«Прости и прощай!»

«Прости и прощай!»
Осмотр места происшествия.
Пафос этих громких слов малость притушили сотрудники полиции, «скорой», хирурги Новгородской областной клинической больницы. Жизнь женщины, которую дважды пырнул муж, спасли. И они ещё встретились – в зале Новгородского районного суда: она – в качестве потерпевшей, он – обвиняемого.

Официальный брак Эдуард и Елена заключили в феврале 2024 года. Оба были уже не первой молодости, и тот, и другая имели за плечами опыт семейной жизни – не самой счастливой и радужной. Обычно семьи «возрастных молодых» становятся крепкими: люди многое повидали и точно знают, чего хотят от новых отношений.

Но этот брак стал исключением из общего правила.

Как позднее рассказывала Елена на следствии, прошло лишь несколько месяцев после свадьбы, и Эдуард в состоянии опьянения стал придираться, ревновать, поднимать на неё руку. Приходилось впопыхах убегать из дома и писать заявления в полицию. Бывало, что муж угрожал убийством и пугал, что сожжёт дом.

Причём сам Эдуард прав на него вообще не имел. Его в близлежащей от областного центра деревне Шолохово построили Елена и её бывший муж, с которым, в принципе, и после развода удалось сохранить добрые отношения.

Всё, что Елена получила от нынешнего, было для неё внове: и пьянки мужчины, и его агрессивные выходки.

* * *

Окончательно женщина «сломалась» в мае 2025 года. После очередного скандала, 29 числа, она хлопнула дверью и ушла из своего дома, оставив там Эдуарда в одиночестве. Зная о неурядицах с мужем, представители администрации организации, где она трудится, вошли в положение и разрешили Елене какое-то время жить по месту работы.

Там она «квартировала» более полумесяца, но злоупотреблять добротой начальства не следовало, и в середине июня женщина решила поставить точку в отношениях с Эдуардом и, в общем, выселить его из помещения, на которое он не имел никаких прав. Тем более, что ею уже было подано заявление о разводе, рассмотреть которое должны были 24 июня.

Но 17 числа случилось непредвиденное. Вечером Эдуард подкараулил жену неподалёку от её работы. Выхватил у неё телефон, начал угрожать, пытался затащить непокорную даму в такси. По словам Елены, она всячески сопротивлялась. В какой-то момент вырвалась и побежала в сторону близлежащего магазина, где, увидев совсем незнакомого, но очень крепкого прохожего, попросила, чтобы он проводил её до автобусной остановки, так как она боялась мужа.

Мужчина выручил незнакомку, и она была ему искренне благодарна: устраивать скандал Эдуард не решился.

Спасшись от его притязаний таким образом, тем же вечером Елена поехала в отдел полиции, чтобы написать заявление. Кроме того, женщина просила оказать содействие в выселении мужа из её дома.

Разобраться в ситуации полицейские решили уже на другой день. Только попросили, чтобы к дому приехал бывший муж заявительницы Алексей, так как он тоже является собственником недвижимости.

Тем же вечером Елена созвонилась с Алексеем. Он не имел ничего против того, чтобы навестить дом в деревне Шолохово.

* * *

На другой день, около 14:00, к нему прибыли и сотрудники полиции, и Алексей, и его новая жена Марина. Кроме того, зная буйный нрав мужа, Елена попросила ещё и соседей подстраховать её. Те согласились.

К удивлению Елены, Эдуард не только находился дома, но и собирал свои вещи. Ему помогал товарищ, с которым хозяйка дома не была знакома.

Эдуард пребывал в очень плохом настроении.

– Ты мне жизнь испортила! – увидев подъехавшую жену, бросил он.

Толкнул женщину. Потом, так и не собрав до конца пожитки, решил уехать из дома. Последними его словами были:

– Я ещё вернусь за своим!

Машина газанула и умчалась из Шолохова. Елена и её друзья прошли в дом. Как позднее рассказывала женщина, всё там было разбросано и перевёрнуто. «Разгромлено!» – уточнила Елена.

Она принялась наводить порядок. Соседи помогали.

Звук подъезжающей машины раздался около 17:30. Да, это был Эдуард.

Он сразу же подошёл к Елене, сказал, что хочет поговорить наедине. Она вынуждена была согласиться, хотя, с её слов, по-прежнему боялась мужа. Успокаивало лишь то, что на улице много людей. Елена искренне полагала, что в такой ситуации ничего лишнего муж себе не позволит.

Просчиталась.

Как позднее женщина рассказывала на следствии, сначала муж попытался сыграть на сантиментах. Говорил о своей любви. Потом велел Елене зайти в дом, взять тетрадь (где она лежит, подробно объяснил) и вынести её на улицу. Когда жена это сделала, потребовал, чтобы жена читала из неё вслух. Оказалось, это было что-то наподобие дневника, где рефреном повторялось, как много она значит для Эдуарда. Но потом началось страшное. Женщина навсегда запомнила некоторые строки. Например: «Ты не оставляешь мне выбора. Если не будешь со мной, я убью тебя ножом в сердце».

Елена отказалась читать дальше. Встала. И тут поняла, что угрозы не были дешёвыми понтами. Потому что увидела в руке мужа нож.

Эдуард повалил Елену на землю. После чего театрально крикнул ей:

– Прости и прощай!

И нанёс два ножевых удара: в грудь и плечо (вторым, кстати, тоже метил в грудь, да Елена клинок отбила).

Женщина закричала. И тут все поняли, что напрасно они дали поговорить этим людям наедине.

Кинулись к эпицентру событий.

При этом пред их глазами возникла воистину странная сцена.

Позднее, одна из свидетельниц, рассказывала на следствии:

– Мы требовали прекратить насилие. Эдуард словно не видел нас. Сидя на корточках около жены, настаивал на том, чтобы Елена повторяла за ним вслух: «Я не брошу тебя, я буду с тобой, я люблю тебя». Елена при этом молчала. По лицу текли слёзы, а по одежде – кровь.

Другая соседка сфотографировала на мобильный телефон кульминационную сцену: сидящего рядом с поверженной супругой Эдуарда с поднятым вверх ножом. И тут же отправила снимок участковому.

Благо, что стражи порядка, знавшие чересчур горячий нрав мужчины, далеко и не уезжали. Тут же к дому примчалась служебная «Нива». Участковый Андрей Симсон выскочил из автомобиля, подбежал к агрессору и выбил из его руки нож, которым тот замахивался на жену, чтобы ударить в третий раз.

Эдуарда скрутили. Надели на руки браслеты. После этого, на удивление, он быстро успокоился. По словам полицейских, от задержанного исходил явный запах алкоголя.

«Скорая помощь» немедленно доставила женщину в Новгородскую областную клиническую больницу, где ей провели экстренную операцию. Благодаря этому её жизнь была спасена. Эксперт квалифицировал травмы, причинённые женщине, как тяжкий, опасный для жизни вред здоровью.

* * *

Как рассказала старший следователь Новгородского межрайонного следственного отдела регионального СУ СК Елизавета ГУБЕРНАТОРОВА, когда она узнала, что поножовщина произошла в деревне Шолохово, а конфликт случился между мужем и женой, сразу догадалась, о ком идёт речь.

Дело в том, что примерно за полгода до этого происшествия она уже расследовала другое преступление, совершённое Эдуардом Щербаковым.

– Тогда он расколотил в доме стёкла и в очередной раз выгнал жену на улицу. Приютили соседи. Она сообщила об инциденте в полицию. Когда участковые приехали к Щербакову, он был дома. Схватил в одну руку нож, в другую – лом-гвоздодёр и ринулся на стражей порядка с угрозами. Ударить их самих не решился, но помял их машину. Тогда действия Щербакова были квалифицированы как угроза применения насилия в отношении представителей власти в связи с исполнением ими должностных обязанностей. Что касается событий 18 июня, на допросе он утверждал, что намерения убить жену не имел, а размахивая ножом, находился в состоянии аффекта. Последнее было опровергнуто заключением психолого-психиатрической экспертизы.

В суде государственное обвинение по делу о покушении на убийство жены поддерживал заместитель прокурора Новгородской области Олег ПЕРЕПЕЛОВ.

С его слов, вину в совершении преступления Шербаков признал частично. Потерпевшая подтвердила все показания, которые давала в период следствия. Теперь уже бывшего мужа (развод был оформлен после совершения преступления) она не простила.

6 ноября 2025 года по совокупности приговоров Новгородский районный суд назначил 47-летнему Эдуарду Щербакову 10 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима со штрафом в размере 100 тысяч рублей.

«Совокупность приговоров» означает следующее. 24 марта 2025 года Новгородский районный суд вынес Щербакову приговор за те самые угрозы применения насилия к сотрудникам полиции. За это в качестве наказания ему был назначен штраф: 100 тысяч рублей. Эта сумма не взыскана с осуждённого по сию пору.

Кроме того, в прошлом Щербаков был судим за повторное управление автомобилем в состоянии опьянения, приобретение и хранение наркотиков без цели сбыта в крупном размере, умышленное уничтожение имущества (дома) путём поджога: в марте 2019 года в пьяном состоянии он спалил дом другой любимой женщины в той же деревне Шолохово.

Ни за одно из этих преступлений ему не назначалось реальное лишение свободы.

Последний из приговоров, вынесенных Эдуарду Щербакову, может быть обжалован в установленном законом порядке.

Алексей КОРЯКОВ,
Новгородский округ

(Имена и фамилии потерпевшей и свидетелей изменены. – Прим. ред.)



подпишитесь на нас в Дзен

Источник фото: СУ СК РФ по Новгородской области