Берестяное счастье семейного дома Мишиных

Каждая работа мастера уникальна.
В Юрьев-Польском районе есть уникальная мастерская «Береслава-береста», глава которой Григорий Мишин создает шедевры из бересты. Другим словом и не назвать галерею созданных им героев! Скрипач, мужичок с гармонью, рыбак, воин, коробейник, барышня, пряха и даже хоккеист, - каждый персонаж мастера поражает проработанностью и выразительностью любого штриха и детальки.

Невероятно, но факт: береста в его руках становится такой же пластичной, как глина. И каждая фигура словно оживает: безупречно ложатся меха гармони, складки на штанах и рукавах, лепесточки ромашки в венке на голове девушки и перья у совушки. Как подобное в принципе возможно, и где мастер черпает вдохновение? – с этого начался наш разговор.

Григорий Мишин родом из Брянска. Вырос в семье потомственных ремесленников, где умели и любили работать с деревом: отец был столяром-плотником, мама – бондарем (делала деревянные бочки и другие емкости). Запах опилок и дерева он помнит с детства. И работа с берестой, лозой, лыком ему была знакома с детства. Тем более, что вместе с отцом они ходили в лес на заготовки этих материалов.

- Отец не хвалил мои работы, но он мог сказать, например: «Это мне нравится», - вспоминает Григорий Григорьевич. - Все, это был максимум, и это правильно, потому что нет предела совершенству. Многое можно сделать и лучше. И я всегда в своих работах все равно вижу то, что можно поправить, что заметно только мне, и естественно, в следующей работе я пытаюсь это убрать. Как только я пойму, что мне убирать и делать нечего, значит, я умер как мастер.

В 11 лет Григорий сплел лапти, которые хранит до сих пор. Они стали его талисманом. Было это в 1976 году. В то время жила семья трудом. Глава был прекрасным мастером по дереву: делал рамы, столы, стулья, резную мебель, но, помимо этого, ему заказывали сувениры – все те же лапоточки, а также шкатулки, корзинки, туеса. И Григорий был не только на подхвате – некоторые заказы отец ему доверял сделать самостоятельно.

Береста в руках Григория Мишина становится такой же пластичной, как глина. 

- Уже изначально это было ремесло с прикладным выражением, приносящее дополнительный заработок, - говорит наш собеседник. -  Вот такая подработка позволяла нашей семье раз в несколько лет съездить отдохнуть на Чёрное море. Мы с братом росли в частном доме и с очень раннего возраста умели делать по хозяйству почти все. Помимо учебы, надо было успевать до прихода родителей навести порядок в доме, помыть посуду, приготовить поесть. А вечером ты идёшь в столярку помогать отцу с новыми заказами.

Григорий Мишин – потомственный ремесленник. У его прадеда была своя скорняжная лавка в Брянске, знаменитая в царское время. Скорняжное дело (работа с кожей и мехом, пошив сапог) с давних времен пользовалось уважением. А прадедушка нашего героя был еще и кожевником.

- Когда корова стоила пять рублей, сапоги из кожи стоили 25 рублей. Их носили через плечо, чтобы показать достаток. Прадед шил сапог в день, – говорит Григорий Мишин.

Дед Григория Григорьевича тоже всю жизнь работал с деревом, но специализировался на возведении зданий, построек, но и как мебельщик мог поработать.

В 2000 году мастер (к слову, подводник в отставке) и его супруга Елена переехали в Юрьев-Польский район, в село Федоровское (позже – в соседнее село Парковый). Здесь, в доме напротив церкви, когда-то проживали предки Елены из рода Булановых. Заинтересовавшись его историей, супруги узнали, что один из прапрадедов Елены был в числе управляющих цехов спиртзавода в Симе. У него была своя скорняжная лавка, где он торговал берестяными туесами, а также делал лари под зерно. Одна из тех вещей и дошла до наших дней. В музейной части семейной мастерской «Береслава-береста» хранится пестерь (прямоугольный короб, «прародитель» современного рюкзака), который был найден в родовом доме. Находку можно считать бесценной, это настоящая реликвия. Плели этот пестерь из свежесобранной бересты. Человек носил его на себе и береста, высыхая, принимала строго определенную форму, как сказали бы сейчас – индивидуальную, эргономичную.

Этот пестель и сегодня выдержит немалый груз. Поражаешься, с одной стороны, простоте его исполнения и бесшовным соединениям безо всяких дополнительных вкраплений. Только береста и точка. И в работах мастера никаких специальных материалов для сцепки и соединений нет. Береста, обработанная им особым способом, в какой-то момент становится мегапластичной, за счет чего его фигуры и обретают натуралистичность во всем – в формах, одежде, в изгибах туловища… А что касается, к примеру, соединений в туесах, корзинах и т.п. , то тут за счет еще одного свойства бересты – сохранять свою форму, они без клея прочно замыкаются.

К семейному ремеслу мастер вернулся в полной мере вот уже более 10 лет назад. За это время им создано несколько коллекций. К примеру, была серия «Сказки в бересте». Здесь и Емеля со щукой, и персонажи сказки «Репка» - дед, бабка, внучка, собачка, кошка, мышка, колобок с лисой и кот в загадочном Лукоморье. Выставка этой серии проехала по нескольким районам Владимирской области, после чего часть работ была передана в дар Областному Центру народного творчества.

В 2024 году сувенирная мастерская дома Мишиных представляла Владимирскую область на всероссийской выставке-форуме «Россия», которая работала на ВДНХ. Здесь не только были представлены работы мастера, собравшие восторженные отклики и мнения. Сам он провел мастер-класс «Федоровский огурец», который шел семь часов! Интерес был огромным – желающих творить оказалось так много, что пришлось увеличить количество посадочных мест.

Нынешний год богат для мастера на признание и награды. Так, его работа отмечена Гран-при III Межрегионального конкурса «Туристский сувенир Золотого кольца». Судьи отметили его коробейника, выполненного из коры березы. Еще одна скульптура Григория Мишина из бересты «Мастер» заняла первое место на Международной выставке-конкурсе современного искусства в Пекине. А буквально на днях мастер вновь был отмечен на  Международной выставке-конкурсе «Виртуозы кукольного мастерства» в галерее «Евразийского Художественного Союза». Судьи высоко оценили его коллекцию «Славянские мотивы».

Мастер неоднократно становился победителем и лауреатом самых престижных конкурсов современного народного искусства. В ноябре три его работы будут представлены на X юбилейной выставке «РусАртСтиль» в столице.

Несмотря на международное и всероссийское признание уровня мастерства Григория Мишина (а он является членом Творческого Союза художников декоративно-прикладного искусства и Евразийского союза художников), официального признания его работ и заслуг мастера в родной области нет. Хочется верить, что пока нет. Но Мишин и его мастерская стали любимы туристами и журналистами.

… Не удержались, чтобы не задать мастеру вопрос о его самых любимых произведениях. Он задумался и признался, что ответить будет очень трудно, в каждой работе осталась частичка его души.

Вот, к примеру, пара с гармошкой на деревенской завалинке. Не просто образ из головы, а история семьи Мишиных, память о родителях мастера.

- У родителей была любимая песня, которую я слышал с самого детства, - «Горят костры далекие». Она и вдохновила меня на создание этой композиции. Я помню вечера, когда собирались родственники и друзья, отец играл на гармони, мама пела. Эти моменты до сих пор трогают мою душу, - говорит мастер.

В этом году он создал работу, также имеющую самое непосредственное отношение к истории его семьи. В год 80-летия Победы Государственный Российский Дом народного творчества имени В.Д. Поленова проводил конкурс среди мастеров. Григорий Григорьевич представил композицию «Сестричка» - медсестра выносит раненого с поля боя. Скульптура получилась очень живой и реалистичной. И предыстория у нее такая, что трогает до слез.

- С одной стороны, данная композиция - благодарность нашим предкам, с другой - личная история моей семьи. Сестра моей мамы – Светлана – в годы войны была медсестрой. Она спасла солдата при освобождении города Познань в Польше. Но во время боя получила тяжелое ранение и потом передвигаться могла с большим трудом. После войны боец (звали его Петр Анисимов) нашел сестру мамы, и они поженились, - рассказал Григорий Григорьевич. Сегодня эта композиция заняла свое особенное место в семейной коллекции мастера.

Его дед Николай Федорович прошел три войны. Получил ранение. 9 мая 1945 года встретил в Польше. После войны руководил в Брянске единственной школой по обучению водителей.

Как победитель «Поленовского» конкурса Григорий Мишин в июне нынешнего года стал участником XVI Всероссийского конкурса народных мастеров «Русь Мастеровая», где собрались сильнейшие мастера со всей России. И здесь Григорий Григорьевич создал работу, которая получила высокую оценку и профессионального сообщества, и каждого россиянина. Ему вручили специальный диплом за современные технологии в образе бересты в номинации «Художественная береста». Созданную им композицию венчали фигуры трех воинов: богатырь, фронтовик Великой Отечественной войны и боец СВО.

- В силе традиций - наша победа! Кто чтит традиции, тот не победим! – таким символизмом наполнена работа. Поэтому и выбраны наши герои разных времен. Образ богатыря у меня ассоциировался, прежде всего с Пересветом, памятник которому установлен в Брянске. Создавая образ воина Великой Отечественной, я, конечно, в первую очередь думал о героях-фронтовиках нашей семьи. Участники спецоперации – это наши защитники сегодня. И еще одна моя работа – Ангел Хранитель - посвящена им всем. Пусть каждый из ребят вернется домой! – говорит мастер.

Скульптура воина и ангела-хранителя. 

В ставшей родной Владимирской области Григорий Мишин стал известен многим как основатель и руководитель мастерской «Береслава-береста». И в ее деятельности большую роль играет супруга Елена, которую он также увлек берестяным промыслом. Она изготавливает сухарницы, конфетницы, броши, обереги и многое другое, что с удовольствием увозят с собой путешественники и туристы. В мастерской Мишиных проходят мастер-классы. Здесь учат работать не только с берестой, но и другими материалами. Вместе с изготовленным собственными руками сувениром гости увозят из этого дома самые теплые впечатления и воспоминания о попытке стать творцом (вне зависимости от того, насколько она была успешной!), о чаепитии с вкуснейшим пирогом, о том, как творческий союз неравнодушных людей  Григория и Елены помогает находить ценностные ориентиры и учит верить в себя, в свои силы. Если есть удачная модель отдыха со смыслом, то это, несомненно, здесь – в мастерской «Береслава-береста» семьи Мишиных. Вход открыт!

Светлана САЛАТАЕВА,
Владимирская область



подпишитесь на нас в Дзен

Источник фото: из архива Григория Мишина