Эксклюзив: в Псковской области обнаружена Аракчеевская Ратча – забытая столица Полистовья!
ОТ АВТОРА: о Ратче я впервые услышал в 1982 году, когда студентом питерского универа искал с порховскими поисковиками Володи Васильева в Серболовском лесу партизанскую типографию писателя Виноградова. В один из десантов мы так заблудились, что вышли в заброшенную Сусельницу – впереди были лишь топи. Ночевали у горящего костра под открытым небом и яркими звёздами. Тогда-то мне и рассказали друзья про аракчеевскую Ратчу, которая была где-то «под нами» и из которой в войну были видны купола знаменитой Рдеи. Служили они ориентиром для партизан, а Ратча считалась столицей Полистовья.
Судьба распорядилась так, что Рдею мы покорили в 2002 году, Ратча так и оставалась недоступной, хотя именно в Рдее я услышал из уст Вячеслава КОТОВА, доцента Псковского пединститута, уже его рассказ о Ратче. Там он родился, там работали в школе родители и тоже засматривались на Рдейские купола. Но в 1937 году отец был расстрелян, как враг народа... Дед Слава, не без задней мысли, подарил мне нарисованный по памяти план аракчеевской Ратчи. На душе снова защемило.
Сегодня, благодаря читателям «Курьера» МИХАЙЛОВЫМ и писателю-рдейцу Марку КОСТРОВУ, я знаю об этом потаённом месте более чем эксклюзивные вещи, которыми и хочу поделиться.
Только факты...
Род ратчинцев идёт с XVI века, а ещё от пахотных солдат, которых в первой трети XIX века по велению Александра I и графа Аракчеева записали в военные округа (я бы рискнул сказать – в «колхозы» той поры). Соседние аракчеевские Новоселицы строили с 1815 года до 1832-го, примерно так же – и Ратчу. Были учреждены округа: №7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 (в Селищах, Муравьях, Медведе…); а в 1826 году присоединён Старо-Русский округ №6, где был дислоцирован Карабинерный князя Барклая де Толли полк, наша Ратча как раз и стала «княжеской».
Согласно статистике, здесь проживало 400 человек. Поселение было рассчитано на роту из 216 рядовых и 12 унтер-офицеров; 4 отделения (капральства). Жили в деревянных домах с мезонином, каждый состоял из 2-х половин (для рядовых с семьями или унтер-офицера). В мезонине – большая комната на случай общего сбора, во дворе – сараи, навесы.
Ратча, став военной, была построена «по ранжиру»: 60 жилых домов для роты и 5 «связей»: для офицеров, школы, лавки/трактира, штаба, кордегардии с гауптвахтой (куда без неё). В центре: «аракчеевские кресты», храм МИХАИЛА Архангела, общественная баня, кладовые (сохранялись и после войны), а колокольня служила наблюдательной вышкой (что аукнется в годы
войны). Рядом – два пруда и плац, окружённый рядами из лип и дубов.

В Ратче, как рассказали мне дед Слава и читатели Михайловы (нарисовавшие точно такой же план), было 4 края: Хлавицкий – на Хлавицу и Гоголёво; Поселянский – между новгородским Поддорьем и псковским озером Полисто; Ковядаев – по фамилии помещика; Полистский – в сторону озера Полисто.
Из дурного и истории…
В день рождения Александра I и самого Аракчеева устраивались парады. Всё по уставу: на лошадях ехали поселяне, под хвостом кобылы – навозоприёмник, на телеге справа – борона, слева – соха, грабли, вилы и косы «в гнёздах», словно орудия; сзади на спецприступке ехали в серых мундирах со скатками два солдата-бобыля. В мундирах чуть ли не пахали, между отделениями были соревнования, кто отсеется раньше (колхоз – колхозом). До обеда поселенцы занимались военным делом, затем – хозяйственными делами, с вечера до ночи несли службу. Выходные и праздничные дни были только зимой!
Народ терпел-терпел, пока не грянула холера. Сперва взбунтовалась «княжеская» Старая Русса, потом остальные 5 округов. Неведомо, чем бы всё закончилось, но граф Аракчеев умер (1834), и округа, пусть и не сразу, сошли на нет.
Ну, и из очень хорошего!
Однако поселения сделали и своё доброе дело, подтверждением тому: храм Михаила Архангела, школа, больница, аллеи, пруды, баня, магазин... А ещё при Аракчееве собирали урожаи больше, чем в округе. Сама Ратча считалась неофициально столицей Полистовского края. До нас же дошло лишь слово «Поселянщина» – раскинувшееся как раз между Поддорьем и озером Полисто.
Как я к своему удивлению узнал, храм мог в разы увеличиться в разы за счёт плаца, в сторону которого раскрывались три большие двери. Ничего этого мои ратчинцы уже не помнят. Зато рассказали про гору кирпичей от взорванной церквЫ, с которой катались зимой на санках, а летом нашли шашки с толом, взорвись они – ни горы, ни детей не было бы. Но у каждого своя судьба!
Пушкин и Оленин!
Мало кто знает, но недалеко от Ратчи, за озёрами Полисто и Цевло, в усадьбе КРЕНИЦЫНА прогуливались озорные ПУШКИН с ОЛЕНИНЫМ. Старший Алексей Николаевич ОЛЕНИН был президентом Петербургской академии художеств, а его дочь Анна вдохновила поэта на строфы в «Евгении Онегине», Пушкин даже к красавице сватался. Неудачно. Сама Анна (см. фото вверху) до конца жизни сохранит стихи и автографы Поэта.
Другой важный факт: отец Анны курировал написание икон и установку иконостасов во всех поселениях (в том числе и Ратче!). Художниками были: С. Бессонов,
А. Варнек, А. Егоров, И. Яковлев и основоположник русского ампира, широко известный архитектор Василий СТАСОВ (1769–1848). Он же автор проектов церквей в аракчеевских частях.
По единому принципу создал мастер в 1828-32 годах чудную церковь в новгородских Бронницах (см. фото вверху). Изучив с десяток стасовых проектов, прихожу к выводу: аналогичная должна была бы быть и в Ратче!

Поскольку фотографий не сохранилось, нам сегодня никто не запретит таковой её видеть. Представляете, какие святыни были в нашей Ратче, с какими людьми она связана?! Не стану утверждать, что президент академии Оленин бывал в храме Михаила Архангела, хотя и мог.
Для меня главное, что эта без сомнения красивая поселенческая церковь была жива до конца Великой Отечественной войны и с неё можно было любоваться золотыми куполами Рдеи.
Бугор и…
«Приратченский пупырь»!
Сам Ратчинский Бугор, в длину 3-4 версты, как утверждают друзья-лётчики ВТА, Юрий Старобинец и Валерий Чертов, с неба предстаёт в форме купола (псковские асы делали здесь круг во время учебных полётов). С земли Ратча радовала жёлтой прозрачной сливой, которая росла в «аракчеевском» саду. Сам Ратчинский Бугор был сухим при любом дожде! Ещё и Полистская гора народ вдохновляла.
От деревни Ручьи шла 8-вестовая лежневка, на полпути – жутковатое пахучее и таинственное место с морем костей убитых диких животных, куда не пускали детей. По Марку Кострову – так называемый Приратченский Пупырь (мыс). Сюда приходили умирать лоси и кабаны, а ещё волки и охотники по весне загоняли животных.

– Мой отчим убил там двух волков, лосей, кабанов, – признался мне Николай МИХАЙЛОВ.
Узнав про «Пупырь», я тут же вспомнил болота на границе себежских и белорусских земель. На таком же «островке» 115-летний дед, охотник-проводник Герасим поведал писателю-натуралисту Владимиру КОРСАКУ, что после нашествия «Пальона» (Наполеона) лично видел одну из двух вонючих мёртвых тварей. Невероятно, но факт: змееящеры ещё в начале XIX века вылезали из озёр в болотах с двойным дном! («Аninsk Корсака: под Себежем до XIX века жили в болотах лютые твари – ящеры-крокодилы», «КрЪ», май, 2021 г., перевод рассказа с польского известного псковского краеведа Романа ЧЕРНОВА). Проверить версию уже ратчинского «Пупыря» пока не удалось (так как саму точку не знают даже видавшие виды проводники). Не исключено, что местечко это ТатИща, и обозначено на немецкой и русской военных картах.
Читатель Николай из разного рода тварей вспомнил лишь летучих мышей, которые прятались в большом дубе барского Ковядаевского края. Старый погост тоже внушал опасения и был обнесён огромными валунами, сохранившимися и поныне. На новом – могилка 47-го года, остальные даты не прочесть.
Где-то здесь схоронена и рдейская Голубушка-2. По Кострову, пришла она, бедная, в зиму из болот в 60-х годах, уже обезумевшей и голодной, съела то, что сама успела со стола схватить, но ночевать в избе не оставили.
Утром ратчинцы нашли замёрзшую высокую женщину с торчащей из снега рукой. Очень горевали, и впредь всегда привечали путников. Но отпеть, как я понимаю, Голубушку-2 никто не отпел. Не отсюда ли все последующие беды? Сейчас туристы, оказавшиеся в Ратче, говорят: «Тишина тут такая, что в ушах стоит звон, прямо как в пещерах».
Война проклятая...
В начале войны в Ратче погибли 4 солдата-артиллериста от взрыва бомбы у бани в Полистовском крае, слева от церкви. Перезахоронили через 20 лет, остались лишь сапоги да ремни. Немцы в 41-м году прорубили сюда дорогу и осели, а отряд партизан из Ашево «За родину» разгромил вражеский гарнизон в Ратче, а ещё – в Муравьях, Вихрищах, Виснице. Не знаю, как остальным, но Ратче это вышло боком.
В зиму 1942 года в 5-ю карательную экспедицию фашисты убили двух дедов (один был председателем колхоза), сожгли всю деревню, изгнали жителей, а женщин вывезли в Германию. После войны народ вернулся, у кладбища нашли ящики с 33 артиллерийскими снарядами от «сорокапятки», дома отстроили, но уже не такие большие, как «аракчеевские». За картохой ходили в Поселянщину (её почему-то немцы не тронули). Магазин после войны по-прежнему именовали трактиром, но был он уже в жилом доме. Зато в каждой избе – подвале или сенях – стояли свои жернова.
Исповедь Николая
и Татьяны Михайловых…
Многое я узнал после моих рдейских десантов и очерков от Николая Михайловича и Татьяны Александровны МИХАЙЛОВЫХ, родившихся в Ратче, послушайте и вы.
– А знаете, что из нашей Ратчи и Межника в хорошую погоду на самом деле были видны за 20 вёрст золотые купола Рдеи? – сказали собеседники. – Старики загадывали желания: сверкнут или нет? Если да – быть удаче. Бабушки ходили в Рдею крестить детей, а мужики порой исчезали в болотных топях, наверное, грешны были.
Я задружил с этими добрыми людьми из Ратчи, и недавно спросил про возможные святыни.
– Да, у нас сохранилась икона Спасителя от тётушки, – призналась Татьяна. – До войны наша Наталья Павловна КАЛИНИНА закончила 4 класса, жила у храма, и родители всегда к ним заходили. Я так думаю, что Спаситель спасён ими как раз из Михайловского храма.

Вскоре я держал семейные фотографии из 60-х годов и аккуратно завёрнутую в материю дорогую икону в киоте. Это был «Господь Вседержитель» с открытой книгой и словами: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите…». Перед иконой молились, чтобы исцелиться от душевных и телесных недугов, укрепиться в вере и избавиться от дурных помыслов. Спасом благословляли и на долгий брак.
По исходящей от святыни энергетике, не сомневаюсь, что она с тех самых «аракчеевских» времён. Михайловы не знают, во имя чего был храм, но помнят, что 21 ноября в селе проходила ярмарка и отмечали Михайлов день.
В Ратче были два больших пруда, справа у школы, чистейший, глубиной в два метра, Чайный пруд. Из него даже барин Ковядаев воду брал. Но в советские годы «аракчеевский порядок» нарушился: в пруду нашли одну из сброшенных в 1941 году бомб и вытащили трактором. Потом стали купаться, загонять лошадей, построили рядом конюшню, скотные дворы, курятник, свинарник, овчарню, два коровника – чтобы близко носить воду.
Баню поставили на холме у пруда Белёк и дубов. Уверен – неслучайно, так как общественные бани были здесь в крови и обязательными в аракчеевских поселениях. В пруду полоскали бельё (отсюда и название), сейчас «полощутся» лишь дикие утки. Липы стояли у молочницы, кузня – налево за церковью, к болоту.
Был в Ратче ещё и Бораничев пруд, по дороге на Полистовье (см. фото на стр.26), правда, с илистым дном. А ещё собеседники помнят родительские караваи хлеба, мёд, огурцы, топлёное масло, рожь, пшеницу. И богатство это неслучайно! Считается, что мхи аккумулируют тепло – и таким образом продлевали в Ратче лето!
– Это на самом деле так, болото оттягивало ещё и молнии, – подтвердил Николай Михайлов. – Они в пронницы уходили, из которых никто никогда не выбрался.
– А я ещё знаю от родителей, что у барина служил поваром дед Яшка ЯКОВЛЕВ, большой знаток кулинарии, застала я его, – вспомнила Татьяна МИХАЙЛОВА. – Ходил в красной подпоясанной кушаком рубахе, много чего вкусного мог сготовить. Умер от профессиональной болезни поваров – руки тряслись. Жил напротив – в ХравИцком краю, где с конца ещё было два дома и колодец с чистой водой для лучшего приготовления еды. Очень глубокий – страшно было заглядывать. Такой же хотели обустроить у «аракчеевских крестов», но почему-то не дорыли.
– Да, дядя Яшка был поваром от Бога, – подтвердил Николай, супруг Татьяны. – А вот дядя Вася СОРОКИН работал у Ковядаева садовником. Сад был большой в Ратче, хотели потом колхозный сделать, привезли саженцы, но бросили, а яблони растягали. За Полистовским краем стояла старинная больница, от неё должен остаться фундамент, а ещё яма для льда, холодильников-то не было.
Согласитесь, всё это наследство с аракчеевских времён.
– Посекальный, правильнее Поселянский, шёл по дороге на Поселянщину, – заинтриговал меня Николай Михайлов. – Там на «аракчеевских крестах», на самом высоком месте Ратчинского холма, как говорили старики, и стояла церква. Но рассказать я могу только про колокольню и про один трагический эпизод.
Свой Герой
по имени Егорий Кобыла!
– Жил в Ратче здоровенный парень по кличке Егор КОБЫЛА, и пошёл он как-то на гулянку в Фильцы/Ручьи, – начал издалека собеседник. – Уж не знаю, что случилось, но во время драки зашиб насмерть кулаком мужика. Егора посадили, началась
война, выпустили, и он почему-то вернулся Ратчу. Фрицы схватили, думали, что будет на них работать, полицаем станет. А Егор Кобыла упёрся: нет и всё! Приказали расстрелять между Чайным прудом и Бельком дело было. Повели. А там здоровенный Егор, не моргнув, пришиб своими кулачищами конвоиров. И точно убежал бы, ищи-свищи в пронницах...
Увы, бедолага не знал, что на колокольне (наблюдательном пункте – по Аракчееву) был немецкий пулемётчик и скосил его по ногам.
– Фашисты схватили Егора и на глазах жителей стали мучительно «резать ножами на ремни».
Ратчинцы схоронили своего героя Егора КОБЫЛУ на своём же кладбище, а вот настоящей его фамилии никто сейчас не знает. Три сосны были у церкви за оградой. Может, там и лежит?
Вообще, в Ратче места всем НЕ хватало, как и сенокосов, селились в ХлавИцкой стороне «под самый мох», до канавы. Крышу и торцы домов покрывали дранкой из осины, был свой станок, а брёвна пилили большой двуручной пилой (на доски или плахи).
– Жили после войны бедно, но дружно: обоев не было, на стенах висели старые газеты, зато я читала их лёжа на печи, – признаётся мне Татьяна. – Стены были стёсаны, а полы женщины к праздникам мыли по очереди голиками, для чего брали гверсту (раздробленные камни с каменки из бани по-чёрному). Дома – чугУнки, на окнах – одни рамы, зимой – холодно, поэтому подвешивали, в качестве утеплителя, мешки с кострой льняной и мхом.
Маяк, Рдея
и… пискуны!
– Подтверждаю, что увидеть купола Рдейского собора считалось за счастье, – продолжила собеседница. – Маяк стоял в Полистовском крае, поставили его после войны (колокольни-то уже не было), в 60-х он рухнул, возвели новый, высокий, в три лестницы и с настилом. Даже маячник приезжал, чтобы следить за болотом!
Ещё я попытал собеседников на предмет вьюнов, которые «12 калибра – в ствол ружья» – так говаривал Марк Костров.
– Писатель, конечно, усилил, но пискуны точно были, – улыбнулся Николай. – Ребята ловили решетами, а мужики бреднем, в мочилах для льна. Было их тьма – толстые такие, серые, с икрой, даже «рёбрышки» прощупывались. Зимой в проруби ставили мерёжи с хлебом, в прудах водились караси.
Холмские помещики
Ковядаевы из Ратчи
Слева от пруда Белёк стояла усадьба помещика Ковя(е)даева (отсюда и название края). Как я узнал, Ковядаевы были среди дворян Холмского уезда и служивых людей за 1748 год. А на днях обнаружил в списках репрессированных: «КОВЯ(Е)ДАЕВ Иоанн Николаевич, 1918 г., протоиерей, Ст. Изборск, Богородицкая церковь, 1934 г., репрессирован». Не сомневаюсь – родственник барина из Ратчи.
Вместе с Ковя(е)даевым служил Николай КОЛИБЕРСКИЙ из Псковской миссии, к слову, дед легендарной псковской тележурналистки Татьяны Недосекиной.
Забытые имена
священников...
Не иначе как чудом можно назвать, что следом я нашёл имена других батюшек:
• свящ. Алс. РАТЬКОВСКИЙ (родственник корабельного батюшки-героя Павла Ратьковского (1868-1944) с броненосца «Ретвизан);
• свящ. Пётр АПОЛИЦКИЙ, в Ратче до 19.12.1896, перемещён в п. Зуево; умер 28.05.1917 (ПЕВ, 1917, 8-11, 59);
• свящ. Пётр ЧЕРЕПНИН, псаломщик, п. Столопно, рукоположен 18.02.1896 в сан дьякона и св-ка к Михайловской церкви п. Ратча; служил до 14.07.1910, перемещён в Демяницы; а с 12.11.1915 – снова в Ратчу (ПЕВ,1915, 23, 246);
• свящ. Нил НОВСКИЙ, 1868 г.р., служил в Ратче и Новобогородицком, а с 21.05.1909 – в Троицком храме, член правления училища в Великих Луках;
• свящ. Василий СУВОРОВ, уволен 23.10.1915 за штат церкви в Ратче (ПЕВ, 1915, 21, 229).
Со слов моих героев, после войны к нам часто приезжали батюшки, крестили деток, но уже по домам.
Жуткие репрессии
и народные клички…
Ниже просто вчитайтесь в расстрельные строки и ощутите тревожный накал жизни:
• ГРОМОВ И.А, 1881 г.р. Арестован 28.07.1937, осуждён особой тройкой УНКВД 25.08.1937 на 10 лет ИТЛ. Реабилитирован 14.11.1999;
• ГЛЯУЭР В.С., 1881 г.р., немец, б/п, приёмщик артели «Спецмеханик» Слуцк. р-на. Арестован 25.08.1937. Приговорён тройкой. Расстрелян в Ленинграде 8.09.1937;
• КОТОВ Виктор Никифорович, 1905 г.р. В 1932-м супруги Котовы прибыли в Ратчу. Виктор стал и.о. директора 7-летней школы, а Анастасия – учителем русского языка. Арестован 29.06.1937. Написал из тюрьмы прощальное письмо, но передали его не сразу. Расстрелян 29.08.1937. Мать Славы Котова (1931-2019), Анастасия Михайловна, уехала из Ратчи с тремя детьми. Навсегда! Реабилитирован 10.08.1956;

• ЛУНИН И.И., 1891 г.р., д. Чанниково Воскресенского района Горьковской обл., русский, рабочий. Арестован 21.01.1938.
В 1918 году банда белых пришла в Ратчу через болота, разграбила магазин и оставила раненого офицера. Он честно работал учителем, вероятно, это был Иван Иванович ЛУНИН.
После войны в школу дети ходили в Ратче до 4-го класса (учительствовали: Федор Федоров, тов. Федосеев и его жена Галина), потом топали за 15 км в Ухошино, жили в интернате, родители многих деток из-за этого уехали.
В Ратче знаковыми были не только фамилии, но и клички:
– ПРОСКИНЫ, ПРОСИНЫ, ПРОХИНЫ – это мой неродной батя, жили в ХлавИцком краю, – подчеркнул Николай. – А вот КАНОХИНЫ уже фамилия по родному мне батьке – ветврачом был и страшным бабником (разошлись с матерью). Помню ещё фамилию ШустрОвых – сестра отца за ним была замужем. Пришёл с войны весь израненный, но четырёх ребят сострогал.
– Мы ИВАНОВЫ, а обзывали БардУс (думаю, по деду), а ещё меня звали Танька Курочкина, – вспомнила Татьяна. – Был и Лёшка Шаромыгин, а на самом деле Иванов. Ваш друг учёный КОТОВ из пединститута звонил нам, интересовался кличками, какие-то оказались ему знакомы.
Из необычного: был в Ратче и так называемый ФОНИН дуб (смотри фото внизу).
– Каждый год, после сбора урожая к нему приходил старый дед ФОНИН, надевал противогаз и рубил в нём табак, – делилась впечатлениями Татьяна. – А всё для того, чтобы потом из пары-тройки щепоток сделать газетную самокрутку и затянуться. Это надо было видеть! Был и другой дед ДОЛГАШ – сухой и длинный. Помню СОРОКИН дом, в котором не раз ночевал писатель Костров. Это была самая крепкая изба в 60-х годах, принадлежала моей матери Марии Ивановой.
Обнаружены на сайте.
Герои Великой Отечественной войны!
Ниже приведу данные с сайта «Память народа», фамилии предков явно уходят в глубину веков:
– Егоровы (много), Алексеевы, Орловы, Самсоновы, Ивановы (родня наших читателей), Овз(д)ины, Кононовы (много), Дёмины, Мазапур, Ходяковы, Марковы, Штакерс, Алиповы, Бекасовы (много), Бордаковы (много), Дубровские, Шустовы, Разумовские, Коломенские, Бертасовы, Амосовы (п/отряд «За родину»), Песнохоровы, Шедовы, Кондратьевы, Летовы, Дружевские (много), Ботины (много), Чикмарёвы, Хазов, Татьянина, Могила (такая фамилия. – Ред.), Смирнов, Захаровы, Сорокины, Калинины (много), Терентьевы (очень много), Афанасьевы (много), Смирновы (очень много), Беляевы, Куприянов, Васильевы, Герасимов, Горюнов (лейтенант, "Шталаг XIIIВ")... Есть среди погибших жителей Ратчи (1885-12.10.1942) и моя однофамилица Анна Константиновна КОНСТАНТИНОВА. Земля пухом! В любом случае, это явно не все...
Заглянул следом и в «Книгу памяти», с ходу нашёл 7 героев-ветеранов ПРОХИНЫХ. Так, Алексей Иванович погиб под Харьковом; Иван Иванович, красноармеец, в/ч 123, гв. артполк 53 гв. стр. дивизии, вернулся домой, награждён медалью «За отвагу»; Сергей Тимофеевич геройски погиб 25.01.1945-го в Венгрии; Тимофей Макарович, 1872; Ольга Тимофеевна, рядовая, 3-й партизанский отряд 2-й Ленинградской бригады, награждена: орден Отечественной войны II ст.; Иринья Макаровна, погибла 13.04.1943 г.; Антонина Евгеньевна, колхозница, вывезена в Германию, 19.07.1945, в пересыльный лагерь, с нею были: БЕЛЯЕВА Наталья Алексеевна и школьница МИХАЙЛОВА Евгения М., 1928 г.р., вернулись домой уже на пепелище.
Виден ли из Ратчи
остров Межник?
– Нет, Межник от нас не увидишь (только остров Тёмненький), на нём было брошено с войны противотанковое ружьё, но мы его не нашли, – вспомнил следом Николай. – На мотоциклах ездили туда по насту. Там уже никто не жил. Летом цвели остатки сада, осенью были вкусные яблоки и летали одичавшие пчёлы.
– Межник и Домонец находятся справа от нас, на них летом ходил мой батька Мишка; лодки, выдолбленные в стволах деревьев (коймы-каймины), возил на озеро, туда даже на тракторах боялись ездить. В советское время Коля-ягодник из Москвы «драл» там клюкву и на самолёте из аэродрома в Ручьях вывозил, потом собирали ягоды его сыновья...
– А мой Коля везде бывал на озёрах – Кокарево, Русское, и всё про них знает, – подключилась Татьяна. – Отец работал лесником (перед болотами были большие леса), белку добывал, шкурки сдавали в Чихачёво, яйцо натуральное и топлёное масло. Ещё помню, как ходили в молочню – там варили топлёное молоко, пенка была очень вкусная, и нам её давали.
Про округу: Русское озеро было в глубину 5,5 метра, Межницкое меньше, а вот Кокорево оказалось самым глубоким – 8 метров! А колхоз Межник назывался «Красный моряк», в Ратче – «Победа».
Бражка, аэродром,
морошка – гложИ
Марк Костров с особой теплотой отмечал ещё в Ратче хмельную морошковую бражку, мол, нигде такой не встречал, от простуды мигом лечит. Как оказалось, делали её к праздникам, а ещё хлебную самогонку гнали в 30 градусов, потом, правда, испортили и стали сахар добавлять.

Как и в Межнике, морошку в Ратче называли гложИ, много её было в местечке Г(хэ)ойно, в так называемом Сорокинском парке, между озёрами Кокорево и Русское – по ведру набирали. Да, на Руси морошку называли «болотный янтарь», «царская ягода», «очи болота», «моховая смородина», а в простом народе проще – «глошина». Последнее, согласитесь, ближе к местному слову «гложИ» (от слова глодать, что ли?).
В Ратче на самом деле росла крупная жёлтая и прозрачная слива. Со слов моих героев, встретить её можно было только в Полистовском крае у Вани Северного (воевал, был ранен). Скорее всего, сад остался с времён аракчеевского поселения.
– Где был аэродром? Нет, не у нас. Хотели сперва в Ратче сделать, но выбрали Ручьи, так как там больше деревень, – уточнил Николай. – Летал я на том «кукурузнике», билет всего
2 рубля стоил, а в 1993 году аэропорт закрыли. Именно к нам в «Ратчу» был последний рейс. Считай, после этого деревни и вымерли.
Горе-геологи
и золото Рдеи
Ещё в Ратче помнят геологов, которые в 60-70-х годах сорвали позолоту с купола Рдеи, и лишили жителей заветного исполнения желаний. Не удивительно, но «золотые» горе-геологи засели по самые уши в болоте на вездеходе. Сердобольные ратчинцы, помня про смерть Голубушки-2, как могли, помогали тогда вытащить вездеход и стоически кормили нехристей.
Если бы ратчинцы знали, что добрые люди в 2025 году, из Холма и Старой Руссы, восстановят на Рдее центральный купол и покрасят «золотой» краской, вмиг бы на деревья бы влезли, вместо утраченных маяка с колокольней, чтобы увидеть золотой блеск и снова загадать желание. Но сейчас этого, увы, сделать некому, разве что далёким потомкам или приезжающим сюда по работе сотрудникам Полистовского заповедника. Но это уже другая история...

Новые тайны...
Главное, что тайны Псковского «аракчеевского» Полистовья, забытых всеми Ратчи и Рдеи, могут изменить взгляд на уникальные общие святыни родного приграничья.

И ещё о неслучайных случайностях: был в аракчеевские времена военный историк генерал-лейтенант Василий Фёдорович РАТЧ (1816-1870), написал одну из самых объективных книг: «Сведения о графе Алексее Андреевиче АРАКЧЕЕВЕ». Не могу только понять: связан ли граф каким-либо образом с нашей Ратчей? Впрочем, таких вопросов здесь очень и очень много, а это значит – десант продолжается!

