Беспричинная ярость юнцов из Новгородской области стоила жизни пенсионеру

Беспричинная ярость пьяных юнцов из Новгородской области стоила жизни пенсионеру
Фадеев даёт показания следователю на месте преступления.
Около четырёх лет прожил Валерий Викулов в деревне Выбити, перебравшись сюда из областного центра. К тому времени жена у пожилого человека уже умерла, у сына – своя семья и своя жизнь. Ничто не держало мужчину в городе. В деревне, считал он, будет спокойнее. Там и рассчитывал провести свои последние годы.

Новых друзей здесь не заводил. Но отношения с односельчанами поддерживал добрые. Ни с кем не конфликтовал – да и алкоголем никогда не злоупотреблял. Никто не мог сказать о человеке худого слова.

А в начале мая 2025 года Викулов пропал. Первым забил тревогу его сын, проживающий в Новгороде. С отцом он всегда был «на связи» – телефонной. Но вдруг тот перестал отвечать на звонки. Сын всё набирал и набирал отцовский номер… А в ответ механическое: «Абонент не может ответить на ваш звонок».

Благо, в Выбитях был человек, с которым сын познакомился, когда сам приезжал в деревню в гости к отцу – Николай Петровский*. Тоже пожилой, непьющий, один из тех немногочисленных людей, с кем отец сблизился после переезда.

Викулов-младший позвонил ему. Тот даже удивился: да вроде ничего не должно случиться: с Викуловым-старшим он виделся несколько дней назад – тот был в полном порядке, шутил, о каких-то бытовых делах рассказывал.

– Да, вот, кстати, – добавил Петровский, – он у меня портфель тогда оставил. Есть и повод навестить человека!

Мужчина пообещал звонившему, что немедленно сходит к Валерию, а потом «отзвонится».

…Этого звонка Викулов-младший ждал долго. И вот почему…

Подойдя к квартире Викулова-старшего (а жил тот не в частном, а в многоквартирном доме), Петровский позвонил в дверь. Ответа не было. Принялся барабанить: и кулаками, и ногами. Тот же эффект. И никаких звуков из квартиры не доносилось.

Тогда мужчина позвонил в полицию, объяснил ситуацию. К дому подъехали стражи порядка. Убедившись, что всё так, как рассказал звонивший, приняли решение – вскрывать дверь.

Поддалась она легко. Люди прошли в помещение. По словам Петровского, он «сразу же почувствовал неприятный запах».

Труп 65-летнего мужчины находился в туалете – на полу. Полицейские обратили внимание на характерные бурые пятна на стене в коридоре. На лице погибшего отчётливо различимы синяки. В то же время не было никаких признаков того, что смертельная расправа произошла именно здесь – в квартире. Кругом – порядок: ни перевёрнутой мебели, ни разбитой посуды, те самые «бурые пятна» – только на участке, ведущем от входной двери к туалету. На кухне, на столе – единственная чашка с недопитым чаем. Бутылок из-под алкоголя – нет.

…Только после того, как всё стало ясно, Николай Петровский* позвонил сыну погибшего и сообщил печальное известие. В тот же день, 6 мая 2025 года, он приехал в Выбити. На вопрос сотрудника полиции, были ли у отца враги, с некоторым даже недоумением ответил: «Недоброжелателей у него никогда не имелось: отец всегда был доброжелательным человеком – никогда ни с кем не конфликтовал».

Эксперт, проводивший исследование трупа, вскоре подтвердил: смерть – криминальная. Её причиной стали множественные удары по голове и туловищу, вызвавшие черепно-мозговую травму и «кровоизлияние в мягкие ткани головы».

* * *

Анализ ситуации наводил на мысль о том, что мужчина был избит в деревне – на улице. А потом сам смог добраться до дома.

Оперативники полиции проделали огромную по своему объёму работу в рамках «подворового обхода», в течение суток обойдя практически все дома, расположенные неподалёку от места обнаружения трупа. И она принесла результат.

Подозрение пало на двух молодых людей: Алексея и Михаила. Первому было девятнадцать лет, второму – двадцать. Совсем недавно тот вернулся из армии и отмечал «дембель».

Обоих молодых людей сотрудники полиции доставили к следователю Старорусского межрайонного отдела СУ СК РФ по Новгородской области Никите Примакину. И вот что он рассказал:

– На допросе оба признались, что причастны к избиению пожилого мужчины. Правда, Михаил поначалу утверждал, что бил «деда» только Алексей. Провели очную ставку: выяснилось, что Михаил лукавит – он тоже наносил удары потерпевшему.

– Из-за чего произошёл конфликт?

– Как установлено, в тот вечер 3 мая 2025 года молодые люди были пьяны. Прогуливаясь по деревне, около одиннадцати часов, встретили пожилого человека, который шёл им навстречу. Не разошлись… Вначале оба обвиняемых говорили, что по причине опьянения вообще не помнят, из-за чего началась ссора. Потом Михаил выдвинул версию, что потерпевший якобы был тоже пьян и стал проявлять агрессию. Ударил его. Он стал бить в ответ: сначала кулаками, а когда Викулов упал на землю – ногами. Никого в тот момент на улице больше не было. Так ли было всё на самом деле, ни подтвердить, ни опровергнуть никто не мог. Хотя, по показаниям других односельчан, потерпевший отличался покладистым нравом, ни одного конфликта с его участием никто не мог припомнить. Примечательно, что злополучная встреча произошла всего-то в ста метрах от дома потерпевшего, куда он и направлялся.

…В период предварительного следствия от только что отслужившего в армии Михаила поступило заявление в военкомат с просьбой направить его на территорию проведения специальной военной операции. Это ходатайство было удовлетворено. Человек прошёл медицинскую комиссию, заключил контракт и теперь служит в зоне СВО. В соответствии с нынешними нормами, расследование его действий было приостановлено, а материалы выделены в отдельное производство.

* * *

На скамье подсудимых Солецкого районного суда оказался только один человек – Алексей Фадеев.

Воспользовавшись нормой ст. 51 Конституции РФ, позволяющей не свидетельствовать против себя, рассказывать о событиях 3 мая 2025 года он отказался.

Поэтому были оглашены его показания периода предварительного следствия, где он говорил, что до инцидента они с Михаилом пили водку, встретили на улице пенсионера, который тоже был пьян и спровоцировал конфликт, в ходе которого сам Фадеев «нанёс пять ударов кулаками по лицу Викулова, а когда тот упал, стал пинать ногами по его голове».

Судья спросил, поддерживает ли он эти показания? Фадеев ответил утвердительно, рассчитывая на то, что пресловутое «противоправное поведение потерпевшего» станет смягчающим вину обстоятельством. Этого, однако, не случилось.

– Версия относительно того, что потерпевший сам спровоцировал конфликт и полез в драку с молодыми, была голословной. Как выяснилось, часть показаний периода предварительного следствия, в том числе и о том, что мужчина был пьян, действительности не соответствовала. Это было однозначно установлено экспертами, исследовавшими тело погибшего. Их вывод категоричен: этанол в организме – отсутствует. Значит, пьяным потерпевший не был. Допросили даже продавщицу близлежащего магазина. Она сказала, что в злополучный день 3 мая 2025 года Викулов у неё «отоваривался», но алкоголь не покупал, - рассказал прокурор Солецкого района Юрий Костюков.

Поэтому далеко не ко всему, что говорил Фадеев на следствии, можно относиться с доверием. Вряд ли пожилой человек, один находившийся на ночной улице, стал «бычить» на парней, годящихся ему во внуки. Просто пьяный кураж: они – молодые, сильные! А тут какой-то дед, да ещё и не коренной житель деревни! Покажем, кто главный «на районе»? Вот и продемонстрировали…

На следствии Фадеев говорил, что после того, как он «отпинал» пенсионера, дождался, когда тот поднялся, а потом поковылял по направлению к своему дому. «Я не думал, что нанесённые нами удары причинят большой вред здоровью человека», – сказал тогда Фадеев.

Суд не счёл доказанным факт «противоправного поведения потерпевшего», поэтому смягчающим вину обстоятельством он не признан.

В то же время к их числу отнесены активное способствование расследованию преступления, раскаяние, молодой возраст. А отягчающим обстоятельством суд признал совершение преступления в состоянии опьянения.

13 января 2026 года Солецкий районный суд приговорил Алексея Фадеева к 6 годам 6 месяцам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. В качестве компенсации морального вреда в пользу сына погибшего с него взыскан 1 миллион рублей.

…Вопрос о привлечении второго участника расправы к уголовной ответственности либо о его помиловании будет решён по окончании службы в зоне специальной военной операции.

Алексей КОРЯКОВ,
Сольцы

(Фамилия потерпевшего изменена. – Прим. ред.)



подпишитесь на нас в Дзен

Источник фото: СУ СК РФ по Новгородской области


*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов