Эксклюзив: экология по-деревенски. Вся правда о псковских-дедовичских знахарях и колдуньях!
ОТ РЕДАКЦИИ: в прошлом году журналисты народной газеты напечатали два сенсационных материала – про советский печатный станок и байки от барина («КрЪ», №27). В дедовичской деревне МаксОво наши корреспонденты нашли с поисковиками «Бригады-60» типографию 1941 года - с литерами и верстатками. Всё это богатство было в бывшей усадьбе дворянина Петра КУНИЦЫНА, выселенного с малой Родины в 1925 году.
Жизнь. Быт. Нравы…
Параллельно, благодаря кропотливым исследованиям преподавателя ПсковГУ Надежды ЛИЩЕНКО, удалось узнать, что барин-то талантище - не без чувства юмора, записывал народные эксклюзивные сказания у своих и окрестных крестьян. Сейчас бы мы назвали его журналистом, краеведом и первым экологом.
В сборник материалов Этнографического бюро князя Тенишева «Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы» за 1898 год как раз и вошло более 1000 народных баек от нашего барина. Это оказалось бесценным кладом для современных краеведов и учёных. Не берёмся судить, что правда, а что нет, лучше предоставим это право нашим читателям.

Просьба одна: не повторять описанное и смотреть на всё, как на историческое достояние родной Псковщины. Записаны верования в Псковской губернии, в Порховском уезде, в Пожеревицкой волости (ныне Дедовичский район). Ниже приводим тексткравеведа, журналиста и барина Петра Куницына практически без изменений стилистики - лишь с лёгкой редакторской правкой. Речь идёт «О верованиях, знахарях и колдунах».
Кого крестьяне
приглашали на свадьбу?
Наша (порховско-дедовичская пожеревицкая – Ред.) местность изобилует знахарями и ворожеями, которые, по словам крестьян, не только излечивают всякие болезни, но и угадывают будущее, говорят прошедшее. Знахари иначе называются у крестьян волхвами, кудесниками, ворожеями. Но при этом не смешиваются с колдунами и колдуньями!
О последних ходят страшные и невероятные слухи: будто бы колдуны знались с нечистою силою, продавали чёрту свою душу на срок, за что тот и помогал делать им что угодно. Будто бы они оборачивали добрых людей в серых волков, в собак или напускали на людей порчу, делали заломы во ржи.
Крестьяне всегда боялись колдунов, а потому уважали и старались угождать. Ни одна свадьба не обходилась без колдуна, которого принимали, чтобы он не испортил новобрачных. Ездили за такими колдунами за десятки вёрст и упрашивали при-ехать.
Колдуны ещё и привораживали: парней к девушкам, предсказывали будущее и узнавали воров. По мнению крестьян, ни один колдун не в состоянии умереть, не передавши свой дар кому-нибудь. Тем не менее, колдунов у нас в настоящее время не осталось.
Знахари, по поверью, ходят в страхе Божием и лечат только заговорами, травами и молитвами. Есть среди крестьян, чуть не в каждой деревне, и простые заговорщики, которые лечат только заговорами, и то какую-нибудь одну болезнь. Один заговаривает зубы, второй – от кровотечения, третий – от укушения змея, лошадей – от опоя, пожара и лихорадки. Заговаривают даже пчёл, так, что они нн жалятся.
Заговаривают и капусту от болезни, и сады от червей... За свои труды платы не назначают, а берут, что дают, и гривенником довольны, и рублём не брезгуют. А вот «спасибо», по их словам, нельзя говорить, иначе заговор не подействует (это поверье действует и сейчас. - Ред.). Слов же заговора, заговорщик не каждый скажет, так как после этого он сам теряет силу.
Как лечили
«от укушения змей»
Но некоторые говорят, и я размещаю несколько заговоров. Первый от укушения змеем. Берут ведро
воды, кладут кусочек хлеба и горсть соли, ставят это ведро к иконе и читают три раза. Затем обмывают водой больному укушенное место, а хлеб заставляют съесть и выпить немного заговорённой воды, после чего боль уничтожается.
То же самое – и с животными, заговор следующий: «Я, раб Господен (имя), стану благословясь, пойду перекрестясь из дверей, в двери, из ворот в ворота, во чистое поле, во зелёную дубраву, на восточную сторону, на восточной стороне стоит липовый куст, под тем липовым кустом лежит белатырь камень, на том белатыре камне сидикрасная девица, не красная девица, а Пресвятая Богородица, она метёт и ропчет, лютого гада заговаривает: «Не чёрный гад съел, не серый гад съел, не белый гад съел, не пёстрый гад съел и не медяница. Клюнула курка, курья головка по сей день, по сей час, по сие слово, по мой приговор. Аминь, слюна вон и яд вон. Аминь».
Что помогало
«от порчи и сглазу»
От кровотечения: загворщик смотрит на порезанное место и читает три раза: «Остановись кровь в ране, как вода в святой реке Иордане, где крестился Господь наш Иисус Христос, и шёл мужик прохожий, нашёл топор нахожий, тюк об камень, кровь не канет». От осуду (порчи) или сглазу, наговаривается на воду, после чего связывают 9 веретён и, поставив их на голову больного, обливают наговорной водой и говорят:
«Мати Мария, царица не- бесная, ты спородила самого Иисуса Христа; сам Иисус Христос спородил небо и землю, луну и звёзды, и птичек, реки и озёра установил. И так же сними и останови у раба (имя) призорных и причины болезные: от ветра, от воды и от всякой худобы; будь мои слова святы замки и золоты ключи. Во веки аминь, аминь, аминь!»

От грыжи: наговаривается на масло, которым трут больное место: «Стану я, раба Божия, благословясь и пойду перекрестясь, из дверей в двери, из ворот в ворота, во далече чисто поле; во далечем чистом поле, в си-
нем море есть бел камень, на белом камне рыба щука, мясом толста и пером широка, кусит и проглотит, сквозь себя пропустит. Я, раба Божия, помолюсь и покорюсь и до земли поклонюсь этой рыбе, сними у раба (имя) щепоту и чесоту и великую тяготу, от тела скорбность, от кости болезнь и грыжную призорную боль. И будь мои слова святы, прочны и нерушимы во веки веков, аминь».
Кукиш действовал
против «жичи»
Чтобы беременные женщины легче разрешались, к ним приводятся заговорщики и читают три раза: «Ста- ну я, раба Божия, благословясь, стану перекрестясь, из дверей в двери, из ворот в ворота, во чистое поле, там, во чистом поле Саломанида
бабушка, Христова матушка; я, раба Божия (имя), помолюся, покорюся и до земли поклонюся: Саломанида бабушка, возьми свои золотые ключи, серебряные замки; поди поскорее, поди поспешнее к такой-то рабе и отвори поширьше ворота, и испусти две души в рост. Аминь».
Если у кого на глазу ячмень вскочит или, как у нас называется, «жича», то заговорщик (у нас – трижды сплёвывает на глаз. – О.К.) подставляет к глазу кукиш и приговаривает: «Жича, жича, вот тебе кукиш, на него что хочешь, то и купишь; купи себе топорок и руби себя поперёк».
Травы собирали, как и сейчас,
на Иванов день!
Лекари же лечат травами, которые собирают перед Ивановым днём (24 июня). Из них самые необходимые: подорожник, папоротник, чернобыльник, зверобой, заячий чаёк, крушина, можжевеловые ягоды, мать-и-мачеха, мята, остри- чек, лопух, хрен… Травы эти варят и водою или поят, или прикладывают к больному месту.
Самые же главные лекарства: сулема, ярь грымза, живое серебро, вострая вотпа или серная кислота и купоросное масло. Крестья не очень верят лекарям и обращаются к настоящим докторам только тогда, когда перебравши всех местных лекарей, нет пользы. Лечат они все болезни, как внутренние, так и наружные, большею же частью к ним обращаются с «дурной болестью» (французской), которую они замечательно хорошо и скоро вылечивают. Так же хорошо лечат волос или костоед, рак наружный, лихорадку, чирьи, знатьбу и чесотку...
От головной боли, от ломоты первое у них – бросать кровь. И то уже некоторые из лекарей.., обязали себя подпиской, что крови бросать больше никогда не станут никому.
Для сравнения:
как лечили ворожеи
Ворожеи или волхвы лечат средствами и заговорами, а главное – гадают и привораживают, то есть дают разные снадобья и советы. Как только что случится с крестьянином, тот, первое дело, обращается у нас к волхву. Заподозрил ли онжену в неверности, захотел ли купить что, продать или кому понравиться – на всё у волхва найдётся средство. Гадают те большею частью на бобах или на картах, смотрят также на воду, положив туда крест гадающего, и, если есть, венчальное кольцо.
При этом говорит очень короткими фразами, и понять их можно по-разному. Например, если у крестьянина потерялась лошадь, он просит волхва. Тот раскладывает карты и говорит: «К этой краже причастны двое военных. Уехали на полдень, ищи за 30 вёрст. Троица для тебя счастливый день. Лошадь найдёшь в-третьих руках. Черноглазому не верь, он будет лукавить. Кого заподозришь, тот знает только наполовину…».
Хочешь узнать:
верна ли тебе жена?
Если кто желает узнать, верна ли жена, то даётся следующий совет: «Возьми камень кремневый и положи его под подушку своей жены, и если она верна, то будет спать спокойно, если же проснётся и сойдёт с постели, то, значит, не верна...» Если кто вздумает приворожить к себе девушку, делает следующее. Берёт ночную лягушку или жабу и бросает в муравейник, и сам бежит, не оглядываясь, а на 3-й день приходит и берёт оставшиеся кости от лягушки и выбирает из них крючок и лопатку. Стоит зацепить этим крючком любимую девушку, то и она день и ночь только о нём будет сохнуть. А если надоест – стоит пихнуть её лопаткой, и они друг друга разлюбят. Или нужно взять от любимой волос и отдать волхву, тот закатает их в воск и бросит в огонь, приговаривая: «Тай и сокрушайся сердцем (по такому-то) так, как тает этот воск!» Или советуют: бывши в бане, собрать с себя листья, приставшие от веника, со словами: «Будь ты моя, а я твой и люби меня, как я тебя». Потом на эти листья волхв наговаривает следующее: «Пышет пламя огненное, из того пламени течёт река огненная; ты куда, река, течёшь и что несёшь, я несу тоску рабе Божией (имя), несу тоску в её сердце, её кровь разжигати, её сердце распаляти к рабу Божию (имя) и ныне, и присно, во веки, аминь!»
Кого не желательно
встречать утром…
Подобные волхвы преимущественно старые, и живут своим колдовством, пашни не пашут, за труды же свои берут всем, что можно: и хлебом, и маслом, и одеждой. Они хотя, по мнению крестьян, и не знаются с чертями, но и не исключают их положительно.
Есть в народе поверье: встретил волхва утром – быть дню тяжёлому. Если охотник встретит – то лучше вернись, всё равно ничего не убьёшь, если не плюнешь вслед три раза и не погрозишь кулаком. Также при начале всякого дела: увидеть волхва, значит, быть неудаче. Колдуны же, по поверью, были люди старые, безродные, страшные собой, с длинными седыми волосами, такой же бородой, с чёрными, как уголья, глазами и с длинными ногтями. Жили на краю деревни, в худых избёнках и держали двери на запоре. При этом ходили не иначе, как с длинною палкой... И всегда – летом и зимою – в овчинных тулупах, подпоясанных кушаком и в большой овчинной шапке.

Всегда не общительны, не заводили дружбы... На людей смотрели редко, потупившись в землю. Даже на свадьбах не изменяли своих нравов.
«КУРЬЕРЪ»: остаётся надеяться, что в вашей современной жизни такого не было. Ну, а если что совпало (про тот же ячмень на глазу), считайте это наследием от наших бабушек. Если вам понравились откровения Петра КУНИЦЫНА, обязательно расскажите о данном очерке родне и друзьям. Звоните и присылайте свои верования, и мы продолжим печатать эту народную энциклопедию, которая бьёт не в бровь, а в глаз.
Олег КОНСТАНТИНОВ, участник
«Губернского десанта» в барское МаксОво Дедовичского района
