В гости к великому композитору и химику
Александр Порфирьевич прославился как автор исторической оперы «Князь Игорь», но сочинил также и симфонии, и романсы, и квартеты, и концерты. При этом Бородин не был профессиональным композитором: главным делом своей жизни он считал химию. Он ездил на зарубежные конференции с Менделеевым, руководил собственной лабораторией и даже открыл химическую реакцию, которую позже назвали в его честь. Заслугой А.П.Бородина перед обществом является активное участие в создании и развитии возможностей для получения женщинами высшего образования в России: он был одним из организаторов Высших женских врачебных курсов. Стал одним из учредителей Русского химического общества.

Много времени и сил Александр Бородин уделял педагогической деятельности. В Медико-хирургической академии он ввел для студентов практические занятия, чтобы дать будущим врачам полный объем знаний по химии. Оснастил лабораторию академии новыми приборами и препаратами, ввел демонстрационные лекции, сочетая точность изложения с наглядностью.
Александр Павлович Дианин из владимирского села Давыдово учился на курсе профессора А.П.Бородина. Вместе они много работали, Александр был внештатным ассистентом, часто бывал в его доме, а потом и вовсе переселился в его семью, став, как говорил сам Бородин, «приемным сыном не по крови, но по духу».
Жена Бородина, Екатерина Сергеевна, прекрасная пианистка, первая слушательница и критик произведений мужа, была больна бронхиальной астмой. По предложению Александра Дианина, Бородин с семьей три лета с 1877 года по 1879 год провел в Давыдово. Жили просто, без удобств. Но если все время в Петербурге у Бородина занимала химия, а музыку он писал лишь в воскресные дни и на летнем отдыхе, то Давыдово и живописная заводь Клязьмы вдохновляли его на создание музыкальных шедевров. Специально из Москвы товарным поездом Бородин привозил на лето фортепьяно (сейчас оно стоит в музее М.И. Глинки в Москве, а точную копию можно увидеть и в давыдовском музее). Вечерами на звуки красивых композиций к дому Дианина шли крестьяне. Здесь Бородин написал самые вдохновенные страницы оперы «Князь Игорь», занимался симфониями и романсами и даже проявил литературные способности, написав шуточное стихотворение «Песня о стороже села Давыдово Василии Поченом, Акиловой собаке Морозке и приезжих господах».
Сохранились свидетельства, что во время отдыха на владимирской земле Бородин не только с удовольствием гулял по окрестным лугам и лесам, ходил по грибы и купался в речке, но и помогал в полевых работах.
Александр Дианин впоследствии женился по одной из трех приемных дочерей Бородина и стал наследником всего состояния и архива ученого и композитора. Он сохранил все в полной неприкосновенности и передал это богатейшее культурное наследие своему сыну Сергею. Тот стал доктором технических наук, но свободное время посвящал восстановлению и увековечению памяти А.П.Бородина. Под его редакцией вышел четырехтомник писем Бородина, книга «Бородин. Жизнеописания, материалы и документы».

К сожалению, Сергей Дианин рано умер. Часть своего наследного архива он передал музею имени Глинки, а дом в селе Давыдово завещал государству с просьбой организовать в нем музей памяти Александра Порфирьевича Бородина.
В октябре 1980 года это желание было исполнено. Под опеку новый музей взяли не только местный сельсовет, но и несколько московских музеев. В частности, музей имени Глинки оформил в нем надлежащим образом комнату и подарил точную копию фортепиано Бородина, музей Бахрушина предоставил эскизы к опере «Князь Игорь», а фонд Шаляпина преподнес в дар портрет Шаляпина из оперы «Богатыри».

В 2002 году музей А.П. Бородина стал филиалом Камешковского районного историко-краеведческого музея, а в 2009 году вошел в Ассоциацию музыкальных музеев и коллекций.
18 августа 2018 года состоялось открытие летней сцены в «зеленом кабинете» великого композитора.
Что посмотреть
Сегодня дом-музей в селе Давыдово насчитывает примерно 800 экспонатов, большинство из которых уникальны. Основа коллекции - музыкальная библиотека композитора и рукописи Сергея Дианина, среди которых есть и не опубликованные. Также в коллекцию входят памятные музыкальные инструменты, нотные рукописи, фотографии, письма, подлинные вещи семьи Бородиных. Посетители могут ознакомиться с личной библиотекой композитора, увидеть комнату, где были написаны знаменитые произведения, и насладиться атмосферой старинного русского дома.

Кроме основной экспозиции здесь периодически организуют также тематические выставки, лекции и концерты классической музыки, позволяющие глубже погрузиться в творчество А.П. Бородина. Еще в доме проводятся воскресные занятия для сельских детей, ведет их местный священник. В селе великолепная церковь Преображения, построенная еще в ХIХ веке на средства крестьян. Этот храм никогда не закрывался, после революции с колокольни были сброшены все колокола, но службы продолжались. Уже в наше время неравнодушные люди всем миром собрали деньги и отлили для сельской церкви один небольшой колокол.
Приезжим в Давыдово очень рады. Хранитель музея в любое время, даже нерабочее, может открыть экспозиции и провести увлекательную экскурсию, но лучше позвонить и заранее договориться о времени визита по телефону: +7 (920) 902-89-34.
Ценности на все времена
В гостиной дома-музея фотографии расскажут о хозяевах и гостях имения, а соседняя комната оформлена под рабочий кабинет композитора Бородина. Здесь можно ознакомиться с его родословной, из писем и раритетных снимков узнать, насколько широк был круг его общения. К примеру, есть фото венгро-немецкого композитора, пианиста-виртуоза Ференца Листа с дарственной надписью: «Господину Александру Бородину с огромным уважением и искренней преданностью. Ф.Лист. Июль 77. Веймар». На другом портрете - Камиль Сен-Санс, французский композитор, пианист и дирижер. А.П.Бородин познакомился с ним в Париже во время своей зарубежной поездки в 1885 году.
Тут же на одной из стен размещены репродукции с эскизами костюмов к опере Бородина «Князь Игорь». Премьера этого произведения состоялась 23 октября 1890 года в петербургском Мариинском театре и прошла с большим успехом. Оперу Бородин писал в течение девятнадцати лет, и когда в 1887 году композитор скончался, она осталась неоконченной. По записям А.П.Бородина работу завершили его друзья - Александр Глазунов и Николай Римский-Корсаков.

«Некоторые нумера его были окончены и оркестрованы автором… прочее же было лишь в отрывочных набросках, а многое и вовсе не существовало… Содержание этих действий я твердо знал из бесед и совместных обсуждений с Бородиным», - вспоминал Римский-Корсаков.
Интересно, что при сочинении оперы «Князь Игорь» Бородин в качестве попевок использовал известную русскую протяжную народную песню «Горы Воробьевские», носящую имя знаменитых московских Воробьевых гор, а в основу половецкого акта положил материал народных половецких песен, полученных от венгерского путешественника Хунвальди. Записи этих половецких песен не найдены до сих пор.
В этой же «композиторской» комнате есть фортепиано с шуточной инструкцией по использованию музыкального инструмента - ее Бородин написал для Федора Дианина, брата Александра.
«Хотя вы и самый аккуратный из Павлычей, но напомню Вам, чтобы Вы не оставляли инструмента открытым, когда не играете. Дальнейшие инструкции, пожалуй, будут даже излишними: например, чтобы не ударять по клавишам молотком, обухом топора и прочим, не лить внутрь инструмента никаких зловонных, едких и вообще всяких жидкостей, даже чаю, пива и тому подобное. Не спать вдвоем на крышке инструмента, чтобы не продавить ее; вообще не ложиться на нее вдвоем. Не употреблять инструмент в смысле укладки для грязного белья, если последнего очень много, или оно очень грязно, или - что еще хуже - мокро», - напутствовал начинающего музыканта Бородин.
В шутливом тоне список продолжен и другими советами.
В углу кабинета - старинное зеркало в резной раме. На фото рядом - издание Первого струнного квартета, который Бородин дописал именно в селе Давыдово.
На самом деле, все экспонаты в этом маленьком музее интересны и заслуживают внимания. Посещение этого места дает туристам уникальную возможность прикоснуться к истории русской культуры, почувствовать атмосферу эпохи второй половины XIX века и вдохновиться музыкой гения русской классики, который параллельно еще снискал себе славу первоклассного химика.
12 ноября, в день рождения А.П.Бородина, в музее ежегодно проходят просветительские встречи для школьников, на которых подрастающему поколению подробно рассказывают о его жизни и творчестве. Как и прежде, дом широко открывает свои двери для почитателей творчества Александра Порфирьевича и для всех желающих познакомиться с этим уникальным человеком.
Источник фото: сообщество «Музей А.П. Бородина» в соцсети «ВКонтакте».
