Власти предлагают нефтяникам ввести скидки на бензин для одной категории россиян
Крупнейшие игроки топливного рынка в целом не возражают против социальной идеи. Однако в своих откликах на запрос министерства они сразу обозначили ряд практических сложностей. Компании обращают внимание на два ключевых момента: высокую стоимость администрирования подобной системы и серьезные риски нецелевого использования льгот.
Финансовый вопрос остается основным. Нефтяным компаниям предстоит нести прямые убытки от предоставления скидок. Кто именно станет источником компенсации — государственный бюджет или сами предприятия — пока открыто. Дополнительные расходы также потребуются на организацию процесса. Для обслуживания 2,86 миллиона многодетных семей, по данным Минтруда, сетям АЗС потребуется расширять штат и изменять внутренние процедуры.
В ответах министерству представители отрасли просят максимально детализировать будущий механизм. Необходимо создать надежный и прозрачный реестр получателей льготы, чтобы избежать злоупотреблений. В «Татнефти» подчеркивают, что поддержат программу только при условии ее интеграции в общую федеральную систему господдержки, а не как отдельный, изолированный проект.
На сегодняшний день почти все крупные сети АЗС уже развивают собственные программы лояльности. Как отмечает зампред думского комитета по энергетике Юрий Станкевич, в России действует от 40 до 50 миллионов различных дисконтных и бонусных карт. Через них проходит до трех четвертей всего розничного объема продаж топлива. Поэтому точечная льгота для отдельной категории граждан, по его оценке, не окажет давления на рынок, но улучшит социальный климат.
Эксперты рынка, однако, указывают на потенциальные макроэкономические последствия. Управляющий партнер «ВМТ Консалт» Екатерина Косарева поясняет, что без четких параметров — размера скидки, лимитов, источника финансирования — говорить о результатах рано. Если бремя компенсации целиком ляжет на нефтяные компании, они неизбежно будут вынуждены перераспределять затраты.
Наиболее вероятным сценарием в этом случае станет общее повышение розничных цен на топливо для остальных потребителей, что может вызвать волну недовольства. Таким образом, дискуссия о льготах вступила в ключевую фазу поиска баланса между социальной помощью и экономической целесообразностью.
Источник фото: pixabay.com
