Кожевенных дел мастера
Еще в каменном веке появились одежда из шкур, первые кожаные ремни, сумки, обувь, доспехи и прочие предметы бытового назначения. Известно, что на Руси уже в VI-VII веках применялись различные способы обработки кожи. Знания и технологии этого непростого дела формировались постепенно, и к XII веку на многих русских территориях было уже хорошо налажено кожевенное производство. Оно обеспечивало людей широким спектром изделий - от одежды и обуви до предметов быта и оборудования. Из обработанной тончайшей кожи изготавливали даже книги (тончайший пергамент и переплеты, которые украшали с помощью тиснения, выжигания, раскрашивания, золочения). А еще из кожи делали непромокаемые мешки для сыпучих продуктов и пороха, ремни, ножны, конные седла и сбруи, ведра для воды.
Для кожевенного производства требуется специальная обработка шкур животных. Каждая разновидность имеет свои особенности: одна эластичнее, другая прочнее, какая-то тоньше, какая-то толще и так далее. Обработанная кожа делится на три вида: сырая, сыромятная, дубленая. Разница у них еще и в долговечности. А вот этапы обработки кожи сохраняются с древних времен практически неизменными. Разумеется, многое в современном мире давно механизировано, применяются современные химические вещества, повышающие качество и ускоряющие процесс обработки, но сначала, как и множество веков назад, кожу очищают от грязи, вымачивают и освобождают от шерсти. Затем наступает черед дубления. Кожу, дубленую по старым рецептам, с использованием органических дубильных веществ, можно отличить хотя бы по цвету. Она либо белая, либо желто-коричневая. Далее материал проходит двоение: шкуры расслаивают на два, а то и три слоя. Получается лицевая сторона и спилок. Из лицевой стороны производят самую качественную кожу, а и из спилка делают кожи подешевле. Затем в специальных барабанах кожу красят, придают ей мягкость и износостойкость. Во время финишной отделки задаются блеск, дополнительные цвета, тиснение, фактура и прочие «спецэффекты».

О выделке кож в Муроме
Одним из центров кожевенного производства на Владимирской земле традиционно был Муром и прилегающие территории. Точных данных о времени возникновения кожевенных промыслов в Муроме сегодня нет, но первые упоминания кожевенного дела в письменных источниках относятся к XVI веку. Например, в «Повести о водворении христианства в Муроме», которая была написана как раз в середине XVI века (а упоминаемые в ней события происходят на 300-500 лет раньше. – Прим. ред.), говорится, что единственное из развитых ремесел - выделка кож «для богатых одеяний». То есть, по сути, отмечается высокое качество продукции.
В древности муромские мастера заимствовали рецепт выделки телячьих шкур у соседнего государства - Волжской Булгарии - и изготовляли высочайшего качества сорт кожи: муромскую красную юфть, которая, как утверждают историки, имела большой спрос на средневековом рынке.
Кожевники, предположительно, составляли до четверти всех ремесленников города. Как и во всех русских городах, в Муроме производства, связанные с загрязнением воды, выносились на окраины города вместе со своими слободами. Поэтому район проживания кожевников находился рядом с Окой, ниже по течению от города (сегодня сохранилось название улицы - Кожевники). Сырье для производства давали охота, импорт и местное животноводство. Сбывали же свою продукцию муромляне на еженедельных и ежегодных торгах и ярмарках.
Еженедельные торги проходили в уездных селах: определенный день – определенное село.
Годовые ярмарки проводились в Глебове и Новосёлках. На эти торги съезжалось от 300 до 3000 человек. Здесь же закупалось сырье.
Торговали муромской юфтью в Оренбурге, а по Оке и Волге - вплоть до Астрахани. Иностранным купцам на вывоз муромской юфти следовало получить разрешение государя, поскольку она считалась «заповедным» товаром.
В середине XVIII века в Муроме было около полутора десятков кожевенных заводов, а через столетие - более двух десятков, третья часть всех кожевенных производств во Владимирской губернии.
Несмотря на развитие производства, технологии выделки кожи отличались крайней консервативностью. Научная система выделки кож в силу сложного химического состава исходного материала не была разработана вплоть до XX века, говорят эксперты. А вот рынок сбыта кожи менялся. В течение XIX века в Европу стали завозить аргентинские кожи, развивавшаяся в то время в Германии химическая промышленность предложила новые технологии обработки. В результате муромская юфть оказалась неконкурентоспособной из-за дороговизны и была вытеснена с европейского рынка. И все же Муром до начала XX века жил и процветал благодаря торговле юфтью и удивительными по красоте изделиями из нее.

О том, как кожевенное производство в Муроме свернулось, дают представление документы начала XX века. В 1905 году в городе оставался всего лишь один скорняжный завод А.И.Вощинина и один кожевенный завод Торгового Дома Адриана Мяздрикова сыновей. После революции кожевенный завод был национализирован и получил название «Красный Октябрь». Какое-то время он еще работал, но выработка валовой продукции неминуемо сокращалась. В 1923 году в проекте организации Муромского промышленного округа, где всесторонне анализировалось состояние региона, прозвучал сакраментальный вывод: «Обработка кожи и шерсти… большим развитием не пользуются». Вскоре выделка кож, известная в Муроме со времен средневековья, прекратила свое существование. В напоминание о себе промысел оставил на берегу Оки улицу с названием Кожевники, овраг Бучиха и филиал московской обувной фабрики «Скороход», которая закончила свои дни в период перестройки.
Превращает ремесло в искусство
Сегодня, когда общество очень ценит возвращение к народным традициям, художественная обработка кожи получает, можно сказать, второе рождение и снова обретает популярность. Старинное муромское кожевенное ремесло продолжают небольшие частные производства и индивидуальные художники. Например, муромская юфть возвращается на художественный рынок России благодаря авторской технике резьбы по коже мастера декоративно-прикладного искусства Ольги Некротковой.

Художница владеет широким спектром профессиональных навыков и работает с различными материалами: текстилем, керамикой, бумагой, берестой, бисером. Но все же основным ее творческим направлением, в котором она добилась уникальных успехов, является художественная обработка кожи.
На основе профессионального изучения истории муромских ремесел мастерица возродила технику изготовления и обработки толстой телячьей кожи, чтобы на выходе получить ту самую, знаменитую муромскую юфть. Ольга Алексеевна работает в местном Доме народного творчества и прославилась изготовлением авторских декоративных панно.
В своих работах она использует разные техники художественной обработки кожи: резьбу, перфорацию, плетение, драпировку, жарку, тиснение. Этим навыкам Ольга Некроткова посвятила 30 лет жизни, и сейчас у мастера много последователей. Авторский подход заключается в том, что рисунок на кожу наносится острым инструментом, и после тепловой обработки мелкие надрезы образуют тонкие линии и штрихи, а глубокие разрезы - широкие линии. Затем изделие раскрашивается или акриловыми красками.
Художница создает свои шедевры, как правило, в один прием, чтобы сохранить принятую в данном изделии глубину надрезов. Уникальность техники состоит в том, что каждая работа - это импровизация. Никаких черновых набросков и эскизов – все выполняется сразу на чистовую, а план работы только в голове.

На некоторые работы мастер тратит и по 12, и по 17 часов без перерыва, но говорит, что на любимое дело не жалко и ста часов. Повторить ее технику пока никто не смог. В копилке увлечений Ольги есть и пейзажи, и портреты, и акварель, и графика, и масло, и лаковая миниатюра, но работа с кожей затмевает все.
- Я как коллекционер, только вместо монет и марок собираю навыки и ремесла, - шутит она.
Как педагог Ольга Некроткова разработала серию мастер-классов по художественной обработке кожи, которые называются «Муромские фенечки». Почти ежегодно на разных площадках во Владимирской области проводятся ее персональные выставки, а кроме того, она дипломант ряда международных, всероссийских и межрегиональных выставок и фестивалей декоративно-прикладного искусства.
Работы Ольги Некротковой есть в фондах Областного Центра народного творчества, Дома народного творчества округа Муром, в частных коллекциях в России и за рубежом. Эскизы художницы неоднократно использовались для оформления муромских праздников. Также в Доме народного творчества Мурома Ольгой Некротковой создана экспозиция, которая неизменно вызывает большой интерес у туристов и гостей города.
Источник фото: traditions33.ru
