Перед тем как создать уникальный для страны музей «Шили-Были», рязанка Елена Венедиктова была и режиссером, и артисткой в театре, и главным редактором – и даже занималась бизнесом
Елена родилась в Подмосковье, в железнодорожном поселке Черусти, который 10 лет назад отметил 100-летний юбилей. И жили там в основном семьи железнодорожников. Бабушки и дедушки моей героини были связаны с железнодорожным транспортом, но родители нашли себя в других профессиях.
– Мама моя – медик, – говорит Елена Васильевна. – Всю жизнь проработала в детской поликлинике. А папа – инженер. Когда я была маленькой, его распределили на завод «Красное Знамя» в Рязани. Наша семья жила неподалеку от цирка, снимали квартиру. Но когда родители узнали о будущем пополнении семьи, я и мама уехали в Черусти к бабушкам, а отец остался. Он там и учился, и работал, и получал грамоты от Министерства обороны Советского Союза. Папа часто нас навещал. А когда моя сестренка немного подросла, мы снова все вместе вернулись в Рязань, где я пошла в первый класс. С тех пор я здесь и живу. Так что я по праву могу называть себя настоящей рязаночкой.
Еще ребенком Елена грезила театром и представляла себя режиссером, ставила спектакли с подшефными малышами, занималась в театральной студии при Доме пионеров, ходила в музыкальную школу.
Окончив 10-й класс, Елена начала работать во Дворце культуры и заочно учиться в институте, где получила профессию «театральный режиссер».
Но, несмотря на загруженность, вышла замуж, родила сына и после декрета была приглашена в Рязанский Театр драмы в качестве актрисы. Елена вошла в состав многих спектаклей.
В конце 90-х все старались подрабатывать, на заводах по полгода не платили зарплату, и Елена устроилась режиссером и журналистом в телерадиокомпанию «Эхо». Вскоре она ушла из театра, так как поняла, что телевизионный мир для нее гораздо интереснее. Постепенно, по ходу работы в ТРК «Эхо», сформировалась команда, в которую вошла и Елена, создавшая телепередачу «Домашний канал». Вскоре вместе с коллегами она ушла с телевидения в свободное плавание, создав рекламное агентство. А в 1995 году вместе с партнерами стала выпускать журнал «Рязаночка».
– Оглядываясь назад, понимаю: я всю жизнь занимаюсь женской тематикой, – говорит Елена Васильевна. – Журнал «Рязаночка» стал знаковым в рамках не только нашего региона, но и страны. Пять лет наш журнал был единственным полноцветным областным журналом, за что и был неоднократно отмечен Союзом журналистов России. По нашим стопам пошли и другие издательства: в крупных городах стали появляться женские журналы и газеты. Совместно с областным Союзом журналистов мы провели фестиваль среди женских СМИ, на который приехали представители более чем двадцати регионов России.
Елена Васильевна вспомнила один случай из своей журналистской практики. 12 августа 2000 года произошла катастрофа с атомной подводной лодкой К-141 «Курск» в Баренцевом море. Среди погибших моряков было четверо наших земляков. Венедиктова, как журналист и как человек, не смогла пройти мимо этой трагедии. Редакция объявила сбор средств в помощь семьям погибших рязанских подводников.
– Через региональное отделение Союза женщин России мы связались с командованием, получили разрешение, и я поехала в Северодвинск (Архангельская область. – Прим.ред.), – вспоминает Елена Васильевна. – Оказалось, ко всем вдовам и матерям из других областей приехали делегации. И только из нашей области не было никого. Только я… Я передала вдовам собранные деньги и рассказала, что Рязанский губернатор Вячеслав Николаевич Любимов объявил о том, что область обеспечит семьи погибших земляков всем необходимым, в том числе и жильем. Как они плакали и благодарили! Они ведь не знали, что им выделили жилье. Интернета не было еще. Когда я вернулась в Рязань, то рассказала о сложившейся ситуации Наталье Николаевне Гришиной – председателю регионального отделения Союза женщин России. А та сразу же доложила губернатору. Губернатор тогда устроил хороший нагоняй подчиненным, и в Северодвинск была отправлена рязанская делегация.
Всю жизнь, как говорит Елена Васильевна, она сама себе придумывала трудности и героически их преодолевала, занимаясь рекламой, издательством, бизнесом. Свободолюбивая натура и активный характер заставляли Елену заниматься своим делом, создавая рабочие места.
В начале 2000-х годов она организовала фирму, изготавливающую и устанавливающую автоматические ворота. В то время мало кто знал, что это такое, близкие не верили в бизнес. Но время доказало правоту Елены. Десять лет проработав на «воротном» рынке, Елена поняла, что устала от мужского дела…
И тут, наконец, мы подходим к истории создания музея. Елена Васильевна всегда шила, как и ее бабушка, и ее мама. Но вернулась к рукоделию, только когда перестала заниматься бизнесом. Появилось время.
Елена вспоминает, что началось все с того, что она решила украсить дачу в русском стиле. Но как делать лоскутные покрывала – не знала. Думала, что нужно резать ткань на мелкие кусочки, а потом все сшивать. Но оказалось, что существуют техники лоскутного шитья и все гораздо проще, но хитрее. Разговорилась с соседкой, и оказалось, что та уже давно увлекается созданием подобных изделий. Женщина привела Елену в клуб «Волшебный лоскуток», где ее и научили мастерству лоскутного шитья. Целый год Елена шила одеяла и получала от самого процесса и результата огромное удовольствие, пока ее душа снова не запросила «подвигов».
Венедиктова вышла из клуба и вместе с такими же увлеченными соратницами создала творческое объединение «Дом авторских работ». Если кратко, ДАР.
– Так как у нас не было своего помещения, мы все время собирались в разных местах, – рассказывает Елена. – Одно время на несколько часов нам давали аудиторию в педагогическом институте. И мы шили, шили, шили. Но я понимала, что нам нужно здание, а то получилось «Дом» без дома. А ведь мы тогда уже участвовали в международных конкурсах лоскутного шитья. Показывали свои одеяла и панно.
И вот во время очередной выставки во Дворце детского творчества я, показывая работы наших мастериц, замечаю молодого человека, который останавливается и говорит: «Какая красота! Сколько это стоит?» Я отвечаю, что это бесценные работы, достойные стать музейными экспонатами! И тут он восклицает: «Точно, музей!» Тут же дает указание сопровождающему его человеку взять это на заметку и записать мой номер телефона и уходит. Оказалось, это был новый мэр Рязани Олег Булеков.
Уже через месяц представитель градоначальника позвонил Венедиктовой и спросил: «Вам для музея хватит квадратов сто?» А Елена растерялась и сказала, что хватит. На самом деле, конечно, этого мало. Но она и так была очень рада. Наконец-то появился настоящий музей лоскутного шитья. И название придумали очень интересное и подходящее – «Шили-Были». Примечательно, что проект поддержали: Президентский фонд культурных инициатив, министерство культуры и туризма Рязанской области, администрация города Рязани и управление культуры и туризма администрации города Рязани.
Музей находится по адресу: Рязань, Первомайский проспект, дом 40 корпус 1. Он был открыт в 2021 году. Здесь представлены не только работы мастериц прошлого и настоящего, но и коллекции швейных машинок, иголок и пуговиц. Все, что связано с лоскутным шитьем. В России такой музей пока только один, но в мире наш – второй. Первый находится в Америке – небольшой музей старинных одеял при колледже.
Елена Васильевна уточнила, что в музее есть постоянная экспозиция, а еще часто проходят выставки.
– Мы сразу начали очень круто, – говорит она. – Первая выставка называлась «Шедевры лоскутного шитья». И все, кто пришел на нее, удивлялись уровню искусства лоскутного шитья, восхищались представленной красотой! Это так и есть. А сейчас выставки и мероприятия расписаны на год вперед. Но есть в музее одна дорогая нам постоянная экспозиция. Мало кто знает, что первая промышленная иголка сделана на Рязанской земле. И двести лет вся Россия шила этими иголками.
За пять лет существования музея в нем побывало много известных мастеров, которые подарили нам свои изделия. Это и красивейшие панно, и одеяла, и комплекты одежды, и аксессуары, и инструменты, и многое другое. Так что экспонатов огромное количество. Места не хватит, чтобы все это выставить. Кстати, в первой декаде декабря приезжает Владимир Тельных из Курска. Это профессиональный художник, который занимается лоскутным шитьем.
Кроме всего прочего Елена Васильевна обучает молодых мастериц. Курсы проходят там же, в музее. Также здесь бывают мастер-классы.
Кстати, Елена Васильевна не только шьет оделяла или панно. Она еще как модельер делает современную одежду, основываясь на народных традициях кроя и технологиях пошива, крашения ткани и аксессуаров. В этом году прошел уже четвертый Всероссийский фестиваль лоскутной моды «Шили-были и носили», собирающий модельеров со всей страны, от Калининграда до Южно-Сахалинска! Этот фестиваль привлекает каждый год в конце августа туристов из разных регионов и ближнего зарубежья.
– Конечно, музей очень небольшой, – сказала в конце беседы Елена Васильевна. – И очень хочется, чтобы посетителей было больше. Кстати, в социальных сетях также есть группы «Шили-Были». Там есть вся наша информация, есть видеозаписи с мастер-классами и фотографии из творческих поездок. Если бы мне лет тридцать назад сказали, что у меня будут подруги и единомышленники по всей стране, к которым я могу поехать в гости в любой удобный момент, я бы не поверила! Творческие радости, победы, дружбу, счастье от воплощенной идеи – все это мне дали любовь к людям, музей и лоскутное шитье!
Николай СКРИПКИН, Рязань
Источник фото: Елена Венедиктова
