Валентин и его Валентина Максимовы из Рязанской области: школьная любовь быстро переросла в настоящее чувство на всю жизнь

Валентин Александрович Максимов известен тем, что долгое время преподавал в Рязанском государственном агротехнологическом университете имени П. А. Костычева. Но встретиться с ним меня подтолкнула не его профессиональная деятельность, а необычная история любви. Через знакомых я нашел телефон мужчины и договорился о встрече. Она состоялась 21 января у него дома.

Валентин Александрович появился на свет в Скопине 25 июля 1935 года.

– Мой отец родился в 1912 году в селе Екатериновка, неподалеку от Путятина, – начал свой рассказ пенсионер. – Он ходил в приходскую школу. Много читал, почерк у него был изумительный. Потом он окончил курсы шоферов в Скопине. И я помню, что долго хранил его конспекты и схемы. Они были написаны очень аккуратно, просто до фанатизма. В Великую Отечественную войну он прошел от самого начала и до конца. Был военным шофером. Перевозил снаряды и войсковую радиостанцию.

А мама Валентина Александровича на три года младше мужа, она из Скопина. Окончив Мичуринский плодоовощной техникум, работала в родном городе агрономом на машинно-тракторной станции.

Страшный портрет дамы и фашисты в кальсонах

– Я помню себя с раннего детства, –  говорит Валентин Александрович. – У нас в доме в зале висел большой портрет: то ли графини, то ли еще чей-то. И я очень сильно его боялся. Только увижу портрет – и сразу в крик. Я говорить-то не мог. А мама не понимала, почему я кричу именно в этой комнате. Помню 1938 год. Именно тогда появилась песня «Катюша». И вот мои тетки-школьницы ее распевали.

А еще он говорит, что хорошо помнит начало войны. Как о ней 22 июня объявили по радио. Мальчик в это время был дома с бабушкой. Когда вещание закончилось, она начала плакать. И 5-летний ребенок понял, что что-то случилось, и тоже заплакал. Потом бабушка пошла на улицу, куда стекался народ. Люди не могли сидеть дома. Многие кричали: «Война! Война!»

– Я слышал бомбежки и видел немцев, – вспоминает Валентин Александрович. – Фашисты захватили Скопин на три дня в ноябре 1941 года. Сначала приехали немецкие мотоциклы с колясками, а потом и машины, и танкетка. Вражеская группа в количестве около 150. Наш дом находился на окраине города. А на другом конце жила мамина двоюродная сестра с двумя дочками. Тетя Катя. И вот троих немцев поселили в этот дом. А дальше – поле. Тетя Катя рассказывала, что на крыше ее дома поставили пулемет. Ранним утром она вышла на улицу – туалета в доме тогда не было. Поле занесло снежком. Вдалеке она заметила черные «цепочки» – это шли морские пехотинцы. Тетка испугалась, вернулась домой и спряталась под одеяло. А трое немцев спали на русской печке. Вдруг раздались выстрелы. Немцы проснулись – в кальсонах, в нижних рубашках. И в таком виде, босиком эти фашисты убежали. А я в это время был у нас дома с бабушкой и дедушкой. Они тоже услышали эти выстрелы. Бабушка открыла форточку – и тут мы услышали отборный русский мат! Тут уж стало ясно, что в город пришли наши. Произошел серьезный бой. Но все-таки советские солдаты выгнали фашистов из Скопина. Город был освобожден. И были потери с обеих сторон. Тела красноармейцев захоронили на стадионе. А немцев похоронили за рекой. Сейчас там находится немецкое кладбище.

Хочу аккордеон!

Чем только не увлекался Валентин, пока был школьником. И лыжами, и плаванием. А с пятого класса  загорелся авиамоделированием. Тогда в магазинах продавали такие наборы: реечки, бамбуковые палочки, папиросная бумага, казеиновый клей, резиновый мотор. Мальчик мог сидеть над очередной моделью днями напролет. В итоге в девятом классе он сделал двухмоторный бомбардировщик с двумя винтами, которые должны вращаться в обратную сторону. Иначе модель будет заваливаться набок.

– Он взлетал медленно, но так красиво летел! Метров 50. И плавно приземлился, – рассказывает мой собеседник. – Еще одной моей страстью была музыка. В конце войны мы с мальчиками бегали на вокзал. К теплушкам. Они были открыты. И там один солдат играл на трофейном красивом перламутровом аккордеоне. Я просто потерял голову от этой музыки. И сказал этому бойцу, что тоже буду играть на таком инструменте. А он неожиданно просто взял и подарил мне свою губную гармошку. Как я был счастлив! Играть на ней я научился сам.

В 1948 году мечта Валентина исполнилась. Он рассказал отцу, что хочет играть на настоящем аккордеоне. И тогда они вместе поехали в Москву, где купили трофейный инструмент. Играть на нем он тоже научился самостоятельно, и в итоге ни одно школьное мероприятие не обходилось без юного музыканта.

Скандал до небес

Встреча с будущей женой состоялась в 1953 году.

– Тогда я перешел в десятый класс (просто до этого я почти весь год болел). И тут к нам в школу пришла новая пионервожатая, – говорил Валентин Александрович. – Я увидел ее и с первого взгляда влюбился. Тем более звали ее Валентиной. Она была старше меня на три года.  Но меня это не смущало. Валентина замечательно пела, а я ей аккомпанировал под аккордеон. Сам-то я петь не умею. А потом мы  поняли, что не можем жить друг без друга.

Влюбленные стали встречаться. Скромно, за ручку. Но какие-то «доброжелатели» донесли учителям, что старшеклассник и пионервожатая – Валентин и Валентина – часто гуляли вместе! Скандал был знатный, даже несмотря на то, что парню уже было 18 лет. Взрослый человек! Тем не менее нависла угроза вылететь из комсомола. Педагоги разделились на два лагеря: половина «за», половина «против».

Но учитель математики подсказал Валентину, как поступить.

– Я пошел к директору и сказал ему, что у меня по географии может быть тройка, – вспоминает мужчина. – Но так как я думаю о будущем, то готов забросить всю эту самодеятельность и отдаться на весь год учебе. Но пришла разнарядка из райкома, где были расписаны все школьные концерты. Наш коллектив самодеятельности – я и Валентина, а под нашим руководством и другие музыканты – был для города номер один. Я еще рассказал, что нас пригласили выступать и в воинской части, и в библиотеке, и в ремесленном училище, и в Доме ветеранов. Как же быть?! И директор сказал, чтобы я ни о чем не волновался и самодеятельность ни в коем случае не оставлял.

Понятное дело, что истинной целью Валентина было не получить совет, что выбрать – учебу или выступления, – а донести до руководства школы, насколько популярен и важен для общественной жизни их коллектив с участием Валентины.  В итоге от парочки все отстали и никого из комсомола не исключили.

Тайная свадьба

Весной Валентина поехала в Рязань, где она училась заочно в педагогическом училище. А Валентин 17 июня сдал последний экзамен, получил наконец-то аттестат зрелости и, сев на вечерний поезд, отправился в Рязань к любимой.

И там девушка призналась, что у них с Валентином будет ребенок. Она с нескрываемым волнением ждала реакции любимого на эту новость. Но зря она боялась. Молодой человек схватил ее за руки и начал целовать и обнимать. «У нас будет Сашка!» – сказал тогда будущий отец. Уже 19 июня они пошли в ЗАГС и расписались. Правда, родителям ничего не сказали.

– Про наш брак мало кто знал, – вспоминает Валентин Александрович. – Однажды кто-то сказал маме: «Ну что, вас можно поздравить, что ли?» Удивившись, она пошла домой, нашла мой паспорт – и оказалось, что я уже женат. Мама сначала не очень обрадовалась. Но потом все встало на свои места.

Тем временем Валентин поступил в сельхозинститут на инженерный факультет. Вскоре родился первенец – сын Сашка.

Валентин старался отлично учиться. Получал повышенную стипендию. Молодая семья жила в комнате, но это их не стесняло, они были безумно счастливы. В 1961 году у пары родилась дочка. Ее назвали Еленой.

Семья педагогов

После института Максимов должен был три года отработать в Скопине. И молодой человек трудился там на ремонтно-технической станции инженером. Он мог все заменить: и топливный насос, и коробку скоростей, и  двигатель. Но спустя время молодого специалиста пригласили в сельхозинститут, где он преподавал до самой пенсии.

Сначала  Валентин Александрович читал студентам описательный курс тракторов и автомобилей. Потом – гидравлику. Это прикладная наука, изучающая законы движения жидкостей, а также их применение для передачи и преобразования энергии. Ко всему прочему Максимов возглавлял конструкторское бюро по птицеводству и микроклимату.

– Однажды тогдашний ректор Михаил Иванович Саликов пришел ко мне в лабораторию, – сообщил собеседник. – Кстати, и он, и его жена были микробиологами. Он попросил сделать интересный аппарат – полуавтоматическую пробковую машину. И я его с удовольствием соорудил. Ректору очень понравилось это изобретение. И он выписал мне премию – 50 рублей. Тогда это были огромные деньги.

Тем временем Валентина Ивановна начала свою карьеру в школе, работая учителем начальных классов, и посвятила этому делу многие годы. Следующим этапом в ее карьере педагога был детский сад, где она трудилась воспитателем. Именно здесь ее талант, чуткость, профессионализм и самоотверженность раскрылись особенно ярко и не остались незамеченными. Валентина Ивановна неоднократно становилась победителем региональных конкурсов педагогов и воспитателей. В частности, в 1985 году она была признана лучшим воспитателем Рязанской области, получив признание и поддержку профессионального сообщества.

Время потерь

Уйдя на пенсию, Валентина Ивановна организовала хор ветеранов. Валентин Александрович ей в этом тоже помогал. Он аккомпанировал хористам. Также супруги неоднократно выступали вдвоем. Вместе они в последний раз вышли на сцену в 2015 году.

– В 2016 году не стало моей супруги, моей музы, – с болью говорит Валентин Александрович. – С 2001 года у нее обнаружили онкологию. Она перенесла несколько операций. Валентина боролась с этим недугом. Но болезнь до конца не отступила. Мы 62 года прожили рука об руку. И я постоянно думаю о ней, скучаю о любимой. Она была таким изумительным человеком, добрым, необыкновенным.

Надо сказать, это не единственная утрата, которую пережил Валентин Александрович. За несколько лет до ухода супруги скончалась их с Валентиной дочь Елена. После замужества она взяла фамилию мужа – Колодкина. Елена была художницей. Пятнадцать лет возглавляла отделение вышивки в Рязанском художественном училище и оставила после себя много работ.

Но, к сожалению, в 2009 году Елены не стало. Были проблемы со здоровьем.

Отец, дед и много раз прадед

Несмотря на утрату, Валентин Александрович не один. Он живет вместе с сыном Александром. Мужчина пошел по стопам отца. Тоже окончил сельхозинститут. Сейчас работает по профессии – инженером в больнице. Отвечает за вентиляцию, водоснабжение и  отопление.

– Еще у меня три внука и внучка, а также пять правнуков, – с гордостью сообщил в конце беседы Валентин Александрович. – И они частенько ходят к нам в гости. У меня есть синтезатор, и я то и дело на нем играю для души. А вот в руки аккордеон беру редко. Тяжеловато. Все-таки возраст. И на жизнь я не жалуюсь. Но вот без Валентины я очень сильно скучаю!

Николай СКРИПКИН, Рязань



подпишитесь на нас в Дзен

Источник фото: Валентин Максимов