Сакральные камни Псковской области - исчезающие святыни или живые обереги?!

OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Не приведи Господи дожить до времён, когда земляки скажут: «Где-то там был камень, которому поклонялись наши пращуры...». Не секрет, что журналисты народной газеты «КурьерЪ» не раз и не два рассказывали про древние культовые валуны, начиная от дновских каменных змей-ящеров в Дуброво, заканчивая святынями Себежского Афона (Афанасьевой Слободой).

Вспомним

наших подвижников

В первом варианте речь шла о больших и малых камнях в пойме реки Полонки: с нишами для целебной воды, в форме «грибов-фаллосов» или змей-ящеров, которым поклонялись наши предки.

Во втором варианте – о православных крестах, сделанных из древних идолов. Данные факты рассказал и подтвердил талантливый псковский археолог и специалист по дохристианским святыням, скоропостижно ушедший из жизни Анатолий АЛЕКСАНДРОВ (1953-2025).

В 1993 году именно Анатолий Алексеевич вместе с искусствоведом Еленой МОРОЗКИНОЙ, журналистами Владимиром ФЁДОРОВЫМ и Изотом (Иезекилем) ЖУРАВСКИМ обнаружили потерянный было камень св. Владимира в Буднике на берегу Черёхи. Три года назад исследователь предсказал через святыню и проявившийся древний крест с голгофой окончание СВО («Война с Украиной. Осталось ждать совсем немного?!», №29, «КрЪ»).

Беда в том, что подобные святыни часто разворовываются или заменяются. Так было с «космическим» крестом из моего родного себежского-томсинского погоста Чепелёво.

Но древние обереги могут и должны работать не на кладоискателей и денежных мешков, а на всю Псковскую область! И сегодня я с радостью предоставляю слово известному питерскому путешественнику, первооткрывателю «Неизвестной Псковщины», страстному защитнику истоков реки Великой и другу редакции Дмитрию НОВИКОВУ. Каждый год он радует нас новыми открытиями в букете «каменных оберегов» (позволю лишь слегка прокомментировать его находки. – О.К.).

 

Реальные свидетели

 истории

«Короток век человека на планете. Климатические изменения, природные катастрофы, войны, болезни привели к тому, что за небольшой по геологическим меркам срок канули в небытие целые цивилизации, оставив после себя редкие свидетельства былого величия: египетские пирамиды, затерянные города и храмы Южной Америки доколумбовой эпохи, истуканов острова Пасхи, артефакты античной Греции и древнего Рима, каменные лабиринты, петроглифы, различные мегалиты, кромлехи, дольмены, менгиры, «бабы»... Именно камни стали

свидетелями человеческой истории, «проводниками» из прошлого в настоящее, как самый долговечный и надёжный связующий материал.

С камнями связаны поверья, сказки, легенды. Камням приписывают свойства лечебного и эзотерического характера, ими определялись границы земель. Культовые камни являются объектами религиозного поклонения и паломничества, им приносят дары и пожертвования. Согласно официальным данным в Псковской области насчитывается не менее 130 известных культовых камней, хотя, уверен, их в разы больше!»

«К сожалению, процесс перетока населения в крупные города, где есть оплачиваемая работа, развитая инфраструктура и социальная сфера, свойственен всем развитым странам. Убыль сельского населения стала одной из черт современности. Вместе с исчезающим поколением и отсутствием преемственности, безвозвратно уходят сказания и легенды о камнях. Кроме того, расширение обрабатываемых в советское время сельхозугодий, вырубка лесов, мелиорация привели к потере камней, о которых остались записи лишь в исторических хрониках. Такой процесс разрушения нанёс второй удар: исчезновение деревень, «обезлюживание территорий», ликвидацию колхозов, дорог, зарастание и заболачивание бывших полей...

Сейчас сложно найти в деревнях более-менее внятную информацию о культовых камнях, поэтому ту, что удалось услышать, нужно сразу передавать потомкам, чтобы не потерялась».

О.К.: цитата из Дм. Новикова (ТАСС, 21.09.2020 г.): «Среди малоизвестных достопримечательностей Псковщины я рассказываю в том числе о камнях, имеющих славу аномальных и мистических. Один из них – камень «Добряк», известный как камень, способный выполнять желания. К нему даже возят экскурсии... Но это дело каждого, во что и как верить. Моя задача – показать значимость культовых камней!»

 

Дно. Камень… 

Богатырский!

«В дновской деревне Вилошки у правого берега речушки Дубёнка испокон веков лежал камень-следовик. Местность эта, после того как вырубили лес, стала заболачиваться, камень покрылся мхом и просел... Согласно преданию, Богатырь, ведя под уздцы своего коня, ступил на камень, да так, что следы эти тут же застыли. На камне отпечатался каменный «прорез» от богатырского меча. В апреле 2021 года я с друзьями провёл зачистку камня, чтобы в деталях всё рассмотреть. И искомые отпечатки стали чётко видны: след ступни Богатыря, касание мечом поверхности камня, выше было «копыто» от лошади. Но судя по размеру обуви, Богатырь оказался не совсем богатырского роста (хотя явно крепкий и коренастый).

Кадастр Псковской области гласит: «К северо-западу от деревни, за рекой Дубёнка, в 100 метрах к западу от моста, в кустарнике, находится культовый камень-следовик 2-й пол. I тыс. н.э. и 1-й пол. II тыс. н. эры». Жители верят в чудодейственную силу камня и приходят к нему с просьбами... Но на этом культ камней на дновской земле не ограничивается».

 

А ещё есть…

Бесовы следочки

«Было время, когда дновскую деревню Горушку, в средние века и в XIX веке, связывала с Новгородчиной дорога. Именно здесь и лежит камень под названием «Бесовы следочки».

Найти его помогла уроженка этих мест Валентина КАЛИНИНА. Камень зарос бурьяном и труднопроходимым кустарником. После длительного поиска был найден бугор, покрытый травой и сухими ветками. Чтобы «оживить» валун, пришлось взяться за коррозионную щётку. По факту очищенный камень под

пугающим названием «Бесовы следочки» оказался продолговатым валуном из серой породы, с ярко выраженными углублениями. Камень имеет весьма любопытную историю.

– В нашей деревне Горушка ещё в довоенное время ходила легенда, что эти углубления оставлены копытцами беса, – поделилась Валентина Калинина. – В детстве мы вставляла из любопытства по очереди босые ноги в отпечатки бесовых копыт, как бы примеряя их...

Родители, и особенно старики, запрещали это делать, пугали непослушных ребят как бесовыми следочками, так и самим камнем. Увы, откуда и зачем прогуливался здесь бес и оставил свои следы, уже никто не помнит».

О.К.: от себя замечу, что в Себежском районе, у родовой деревни Одерёво (по дороге на Леохново) тоже есть так называемый Чёртов камень «со следочком». В тёмное время суток валун этот водил путников по кругу, но во время уже российской мелиорации был перевёрнут «следочком» в землю.

– Главное во время любого общения с культовыми камнями, не нарушать их энергетику, – подчеркнул мне Владимир Георгиевич, наш верный читатель из деревни Дорожино, знаток палкинских камней. – У меня есть на болоте свои камни, они тоже исчезают и появляются, но я их всегда глажу при встрече.

Если учесть, что дновская рассказчица, Валентина Алексеевна, прожила долгую и счастливую жизнь, то, как минимум, НЕ нарушила внутреннюю ауру «Бесовых следочков», какую бы функцию они не выполняли.

Не могу не вспомнить другой древний дновский валун – «Камень-валенок», у деревни Щиленка в урочище Чигирим. Воспоминания о нём записал в своём неопубликованном дневнике писатель-краевед Сергей МЕЛЬНИКОВ (1939-2005?). Увы, точное место нахождения камня уже утрачено. Жаль, так как истории о «Камне-валенке» от Сергея Екимовича более чем захватывающие.

 

Локня. Старостино.

«Крестовик»!

«Вблизи урочища Ручьи, недалеко от д. Старостино Михайловской волости Локнянского района находится камень-крестовик. Лежит он на краю полянки, недалеко от русла ручья.

Видны беловатые жилы, образующие правильное перекрестие. Сами очертания очень похожи на типичный 4-конечный или латинский крест. Камень расколот на две неравные части, высота – столба и перекладины – над поверхностью до
40 см; с нижнего ракурса может показаться, что это некие щупальца гигантского осьминога, охватывающие валун. Я не обнаружил явных следов обработки, хотя за многие столетия они могли сгладиться из-за природной эрозии. Учитывая структуру камня, могу предположить: «крест» скорее всего имеет естественное природное происхождение, да и никаких местных сказаний, связанных с этим камнем, не было выявлено».

О.К.: в любом случае, согласитесь, данный валун и ему подобные достойны того, чтобы быть включёнными в будущую туристическую карту каменных артефактов.

 

Невель. Дегтево.

Дедов камень

«Вблизи от линии электропередач и деревни Дегтево (Ивановская волость Невельского района) можно найти другой характерный камень-следовик с отпечатком 40-41 размера.

После очистки от хвои и листьев чётко просматривается отпечаток правой ступни. Как будто человек наступил на мягкую, пластичную каменную породу, навеки оставив след. Это – Дедов камень! Старожилы особо подчеркнули: около Дедова камня бил из земли родник с ледяной и очень вкусной водой – иссяк после проведения мелиорации.

Ещё говорят, что в советское время Дедов камень пытались свернуть трактором. Под валуном искали клад (следы подкопа отчётливо видны). К счастью, глыбу сдвинуть не удалось. Ходили легенды, что возле Дедова камня стояла церковь (часовня?), но в источниках ничего найти не удалось.

Уверен, немало и других культовых камней живёт своей жизнью в каждом районе Псковщины. Время от времени о них мелькают вести в сети. Мой совет один: если вы оказались у такого камня – общайтесь больше с местными бабушками и дедушками, пока есть кому, пусть и фрагментарно, рассказать о нём!»

О.К.: могу подтвердить слова Дмитрия и привести другие примеры. В Партизанском крае, в дедовичской деревне Лебяжье, на взгорке, когда поисковики Александра Грабчука пару лет назад обнаружили фрагменты кареты и военные артефакты, я  нашёл вдавленный в камень чёткий человеческий отпечаток 46-47 размера. Вот это Богатырище!

А в бывшей деревне Полосы, в усадьбе Карамышевых, хранилось чудное каменное кресло, на котором любила отдыхать барынька. Камень этот мне посчастливилось снять в конце 80-х годов. В 2000-х дновские журналисты Марина Карпова и Игорь Алексеев пошли дальше и обнаружили другие необычные камни.

История одного – связана с таинственной незнакомкой. По ночам жители видели на камне плачущую женщину, порой от камня доносится детский плач. Животные сюда близко не подходили, будто неведомая сила не пускала их. Рядом с камнем находился ещё и валун с жёлобом, такие обычно связывают с целительной водой и древним святилищем. Подобные камни есть в дновской деревне Дуброво, в плюсских Должицах у часовни Параскевы, у гдовских Трутневых пещер с большим и малым следом Божией Матери.

В соседнем Порховском районе, в деревне Старые Буриги, у Старо-Русского военного тракта сохранился огромнейший Камень желаний с нишей для подношений. К счастью, валун не забыт, и местные фермеры могут его показать. Лично я узнал о нём в 2014 году от Ольги Всеволодовны ИВАНОВОЙ, тогда ещё заместителя главы Порховского района – в нерабочее время она записывала на малой родине буригские предания. Не зря! Такой же «Мирулин камень желаний», благодаря местным жителям, был обнаружен и в опочецкой деревне Ермолово. Как видим, не только через журналистов и путешественников держат с нами связь культовые камни.

Всплеск туризма

«После коронавируса и введения санкций западных держав внутренний туризм в России переживает настоящий всплеск. Только Псковскую область за 8 месяцев 2025 года посетило более 400 тысяч учтённых туристов (хотя на самом деле гораздо больше). Как отметил Михаил ВЕДЕРНИКОВ, эти данные стали новым для области рекордом, превзойдя прошлогодние показатели. Туризм, по словам губернатора, является одним из ключевых направлений экономического подъёма:

– На региональном и на федеральном уровне принимаются значительные меры по развитию внутреннего туризма, улучшению уровня сервиса и совершенствованию инфраструктуры». Туристическая сфера принесла области в прошлом году порядка 930 миллионов рублей. Более того, начиная с 2019 года, эта цифра выросла на 117%.  Согласитесь, динамика обнадёживает.

Однако, на мой взгляд, бюджетные средства пока направлены на развитие основных точек массового туризма: создание новых объектов в окрестностях Пскова, Пушкинских Гор, Печор... Логически это понятно, деньги надо вкладывать туда, что принесёт максимальную отдачу. Но при этом напрочь забывается развитие туризма в глубинке!»

 

Даёшь тропу – к камням!

«Культовые камни являются историческим наследием Псковской области, подход к которым должен быть чётко обозначен. И примеры тому есть. Так, в Бежаницком районе, казалось бы ничем не примечательному ледниковому валуну под названием «Камешек» присвоен статус особо охраняемой природной

территории. Логично спросить: почему бы и другим знаковым культовым камням (с историей и легендами) не придать статус ООПТ и не сделать популярные сейчас экологические тропы?»

О.К.: к таковым святыням можно смело отнести бежаницкое «Ухо земли», дновских «Змей-ящеров» (мать с детёнышем в Дуброво), буригский «Камень желаний», островский валун «Званчи»…

«Финансовые и материальные затраты минимальны, а при общеобластной рекламе и публикациях в СМИ, не сомневаюсь, места эти могут стать востребованными у туристов. Главное – запустить процесс! Но как показывает опыт, увеличение количества особо охраняемых территорий почему-то не приветствуется (сюда можно отнести и «Истоки реки Великой»).

Обосновывающее это бездействие мнение весьма спорное: «В Псковской области с небольшим количеством населения отсутствует интенсивное промышленное развитие, в связи с чем в настоящее время отсутствует дефицит средообразующих территорий, а также необходимость в большем количестве ООПТ» (письмо Комитета по охране объектов культурного наследия от 06.06.2024 №КН(А?)/11-6595). Из этой цитаты вытекает: чем больше развита промышленность и больше выбросов вредных веществ, тем больше должно быть средообразующих территорий и ООПТ. Согласитесь, позиция, не способствующая ни сохранению наследия, ни развитию внутреннего туризма.

Впрочем, есть этому и объяснение: процедура создания таких охранных территорий требует выделения финансовых средств из бюджета региона, проведение тендерных процедур, выбор подрядчика (ст.7 Закона области от 07.11.2018 №1890-ОЗ), заключение контракта, формирование паспорта памятника природы и установки информзнаков. Естественно, никто не захочет брать на себя такие «повышенные трудовые обязательства», чтобы не отчитываться за проделанную работу по «увековечению» наших самых древних валунов.

И пока ситуация развивается таким образом, культовые камни будут зарастать, погружаться в болото и… исчезать! А память о них, не дай Бог, сойдёт до слов: «Где-то там был камень, которому поклонялись наши предки...»

Дмитрий НОВИКОВ,

Псков – Дно – Бежаницы

ОТ РЕДАКЦИИ: хочется верить, что мы повернёмся к историческим валунам лицом и подключим разум. А для начала, как минимум, власти в районах могут создать развернутую карту своих культовых камней и соберут команду «каменных» друзей. Ведь древние обереги хранят уникальную информацию, которая и сейчас незримо оберегает нас.

Фото: авторов, М. Карповой, К. Михайлова.



подпишитесь на нас в Дзен