Дела предков: лодки и гуси

Макет уникальной мещерской лодки.
В 70 километрах от Владимира на реке Гусь стоит город Гусь-Хрустальный, куда обычно туристы едут посмотреть на Георгиевский собор и полюбоваться уникальной коллекцией хрусталя. И мало кто знает, что через дорогу, напротив собора, в одноэтажном здании из красного кирпича располагается историко-художественный музей, где тоже немало интересного.

Музей «уходящей Мещеры», который хранит историю заповедных мест на границах Владимирской, Рязанской и Московской областей. Один из любопытнейших экспонатов – макет лодки-гусяны. Издавна такие лодки использовали как средство передвижения по маленьким, извилистым и не очень полноводным, а местами и вовсе заболоченным рекам.

Забытые техники

«Всего в сорока километрах от реки Гусь, параллельно протекает знаменитая Бужа, впадающая в систему Мещерских озер. У ее берегов стоят блочные черные лодки-однодеревки с долблеными бортами, изготовленные по древней технологии, сохранившейся еще с каменного века. Паустовский их сравнивал с полинезийскими пирóгами. На реке Гусь, как в другом царстве-государстве, таких лодок никогда и не видели. Здесь были лодки свои - гусяны. Причина такого отличия - в характере водотока этих рек», - рассказывал в своей краеведческой работе «Лодка гусяна с речки Гусь» теперь уже экс-директор Гусь-Хрустального историко-художественного музея, член сообщества «Сердце Мещеры» Николай Скулов.

Речная система Бужа – мещерские озера – Пра характеризуется широчайшими, до горизонта, разливами с очень медленным течением, господством ветра, высокой и очень опасной волной, даже в наше время. А в древности, с весны, водная система Пра-Бужа с разливами озер превращались в мелководные моря. Летом же в протоках, среди островов и зарослей тростника легко можно было заблудиться, как, впрочем, и сейчас. Поэтому Бужу и Пру в качестве дороги использовали только в зимнее время, летом на них ходили охотники за мехом бобров, выдры, норки, белки, ловить рыбу, а в страшные дни войны там прятали детей и стариков на островах.

Лодки-гусяны, отмечает краевед, предназначались не для охоты и рыбной ловли, как «долбленки» на Буже, а для перевозки товаров и людей. В судовых энциклопедиях русского речного флота такие лодки называют «крытые барки низового сплава». Ходили они по рекам Мещеры, по Оке, Волге и ее притокам вплоть до появления паровых судов. Так, в середине XVIII века именно на гусянах Аким Мальцов - основатель Гусевского хрустального завода - вывозил свою хрустальную продукцию на продажу в крупные города Волго-Окского бассейна.

Николай Скулов утверждает, что прототипы лодок-гусян появились, предположительно, еще до крещения Руси и по своему устройству были похожи на усовершенствованные плоты. Их строили так, чтобы они, при наименьшей осадке, поднимали большой груз. Поэтому они были легкими, широкими и длинными, с плоским дном и низкими бортами. Нос и корма гусяны были тупо закругленными, палуба покрывала лодку только у кормы, которая несколько возвышалась над боками и на ней устанавливалась палатка или шатер.

Такая форма судна увеличивала их вместимость и грузоподъемность, но делала их упористыми на ходу. Эта неповоротливость гусян в сильную непогоду вынуждала их становиться у берегов или в бухтах, пережидая ветер. В Петровские времена стали делать гусяны с мачтой. Такие лодки называли полугусянами. При попутном ветре на них поднимали небольшой парус, ускорявший ход.

«Управлялась гусяна двумя широкими веслами, установленными на носу и корме. Лодка была непотопляемой, не могла перевернуться, но на большой воде при сильном ветре ее захлестывали волны. Поэтому в плохую погоду на больших реках гусяны швартовались у берегов. Лес на их постройку употреблялся еловый. Отслужившие свой срок гусяны разбирали на дрова», - писал Николай Скулов.

Впервые такие лодки стали строить в знаменитом торговом селе Гусский Погост - в устье реки Гусь, недалеко от села Веркутец, названного позже Гусь-Баташовский или Гусь-Железный. Имея простейшую конструкцию корпуса, гусяны получили широкое распространение благодаря простоте постройки и удобству их погрузки и разгрузки.

Гусяна на погрузке.  

По мере увеличения грузопотока лодки стали делать более внушительных размеров, и они превратились в огромные грузовые барки с четырехугольной палубой, свешенной к корме и носу. Длина таких судов достигала 46 метров, ширина – 10 метров, осадка - до 5 метров. Служили они по 7-10 лет и могли перевозить до 800 тонн груза! Против течения такое судно тянули 100 бурлаков-гусянщиков.

«В верховьях реки Гусь - в Гусе-Мальцовском и в Гусь-Парахине, рядом с Тесерьмой, мастерили трех-, четырех- и шестиместные гусяны как грузопассажирский речной транспорт. Как выглядели лодки-гусяны в нашей местности, уже никто и не помнит. Не сохранилось также ни описания, ни рисунков. Поиски в литературе и архивах ничего не прояснили, тогда я поехал в Нижегородский исторический музей и там (о, радость!) нашел изображение нашей лодки. Теперь небольшие модели лодки-гусяны и ее описание можно увидеть в экспозиции нашего муниципального музея, рассказывающей о Мещере и реке Гусь», - отмечал краевед Скулов.

Преданья старины глубокой

В одной из витрин музея можно увидеть реконструкцию древнейшего водного торгового пути, соединявшего среднее течение рек Оки и Клязьмы, по рекам Гусь, Колпь и Судогда как одно из ответвлений Волжского Серебряного пути, в обход Волжской Булгарии. Купцы с Востока прибывали в устье реки Гусь в Гусский погост. Нередко этот торговый путь называли еще Меховым и Медовым, так как торговали мехами и продуктами, связанными с бортничеством.

Погост стоял на реке Гусь в двух километрах выше от ее впадения в Оку. По находкам археологи установили, что на Гусском погосте были языческое капище и плавильни для железа, а недалеко находился конный брод для перегона табунов через Оку.

Арабский купец Хасан ибн Руст в IX веке прошел водным путем по Волге в Оку, затем в Клязьму, Нерль Клязьминскую, в Плещеево озеро, а затем через Нерль Волжскую вернулся на Волгу. В своем отчете халифу он упоминает Гусский погост и пишет, что арабские купцы расплачивались серебряными дирхемами и солью.

А в XVII веке Гусевский Погост слыл бойким ярмарочным местом и даже сделался торговым конкурентом соседнего города Касимова - столицы маленького татарского царства, образовавшегося двумя веками ранее в глубине Руси.

Музей истории и главного символа

Еще одна экспозиция, получившая особую популярность, посвящена символу города - гусю. Это своеобразный «музей в музее», который рассказывает о легендах и приметах, связанных с этой птицей и ее почитанием в различных религиях и культурах.

Культ гуся был распространен по берегам реки Гусь и Мещерских озер более пяти тысяч лет назад в поселениях, относящихся к Волосовской культуре. Археологи раскопали здесь десятки объемных изображений головок гусей - глиняных, каменных и костяных. Обилие костей гусей говорит о том, что местность была одним из центров одомашнивания этой птицы.

В наши дни в Гусь-Хрустальном возрождено празднование Дня Никиты-Гусятника, а в музее представлено более двухсот фигурок с изображением гусей и художественных композиций с ними. Материалы, из которых они выполнены, самые разные. Здесь и цветное стекло, и керамика, и кварц, и ткань, и бумага (техника квиллинга), и, конечно, хрусталь.

Особое восхищение у туристов обычно вызывает комбинированная художественная композиция из стекла и художественного фото «Река времени». Она рассказывает об истории возникновения и заселения Мещеры по мотивам сюжета о Матери-Гусыне из древнего карело-финского эпоса «Калевала». В нем птица устраивает гнездо на колене Матери Воды и откладывает яйца, которые, выкатившись, разбиваются, а их кусочки превращаются в землю, небо, солнце, луну и тучи.

Композиция «Река времени».  

Как видите, даже обычный краеведческий музей в районном центре может рассказать немало интересного. Ну а закончить этот рассказ уместно упоминанием фразы промышленника Алексея Мальцова, благодаря которому и возник на реке Гусь город Гусь-Хрустальный. «Да будет память Отечеству моему», - гласит музейный свиток, написанный, разумеется, гусиным пером.

Такие малые музеи, как в Гусь-Хрустальном - это оплоты сохранения памяти поколений. То, что сегодня кажется обыденным, незыблемым, вечным, завтра может стать неизвестным, безликим, чужим, и чтобы этого не произошло, районные музеи изо дня в день проводят рутинную работу, уходящую в века.

КСТАТИ

Технология изготовления мещерских черных лодок благодаря мастерству народных умельцев дожила до наших дней. Лодка состоит из пяти частей: плоского днища, двух прямых бортовых досок, долбленых по всей длине в виде желоба, и двух оконечностей - кокор. Оконечности лодки делаются одинаковыми по форме, благодаря чему судно может хорошо ходить и вперед, и назад, не разворачиваясь. На некоторых лодках носовая и кормовая вставки имели прямую (горизонтальную) плоскость, на других - дугообразную (в виде желоба). В настоящее время, мастера сколачивают части корпуса железными гвоздями и скобами, а ранее, «сшивали» распаренными корнями и пропитывали горячей смолой. У такой лодки одно длинное весло-гребок, так что можно передвигаться и сидя в лодке, и стоя. Техника такой гребли древняя и появилась в эпоху позднего мезолита (конец среднего каменного века).

Одним из последних мастеров по изготовлению лодок-долбленок в Мещере считался Николай Иванович Гогин из деревни Демидово.



подпишитесь на нас в Дзен

Источник фото: poznayka.org,visit.gusadmin.ru,Гусь-Хрустальный историко-художественный музей