Горшочек, вари!

Глиняная посуда: тепло рук мастера в каждом изделии.
Гончарное дело - одно из старейших ремесел человечества, возникшее тысячи лет назад и сохранившееся до наших дней благодаря практичности и эстетическому совершенству изделий. Древние мастера создавали сосуды для хранения продуктов, воды, масла, вина и зерна, посуду для приготовления пищи, светильники, украшения интерьера, предметы религиозного назначения. Изготовление глиняных изделий было частью повседневной культуры каждого народа. Гончарное искусство передавалось из поколения в поколение, часто становилось семейной традицией. Так было и на территории Владимирского края.

Появление гончарного круга и открытие технологии обжига способствовали распространению глиняных изделий в быту. Каждый регион имел свои уникальные особенности производства и декора, отражающие местную флору, фауну, мифологию и обычаи. И в границах современной Владимирской области работало немало гончарных мастерских, чьи изделия различались и по форме, и по размерам, и по технологии обжига. Так, известным центром гончарного промысла в XIX веке было село Коровино Меленковского уезда. Мастера здесь славились простой хозяйственной и фасонной посудой, лепной игрушкой. А сам промысел сложился тут еще в XVIII веке, опираясь на вековую историю и традиции, сохранившие черты древнего гончарного ремесла.

История ремесла

Местные мастера получили известность в середине XIX века после показа их работ на кустарных выставках. На производство посуды шли местные огнестойкие глины разного цвета - белые, красные, черные, которые отличались высокими пластическими свойствами. Посуду делали «вналепку», а также использовали ручной гончарный круг.

Коровинская чернолощеная посуда славилась прочностью обжига, разнообразием форм (при сохранении традиционных конусообразных и шаровидных конфигураций, а также их сочетаний), лаконичностью орнаментации и, конечно, функциональностью. Пользовались спросом пищевые горшки различной емкости, молочные кринки, кашники, плошки, блюда, тарелки, кружки, курганы для браги, воды и молока, квасники, корчаги и бочата для солений и запасов пищи, кувшины и многие другие изделия. Эта недорогая и практичная глиняная посуда хорошо продавалась на ярмарках и базарах по всей Владимирской губернии и даже за ее пределами.

С конца XIX века стал применяться ножной гончарный круг, обусловивший переход к новой технике изготовления посуды. В XX веке началось производство изделий из белой глины, покрытых цветной контрастной глазурью, что сделало коровинскую бытовую керамику более нарядной и гигиеничной. Она постепенно вытеснила чернолощеную посуду. В настоящее время чернолощеную и обварную керамику производят в Нижегородской области.

Вплоть до начала XX века в коровинском гончарстве удерживалось также изготовление лепных игрушек, истоки которого уходят в древнейшие времена. Им в деревне занимались женщины и подростки, которые вручную лепили фигурки птиц, коней, медведей, баранов. Затем игрушки раскрашивали масляной краской красного, желтого, зеленого и коричневого цветов в виде беспорядочно разбросанных декоративных пятен.

Простота формы - богатство вкуса блюд.  

В советское время коровинские мастера объединились в сельскую артель. С 1932 года в селе Коровино работал керамический завод. С 1960-х годов гончарным производством занимался отдельный цех Меленковского промкомбината, где трудились потомственные мастера. Часть коровинских гончаров-надомников сдавала в этот цех свою продукцию. Однако к началу XXI века это производство было закрыто.

Достаточно широко меленковская посуда представлена в собрании Муромского историко-художественного музея. Образцы керамики для него приобретались в разное время. В 1990 году, к примеру, были закуплены предметы, выполненные потомственным мастером села Коровина Василием Павловичем Караваевым. Он тогда рассказывал хранителям истории, что для сбыта продукции рынки раньше были поделены: лично он работал на Муром, а другой коровинский мастер Иван Иванович Шишкин, с характерным авторским почерком росписи - вертикальными мазками поливы по тулову - работал для Касимова.

Сохранение традиций

Сегодня семейная династия гончаров Малаховых возрождает и сохраняет технику изготовления керамических изделий, приемы художественной обработки и их ассортимент. Технология изготовления гончарных изделий села Коровино уникальна и самобытна. Для изготовления посуды, как и в старину, употребляются местные, пластичные, огнестойкие глины.

Русские традиции на современной кухне.  

Заготавливают глину зимой. Выкопанная глина хранится в глубоких ямах 2-3 года. После этого глина идет в производство. Необходимое количество глины закладывают в ящик, заливают на 4-7 дней водой и постоянно перемешивают, до приобретения тестообразного вида. Затем глину раскладывают на полу, месят ногами и скатывают в валики. Подготовленная масса готова к формовке. Малаховы работают в технике «вытяжки», при которой гончар, используя один кусок глины вытягивает его и придает изделию нужную форму. Сформованные изделия снимаются с гончарного круга и проходят стадию сушки. Сохраняются и приемы декорирования изделий: обработка края сосудов; размещение гравированных и орнаментальных поясков, пластических украшений; покрытие однотонными цветными глазурями (зелеными, желтыми, коричневыми). Обжиг посуды (простой и сложный) производится в специальной печи-горне. Эта технология внесена в Единый реестр нематериального культурного наследия Владимирской области. Обжиг ведется только при топке хвойными породами. Два часа Малаховы коптят свои изделия, а потом 8-9 часов выжигают сажу, которая на них нагорела, и выжигают до такой степени, пока поверхность не становится блестящей. Как тут не вспомнить присказку «как сажа бела»? Парадокс объясняется тем, что при 600-800 градусах дрова горят уже без образования дыма, идет только тепловая обработка, и вся сажа на горшках выгорает.

За большой вклад в развитие декоративно-прикладного искусства глава семьи Алексей Михайлович Малахов и его сын Михаил Алексеевич удостоены звания «Мастер декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел Владимирской области». В 2016 году коровинские гончары вошли в ТОП-5 старинных промыслов России, а в 2021 году стали победителями всероссийского проекта «100 Семейных компаний».

Мастер А.М. Малахов.  

- Технологическая цепочка у нас абсолютно один к одному, как встарь. Из благ цивилизации мы используем разве что освещение в помещении, - гордится Алексей Малахов.

К слову, учителем Алексея Михайловича был тесть, опытный гончар, работавший в Коровине еще с довоенного времени, когда там был завод по изготовлению керамических изделий. Своя мастерская появилась у него в 1982 году, а до этого времени он помогал в мастерской тестя. Свой собственный цех сумел открыть только через тринадцать лет - в 1995 году. К этому времени вместе с ним работало уже 46 человек. Сейчас эта мастерская хорошо известна в области и за ее пределами. Она имеет хорошие заказы, участвует в региональных и всероссийских выставках. Средства, которые дает активная деятельность, во многом уходят на расширение и усовершенствование керамического производства.

Гончарное ремесло села Коровино Меленковского района включено во всероссийский путеводитель по сельскому туризму, представленный Общественной палатой РФ совместно с порталом Культура.рф. Сыновья Алексея Михайловича - Михаил и Алексей Малаховы – на базе своего производства проводят мастер-классы. Их работа по-прежнему вызывают восхищение публики, на глазах которой возникают глиняные изделия и буквально оживает история. В наш век нанотехнологий люди стали вновь испытывать интерес к гончарству как к искусству. В мастерскую Малаховых на экскурсию и мастер-классы приезжают и дети, и взрослые, желающие погрузиться в этот завораживающий мир.

У стендов с глиняными фигурками, масками, светильниками, вазами, кринками, кружками, чугунками и омлетницами можно долго стоять, разглядывая всю эту простую красоту. Каждая вещь здесь неповторима, сделана в единственном экземпляре. Эксклюзивный, штучный товар, как сейчас говорят. Кстати, как утверждают хозяева мастерской, блюда, приготовленные в глиняной посуде, получаются особенно вкусными. И знаете, с таким мнением даже спорить не хочется: ведь даже в обычный горшок вкладывается столько человеческого труда, знаний и профессионализма, что результат просто не может быть плохим.



подпишитесь на нас в Дзен

Источник фото: сайт traditions33.ru