагируют? А те минуту до этого толпой толкали выпивоху.
Ни раскаяния, ни хотя бы испуга или капли сострадания на лице нападавшего не отразилось, когда он увидел, что избитый им человек потерял сознание. Он улыбался.
Перемещение компании попало и на другие городские камеры. Теперь вычислить место жительства и имя агрессора было делом техники. К тому же полицейские проверили, не покупали ли в этот период подростки что-либо картой в кафе. Остаться безнаказанным не получилось. Молодого человека задержали.
Егор Ростиков, тот самый нападавший, всего за девять дней до преступления отметил свое совершеннолетие. Как говорится – попал. Парень не был местным – официально он проживал в деревне Смоленского округа, нигде не учился и официально не работал.
Знакомые семьи рассказывали, что у матери Егора была тяжелая беременность, ходили слухи о патологии. В школе, где учился подозреваемый о нем помнили, как об ученике, который очень трудно усваивал школьную программу и имел серьезные нарушения в поведении.
Еще до уголовного дела парень попал на прием к психиатру. Тогда ему поставили диагноз «органическое эмоционально-лабильное расстройство». Во время следствия эксперты подтвердили заболевание, но отметили, что оно выражено не так сильно, чтобы лишать Ростикова осознанности. «Эмоциональные качели» и непоколебимая убежденность в своем субъективном мнении – черты, которые не делают Егора ни опасным для общества, ни невменяемым.
Ни он, ни кто-либо из компании не упоминал в показаниях ни слова о марихуане. С момента нападения прошло несколько дней, поэтому вычислить, курил ли кто-то из подростков было невозможно. Так что тот самый «компаньон», употреблявший с жертвой перед нападением, остался инкогнито.
ИЗ ПОКАЗАНИЙ ЕГОР РОСТИКОВ:
«Я признаю, что ударил правой ногой в лицо потерпевшего. Но сделал это не из хулиганских побуждений, как записано в деле. В тот вечер я гулял с друзьями около KFC. Мы зашли внутрь, там я увидел, как неизвестный мужчина пытался вывести на улицу Прокопова, который хотел проникнуть в служебное помещение. Он попросил помочь нам не пустить его обратно внутрь. Мы пошли следом к крыльцу. Прокопов ругался на всех окружающих, в том числе, упомянул в плохом ключе мою мать. Я к нему подошел и сказал, чтобы он прекратил. В этот момент другой парень из компании стал его удерживать сзади».
В остальном Ростиков повторял показания, данные свидетельницей и своими дружками. Он признал, что на записях камер именно он. А также заявил, что предпринял несколько попыток примириться и принес извинения жертве.
Несмотря на доказательства, признание вины и множество свидетелей, перед судом встала нелегкая задача: предстояло признать или опровергнуть мотив «хулиганские побуждения» в деле. С одной стороны – если «гость» кафе вел себя неадекватно, если он оскорблял, у Егора был хоть какой-то объяснимый мотив. Но с другой – он избил ногой по лицу человека, который не мог стоять на своих двоих. В разрешении этой дилеммы существенно помогла видеозапись. Хулиганский мотив был доказан.
– 6 февраля 2025 года Ленинский районный суд Смоленска признал Егора Ростикова виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «д» ч.2 ст. 112 УК РФ (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью из хулиганских побуждений) и назначил ему три года условно с испытательным сроком три года, – сообщила нам Юлия КАЗАКОВА, старший помощник прокурора Смоленской области по взаимодействию со СМИ и общественностью.
Смоленск
(Имена и фамилии фигурантов уголовного дела изменены по этическим соображениям. – Прим. ред.)
Источник фото: https://ru.freepik.com/
