Удивительная история заново открытого Киржача

Последние 15 лет Киржач меняется, становясь привлекательным городом в центре провинциальной России.
Этот город настолько изменился за последние лет пятнадцать, что многие туристы, обдумывающие маршрут поездки по Золотому кольцу, обязательно стремятся сюда попасть. А потом планируют вернуться. Изменения в этом райцентре справедливо связывают с кипучей деятельностью одного из горожан – Евгения Фёдорова, руководителя местной типографии, а также мецената и подвижника, который родной город превратил в интереснейшую точку на туристической карте России.

Вшивая горка

Евгений Сергеевич родом из Киржача. Здесь родился, учился, потом были служба в армии и учеба в столичном вузе. Он вернулся в родной город в 2010 году, и не только поднял с колен местную типографию, но и стал менять облик родного города.

Один из первых объектов, за преображение которого взялся меценат, была Вшивая горка. Название неблагозвучное, но с историей. Здесь участники Оте-чественной войны 1812 года с тифом, холерой и педикулезом проходили карантин.

Зимой 1941 года Киржач стал прифронтовой зоной. Жители города вместе с красноармейцами девятой воздушно-десантной бригады рыли окопы, делали оборонительные сооружения. На Вшивой горке они также обустраивались.

В 2012 году возникла идея установить поклонный крест и памятный камень на Вшивой горке. К этому моменту тут была помойка. Местность заросла кустарником, который вырубали сотрудники Киржачской типографии. Было вывезено порядка 30 машин. Во время расчистки работники наткнулись на остатки оборонительных сооружений, пулеметных гнезд и окопов.

Тогда-то и родилась идея обустроить на Вшивой горке музейно-парковую зону, восстановив здесь защитные сооружения. Сейчас здесь располагается военно-исторический комплекс «Рубеж-12». Здесь воссоздали точную копию ДЗОТа со всеми полагающимися артефактами - печуркой, касками, землянкой, противотанковыми и противопехотными ежами, блиндажом и окопом. Здесь каждый год 22 июня проходит рано утром митинг, посвященный Дню памяти и скорби. В этот день началась Великая Отечественная война.

Помимо этого, в память о том, что в 60-е и 70-е года в этом месте в излучине реки рядом с Вшивой горкой часто отдыхали космонавты, был обустроен пляж. Здесь, как и по всему пространству, установлены лавочки, арт-объекты, сделаны дорожки.

Несмотря на то, что с момента начала обустройства музейно-парковой зоны прошло уже более 10 лет, сейчас эта территория продолжает меняться и преображаться. Идей у команды Евгений Федорова остается много.

Аргуны и Типографский мост

В центре города большой интерес путешественников вызывает коллекция наличников, которая находится в открытом доступе.  Шесть лет назад в городе прошел первый фестиваль аргуновской резьбы «Киржачский наличник». Главная задача - возрождение уникальной традиции местных резчиков-аргунов. Аргуны - плотники, выполнявшие сложные заказы по украшению резьбой предметов обихода от мебели до «кружевных» иконостасов.

У Евгения Федорова с аргунами связана своя личная история.

«Большинство деревенских мужиков наших были рукастые и деловые и работали все столярами и плотниками. Эта история идет от села Аргуново, которое сейчас относится к Покровскому уезду, но когда-то оно было нашим. Аргуны подпоясывались пилами и стамесками и пешком за сутки доходили до Москвы, где зарабатывали деньги. Самое серьезное произведение искусства, сделанное аргунами, - пол в Шереметьевском дворце в Останкино. Мастера делали все от мебели до паркета. Мой дед по отцовской линии из села Кудрино тоже был аргун. У моего отца Сергея Васильевича Федорова целая мастерская была: у меня до сих пор мебель стоит, которая сделана его руками. И это здесь было сплошь и рядом. То есть, такой куст мастеровых, про которых говорили: «Аргуны - это наше все». А между собой они занимались соревнованием по изготовлению наличников. А сделать наличник не так-то просто: на хорошее резное изделие уходит примерно два месяца. Если говорить о себестоимости, то каждый наличник сейчас обходится примерно в 60 тысяч рублей. И мы на сегодняшний день для домов Киржача сделали уже больше 40 штук. Сегодня они на наших объектах в первую очередь находятся», - рассказывал он нашим коллегам.

Бригада местных аргунов-плотников под руководством потомственного плотника Михаила Гашина в буквальном смысле этого слова приложила руку к созданию еще одной достопримечательности города - Типографского моста. Он связал центр города в районе улицы Гагарина и микрорайон Мебельной фабрики в районе улицы Магистральной. Его торжественное открытие состоялось в августе 2016 года. Своё название - Типографский - объект получил в честь «Киржачской типографии». Он облегчил дорогу к работе сотрудникам предприятия.

Его протяженность – 555 метров. Он официально является самым длинным деревянным пешеходным мостом России (сертификат №01133 «Книги рекордов России»).

Прогулка по мосту, помимо чисто эстетического удовольствия от осмотра местных окрестностей, еще и позволит с пользой провести время. К примеру, прикоснуться к древнерусской культуре можно прямо неподалёку от моста, на Поляне утерянных букв – исключенным из алфавита в разное время. Здесь же есть стенд с краткой историей возникновения букв, которые со временем стали ненужными.

Тут и смотровая площадка «Зайчушка» с каменной балюстрадой, где главным архитектурным элементом стала бронзовая скульптура героини одной из сказок Евгения Фёдорова (а он еще и является автором серии книг «Сказания о земле Киржачской»)  - Заи.

Также по Типографскому мосту можно прийти в музей ледниковых камней, где под открытым небом раскинулся необычный сад камней ледникового периода, оставшихся после отступления ледников. Гранит, базальт, диабаз, габбро, - к каждому можно прикоснуться и ощутить их мощь. Ещё на территории сада воссозданы древние культовые сооружения - кромлехи и дольмены. А недалеко можно увидеть рукотворное озеро влюблённых в виде сердца и мостик.

Музей меди и латуни

Евгений Федоров создал в Киржаче несколько интереснейших музеев.

В ноябре 2017 года здесь на улице Ленинградской открылся музей меди и латуни. Разместился он в доме, которому больше века. Открытию экспозиции предшествовала большая реставрация. Здание обрело и новый вид, и новую историю. Теперь это яркий и запоминающийся дом в зелёно-оранжевой гамме с наличниками, по стилю похожими на работу аргунов.

Два года ушло на сбор и реставрацию около трехсот экспонатов. География собранных вещей и предметов быта - от 33-го региона до Великобритании и Венгрии. Часть экспонатов собирали по крупицам в Киржаче. В 19-м веке город входил в состав Покровского уезда, на территории которого было более 15 медно-латунных заводов. К примеру, первый медный завод дворян Лялиных появился в 1811 году близ деревни Ефаново. Славился Киржач и своими самоварами, ничуть не уступавшими тульским.

- Вокруг Киржача и на территории Покровского уезда было большое количество медесодержащего песчаника. И вот за счет этого песчаника и создавались такие уникальные предметы, - рассказывала на открытии директор музея меди и латуни Татьяна Самойлова. - У нас собрана уникальная коллекция двух заводов, самоваров, выпущенных на заводах Зиминых и Аленчикова и завода Шапошниковых. Найти именно подносы, самовары завода Шапошниковых, очень сложно.

Есть и зал - «Киржач купеческий». Здесь - различные весы и меры. Один из экспонатов напоминает пирамиду из нескольких черных цилиндров. Ими измеряли горючие материалы. Есть и трактирные меры, в том числе самая большая – полведра. Русская народная песня «Я была молода, я пила из полуведра», - как раз об этой «единице измерения».

МИР

Еще одна созданная Федоровым точка на туристической карте райцентра – Музей иконописи и реставрации (МИР). Был открыт в июле 2021 года. Идея возникла в феврале того же года, когда в руки мецената попала старинная икона «Троица», на обороте которой было написано: «Вернуть в город Киржач». Именно с неё и началось собрание коллекции икон, которые теперь входят в экспозицию музея. Всего их около 300, и с каждой из них связана своя особая история.

Согласно задумке музея, иконы не просто собирают в экспозицию. Каждую из них бережно реставрируют, возвращая им прежнюю красоту. Но удивительно то, что через все трещинки, неровности и шероховатости иконы рассказывают не только историю изображённых на них святых, но и свою личную судьбу.

«Глубокий духовный смысл нашей экспозиции заключается в том, чтобы сохранить экспонаты в первозданном виде, в котором они нам достаются. В нашем музее основной упор делается на тот слой икон, которые не выставлялись и не экспонировались до данного момента. Назовём их «народное творчество». Порой это непрофессиональные иконописцы, но каждая икона имеет свой смысл и свою историю. У нас собраны иконы с XVII до начала XX вв.», - так рассказал о коллекции эксперт по подбору антиквариата Сергей Сидоров.  Именно благодаря ему и его жене Наталье в музее появилась такая обширная коллекция. Они нашли и подарили «МИРу» большинство экспонатов.

Кстати, о народном творчестве. Народная икона занимает в музее далеко не последнее место. Узнать её среди других нетрудно - это очень яркие и самобытные иконы, сочетающие в себе как изображение святого, так и мотивы традиционной народной росписи. Рисовали такие обычно не мастера, а простые деревенские люди, которые даже холст не готовили «по технологии» - красили прямо по деревянной основе. Чем-то такие иконы напоминают детский рисунок, однако это нисколько не уменьшает их красоту.

Сейчас музей расположен в центре города в доме постройки второй половины XIX века, владельцем которого был мещанин Яков Фёдорович Смирнов, член Городской торговой депутации. За свою жизнь здание служило и магазином книг, и офисом Управления культуры Киржачского района. И, конечно же, здесь была проведена реставрация.

Площадь купцов Соловьевых

Но не только в центре Киржача команда Федорова изменила пространство. Осенью 2023 года была торжественно открыта площадь купцов Соловьевых в микрорайоне бывшего шелкового комбината.

Открытие памятника купцам Соловьевым. 

Представители этого прославленного рода в середине XIX века открыли в городе текстильное производство, а позже во многом создали внешний облик Киржача. Их усилиями были построены десятки, как сказали бы сейчас, социальных объектов - богадельни, больницы, родильный дом, училище, семинария, храмовые комплексы и т. п.

Идея создать памятник отцу купеческого семейства Александру Соловьёву и его сыновьям - Александру и Петру - обсуждалась в городе давно. Краеведы и историки спорили о месте установки памятника. И только после того, как Федоров приобрел в собственность близлежащие строения в промзоне Шелкового комбината, возникла мысль создать площадь купцов Соловьевых и установить памятник именно там. Более того, меценат оплатил его изготовление и установку.

Одновременно с этим Киржач стал участником федерального конкурса проектов по созданию комфортной городской среды. На этот проект из бюджетов всех уровней было выделено более 80 млн рублей.

Площадь получилась не просто комфортным и уютным пространством, куда с удовольствием приходят горожане семьями и гости города. Она стала тем спутником, в орбиту которого вошли и рядом стоящие здания. К слову, изначально Федоров взял на себя, кроме расходов на сам памятник, еще и затраты на разработку проекта и ремонт прилегающих зданий, вложив в планы будущих благоустроительных проектов десятки миллионов рублей. А сегодня он ведет здесь реконструкцию еще нескольких объектов.

Сразу несколько интересных локаций открылись в центре города. 

Так, запланировано сделать смотровую площадку из водонапорной башни на территории заброшенной промзоны бывшего комбината. Она была построена в 1962 году. Высотой с 15-этажный дом - 38 метров.

«Полное остекление башни позволит создать здесь современную обзорную площадку, откуда откроются захватывающие виды на окрестности. Для удобства посетителей будут установлены две лестницы, которые станут не просто функциональными элементами, а настоящими произведениями искусства. Их изготовят лучшие мастера ковки Киржача и Киржачского района, вложив в работу душу и мастерство. На смонтированных лестницах будут размещены таблички с именами авторов», - делится планами Федоров.

Водонапорная башня должна преобразиться в течение двух лет. Проект сложный как по вложениям (порядка 20 млн рублей), так и по трудозатратам. Велика доля ручного труда, прежде всего, специалистов по ковке. Но те, кто знает мецената, уверены - он добьётся своего. Планов преображения города у Федорова много. И, судя по делам, их воплощение – только вопрос времени.



подпишитесь на нас в Дзен

Источник фото: Ксения Андреева