Крепость на колесах
Боевой путь бронированной машины от Мурома до Франкфурта-на-Одере (в 50 км от Берлина, дальше не прошли потому, что мост через реку был разрушен) начертан на его борту. Каким был путь этой боевой машины, об этом можно узнать в музее, например, школы №19.
Это одно из старейших учебных заведений в округе. Во время Великой Отечественной вой-ны в здании располагался госпиталь. Кроме того, здесь учились два героя Советского Союза: В.А Тихомиров (его имя носит школа) и Б.Ф. Модин. Всё это наложило свой отпечаток на патриотическую направленность в работе. Четыре десятилетия в школе действует Комната боевой славы «Боевой путь бронепоезда «Илья Муромец». Когда её создавали, ещё были живы многие участники той войны и члены экипажа «крепости на колёсах». Они передали много подлинных материалов для музея (сапоги каски, карты, фотографии), а их воспоминания стали основой для экспозиций.
Несколько лет назад музей открылся после реставрации. Более десятка лет им руководит Татьяна Шатагина. Она занимается патриотическим воспитанием, вместе с учениками продолжает постоянный поиск и исследования военных подвигов земляков. В 2013 году музей был паспортизирован как военно-исторический. Сегодня она расскажет о том, как сражался на полях войны бронированный поезд, носящий имя легендарного русского героя.
- Татьяна Петровна, когда началось строительство бронепоезда, и для чего он предназначался?
- Все мы знаем, какой тяжёлой была та война. Уже осенью 1941 года враг подступил к Москве. Остро не хватало всего, в том числе и военной техники. Муромские железнодорожники предложили построить бронепоезд и послать его на защиту Родины. Тогда многие предприятия и частные лица делали подарки фронту. Инициативу одобрили, и было решено, что сам паровоз строит паровозное депо, а бронеплощадки - вагонное депо. Сегодня трудно представить, как в условиях голода и холода, почти без оборудования и специальных чертежей, можно было построить такую махину. Работали сутками, отдыхали по 2-3 часа. Не хватало материалов, энергии, даже света (в депо была светомаскировка). «Одеть» паровоз в броню помогали металлурги города Выкса соседней Нижегородской (в то время Горьковской) области. Полуторные листы брони, грузили на вагонетки и везли на завод им. Дзержинского для термической обработки. Стояли сильные морозы, руки примерзали к металлу. Блоки из брони весом около 2 тонн поднимали лебёдкой, подъёмных кранов не было. Поставив броню на место, придерживали ломами и сваривали швы. Это был тяжёлый, героический труд, но никто не жаловался, ведь под Москвой, в боях было ещё труднее. И старания муромских железнодорожников не пропали даром. Бронепоезд был защищён броней толщиной от 20 до 45 миллиметров и за всю войну не получил ни одной пробоины.
Было трудно, но несмотря на трудности, бронепоезд сделали. Московская госкомиссия приняла его с оценкой «отлично». Боевой экипаж создали из муромлян. Доверие было оказано лучшим машинистам - Смирнову, Шмелеву, Журухину, Бирюкову, Серякову, Солдатову, Снопок. Командиром был назначен Н.Я. Клочко, комиссаром И.А. Меньшов. Вооружение было новейшее: орудия и башни с танка «Т-34», зенитные средства, пулеметные и минометные расчёты, новейшие артиллерийские, реактивные установки «Катюша».
8 февраля 1942 года с вокзала Муром-2 горожане провожали на фронт подвижную крепость. Бронепоезд направился в Горький для соединения со своим «братом» - бронепоездом «Козьма Минин». 21 февраля приказом народного комиссара СССР был сформирован «31-й
особый Горьковский дивизион бронепоездов», куда вошёл «Илья Муромец» под №702. 5 марта 1942 года дивизион прибыл в Москву, где поступил в резерв Ставки главнокомандующего.

- Это стало началом боевого пути бронированной машины?
- 27 апреля экипаж «Ильи Муромца» принял присягу и отправился на Брянский фронт в район Тулы. Под первый обстрел бронепоезд попал на станции Скуратово, в местечке Чернь. Группа немецких самолетов совершила налет на бронепоезд. Три бомбы разорвались рядом, броня выдержала удары осколков, но погибли люди - командир дивизиона Я.С. Грушелевский, командир зенитной площадки, машинист В.А. Смирнов, корреспондент «Гудка» А.С. Букаев.
Следующим был приказ прикрывать дорогу на Москву, в район Мценска, куда рвались танки Гудериана. По три десятка фашистских самолетов атаковали бронепоезд, но он удачно выходил из-под обстрелов и скрывался в лесу. Бронепоезд продолжал двигаться с боями на Белев, Слаговище.
Весной и летом 1943 года немецкое командование готовило своё наступление на Москву со стороны Орла и Белгорода. Одним из предполагаемых направлений удара фашистских армий было Волхов - Белёв. Сюда и был направлен 31 дивизион бронепоездов. Особенно ожесточенным был бой 26 мая. На станцию Белёв налетели 63 самолета противника. Меткий огонь расстроил боевой порядок фашистов. Из 170 сброшенных бомб лишь несколько упали в район станции с незначительным ущербом. «Илья» в этом бою сбил 2 самолета врага. От осколков бомб загорелись ящики со снарядами. Несмотря на опасность, рядовой Хлопов ликвидировал огонь и предотвратил взрыв. За мужество и отвагу он был удостоен правительственной награды.
5 августа 1943 г. страна впервые салютовала Красной Армии за освобождение Орла и Белгорода. В эту победу внёс свой вклад и «Илья Муромец». На левом берегу Днепра в районе Жлобина находчивость и мужество проявили офицер Попков и рядовой Фролов. Ночью, без огневого прикрытия, по тонкому льду герои переправились на сторону врага, где выявили огневые точки артиллерийских батарей. На рассвете объекты были накрыты огнём бронепоездов.
- Какова была тактика боёв экипажа бронепоезда?
- Обычно бронепоезд действовал ночью, наводя панику и ужас на врага. Мощь огня была на 50 км в глубину и 1,5 км по фронту. Точную стрельбу вели зенитчики, минометчики, пулеметчики. Под Ковелем со стороны Любитово было открытое место, которое хорошо просматривалось. Паровозной бригаде нужно было проявить находчивость и смелость, чтобы проводить налёты молниеносно и точно по заданным коррективам. В воздухе постоянно висели «мессершмитты». С церковной колокольни фашисты вели наблюдение за малейшим передвижением бронепоезда. Внутри машины накалялась броня, гильзы падали внутрь, было дымно, жарко, но открывать нельзя. Броня надежно защищала бойцов.
Под Ковелем произошла дуэль двух бронепоездов. Обнаружили бронепоезд противника, «Илью» поставили на исходную позицию и замаскировали. Машинист Солдатов повёл бронепоезд, быстро развив скорость, незаметно выставил на основной рубеж. Открыв одновременно ураганный огонь из всех орудий и установок «Катюша», артиллеристы превратили фашистский бронепоезд в груду металлолома. Командир бронеплощадки Кравченя умело корректировал огонь, а стрелки сделали своё дело. Когда 6 июня город Ковель был освобождён, бойцы побывали у разбитого немецкого бронепоезда. На борту вражеской искореженной машины была надпись «Адольф Гитлер». За этот бой личному составу дивизиона было вручено Красное Знамя Президиума Верховного Совета РСФСР.
В августе 1944 года бронепоезд вышел к государственной границе. У пограничного столба состоялся митинг. Впереди были реки: Буг, Висла, Одер, а дорога вела в Польшу. В боях под Варшавой за её предместье и польский город Воломнин «Илья» совершил 73 налёта, уничтожил 12 батарей, 6 орудий, 12 пулемётов противника, помогая советским войскам выйти на восточный берег Вислы. Трое суток продолжались жестокие бои за правобережную часть столицы Польши. Наши бойцы по несколько часов не покидали крытые бронеплощадки. Задыхались от дыма, но не отходили от орудий. 14 сентября позиция была взята. За овладение этой крепостью и проявленные при этом доблести, геройства и мужества «31-й Особый дивизион» был награжден орденом Александра Невского.
- Как наша тяжёлая машина вписалась в железнодорожное сообщение западных стран?
- Шли тяжёлые бои. Бронепоезд «Илья Муромец» вошёл в центральную группу наших войск и 15 января принял участие в освобождении Варшавы. Мост через Вислу был взорван, и строительный полк соорудил деревянный мост на сваях высотой 12,5 метров. Это и для обычных поездов было не совсем надёжным сооружением, а у бронированной машины шансы пройти через него были и вовсе небольшими. Машинист Солдатов, его помощники Шмелёв и Архипов взялись провести «Илью» через этот мост. Чтобы не рисковать людьми, весь личный состав с поезда был снят. Никто не знал, выдержит ли мост. Машинисты открыли обе двери на случай крушения моста и вели бронепоезд со скоростью три километра в час. Переправа раскачивалась и трещала, давая осадку, но бронепоезд вышел на другой берег. 31 дивизиону было присвоено наименование Варшавский. Теперь он стал называться «31 Особый Отдельный Горьковско-Варшавский ордена Александра Невского дивизион бронепоездов «Козьма Минин» и «Илья Муромец».
В середине марта дивизион бронепоездов вступил на территорию Германии в районе Франкфурта–на-Одере, где шла подготовка к решающему наступлению на Берлин. «Илья» охранял коммуникации и базы снабжения советских войск на участке Реппен - Франкфурт. Действуя на этом участке, бронепоезд не допустил ни одного подрыва пути и моста, упорно неоднократно отражал налеты вражеской авиации.
Победу «Илья Муромец» встретил в 50 километрах от Берлина. После подписания акта о капитуляции фашистской Германии бронепоезд выполнял почётное поручение - обеспечивал охрану Потсдамской конференции 1945 г. Потом поступил в распоряжение Белорусского военного округа. Затем в 1971 году вернулся на родину – в Муром. Огнём дивизиона уничтожено 15 фашистских самолётов,1650 солдат и офицеров, 94 пулемётные точки подавлены и уничтожены, 42 артиллерийско-миномётные батареи, 24 отдельных орудия, 14 дзотов, 1 немецкий бронепоезд «Адольф Гитлер», а также множество складов боеприпасов.

За мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, 86% личного состава награждены орденами и медалями Советского Союза. Командир дивизиона В.М. Морозов был награжден орденом Александра Невского. Командир ракетных установок «Ильи Муромца» Г.Е. Шагун стал участником парада Победы в Москве на Красной площади 27 июня 1945 г.
Беседовала Людмила КУЗНЕЦОВА.
Источник фото: из архива школьного музея
