В Новгородской области к пожизненному сроку киллера добавили десять лет
Но начнём мы с чуть более позднего времени… В декабре далёкого уже 2006 года в Петербурге оперативники задержали троих тогда ещё молодых людей. В их машине были изъяты маски, камуфляжные бороды, шапочки с прорезями для глаз и в качестве «вишенки на тортике» – реактивная противотанковая граната.
Оказать какое бы то ни было сопротивление участники группы просто не успели: действия правоохранителей были чёткими, быстрыми, слаженными. По сути, это задержание стало эффектной финальной точкой многоэтапной оперативно-розыскной работы по обезвреживанию бандитской группировки.
Взяли преступников неподалёку от одного из кафе, куда они подъехали с целью выполнения заказа, гонорар которого был определён в 15 тысяч долларов, – убийства предпринимателя. Как впоследствии выяснилось, киллеры намеревались взорвать находившегося в машине «приговорённого» той гранатой – реактивной, противотанковой. Наверняка пострадали бы и ни в чём не повинные люди. Но для «бандитского Петербурга» тех лет это было сущей мелочью.
В ходе следствия дело об единичном покушении на убийство разрослось до двенадцати эпизодов, включающих в себя ряд тяжких преступлений: от разбойных нападений до убийств (по двум из них позднее, в суде, проходившем с участием присяжных, производство было прекращено с формулировкой «за недоказанностью»): часть из них носила заказной характер (с традиционным гонораром в 15 тысяч долларов), в иных случаях убивали тех, кто имел «тёрки» с «бригадой». Число обвиняемых тоже увеличилось: с трёх до девяти.
Лишь один человек был признан тогда причастным ко всем преступлениям, инкриминируемым банде: 30-летний в ту пору Сергей Зарипов. Суд установил, что именно он «являлся руководителем группы, распределял роли, деньги, полученные за исполнение преступлений по найму, принимал решения о лишении жизни потерпевших, разрабатывал планы совершения преступлений, приобретал оружие и боеприпасы».
24 февраля 2011 года Санкт-Петербургский городской суд вынес приговор: подельники получили от 9 до 18 лет лишения свободы, Зарипов – пожизненный срок.
* * *
Отбывать наказание его отправили в колонию «Полярная сова», расположенную в посёлке Харп Ямало-Ненецкого национального округа.
Потянулись долгие годы заключения… Ровно в 6:00 подъём, сразу после этого туалет, зарядка, завтрак. Регулярные проверки и досмотры. Полуторачасовые прогулки. Днём лежать на нарах нельзя. Только после отбоя в 22:00. И практически никакого общения: распорядок дня разработан так, чтобы зеки не встречаются ни с кем, кроме своих сокамерников.
И так – изо дня в день. В принципе, что представляют собой зоны для пожизненно осуждённых, наши люди знают – благодаря сюжетам, которые периодически транслируются по ТВ. Некоторые считают: лучше – смерть.
Там, в Харпе, Зарипов стал одним из рецидивистов, живущих без надежды на освобождение и не имеющих никакого шанса покинуть зону даже на какое-то время.
Но 24 октября 2022 года этот человек обратился к администрации колонии с заявлением о том, что готов дать явку с повинной по поводу ещё одного убийства – в период, не вошедший в объём обвинения по приговору от 24 февраля 2011 года.
Все преступления, за которые он тогда был осуждён, приходятся на промежуток с 1998-го по 2006-ой год.
А это, в котором спустя одиннадцать лет после оглашения приговора решил признаться Зарипов, было совершено в январе 1996 года.
В явке с повинной он написал: «Добровольно сообщаю о том, что в 1996-м году по заданию своего брата Зарипова А.Ю. совершил убийство ранее знакомого Трякина путём удушения веревкой, после чего труп расчленил и закопал на месте преступления – на территории Новгородской области».
Расследование уголовного дела было возобновлено. Как следовало из архивных документов, в последние годы Трякин проживал в Петербурге, переехав туда из Воркуты. Следствие разыскало его сестру, которая сообщила, что после переезда брата в северную столицу он регулярно созванивался с ней, а в начале 1996 года звонить перестал. По словам женщины, потом с ней связалась сожительница брата, которая сказала, что Трякин ушёл из дома и уже несколько дней от него нет никаких известий.
С заявлением об исчезновении мужчины в милицию обратилась сожительница. Розыскные мероприятия успеха не принесли. Было возбуждено уголовное дело.
Но поскольку расследование тоже зашло в тупик, по истечении положенного срока производство по делу приостановили. В ноябре 2007 года решением Воркутинского городского суда Трякин был объявлен умершим.
Вся эта информация полностью укладывалась в содержание явки с повинной Зарипова.
* * *
После возобновления следствия по делу об убийстве Трякина из опостылевшей колонии для «пожизнинников» душегуба вывезли в Петербург и поместили в куда более комфортный следственный изолятор северной столицы.
На допросе у следователя Зарипов рассказал всё об убийстве, совершённом в январе 1996 года. С его слов, тогда он ещё не был на лидирующих позициях в преступном сообществе, так, «на подхвате». И однажды, в конце 1995 года, брат Андрей предложил ему за гонорар в 1 тысячу долларов «устранить» одного человека, который якобы имел намерение обратиться в милицию и дать показания по поводу преступлений, к которым была причастна их группировка.
Этим человеком и был Трякин.
Сергей Зарипов согласился выполнить первый в его жизни «заказ». С Трякиным он был знаком, имел информацию о том, что тот интересуется лесозаготовками. Это и стало поводом к тому, чтобы вывезти человека из Питера и убить его на «нейтральной территории». Сергей Зарипов сказал Трякину, что интересный вариант «с лесом» есть в Новгородской области – в Чудове, за сто километров от Санкт-Петербурга.
Не почувствовав подвоха, Трякин согласился туда поехать.
И вот что Сергей Зарипов рассказывал на следствии дальше:
«Мы встретились с Трякиным у станции метро «Московская», сели в мой автомобиль ВАЗ-2109 и выехали на трассу Санкт-Петербург – Москва. Доехав до территории Чудовского района, свернули направо, на грунтовую дорогу, по которой проехали еще около километра. Там, уже в лесу, вышли из машины и направились вглубь массива. По дороге я немного отстал от Трякина. Находясь за его спиной, применил приём «снятие часового»: вытащил заранее приготовленный нейлоновый шнур, накинул петлю на шею Трякина и её концы тянул в разные стороны до тех пор, когда тот перестал сопротивляться».
Со слов Зарипова, убедившись в смерти человека, он раздел его, затем взял из машины заранее приготовленные топорик и лопату. Тогда стояла оттепель: даже не разводя костёр, не прогревая землю, душегуб выкопал три неглубокие ямы. Потом отчленил от туловища голову и кисти рук, всё захоронил по отдельности.
Снятую с трупа одежду сжег в костре. Топорик выкинул.
Согласно показаниям Зарипова, «преступление совершил из корыстных побуждений, так как в случае невыполнения указания брата, лишился бы сотрудничества с ним, не получал бы в дальнейшем денежного вознаграждения, был бы изгнан из «коллектива» – группы лиц, объединившейся для выполнения совместных целей коммерческого и криминального характера».
Добавлял: «В содеянном раскаиваюсь».
В период следствия Зарипова дважды вывозили в Чудовский район. Но указать точное место совершения преступления он так и не смог: многое изменилось за тридцать прошедших лет. Да и тогда, в 90-х, он плохо знал эту местность. С его слов, повернул на грунтовую дорогу в той точке только потому, что видел: там – густой лес.
Останки погибшего обнаружены не были. Но Зарипов продемонстрировал все свои действия на манекене. Сомнений в том, что он говорит правду, не было.
Кроме того, во время одного из допросов ему для опознания были предъявлены фотографии с изображениями мужчин, в том числе и Трякина. Без колебаний душегуб указал «на фото №4» (снимок Трякина) и добавил, что тот «являлся временным членом их банды».
* * *
Процесс по делу уже 60-летнего Сергея Зарипова начался в Чудовском районном суде 17 сентября 2025 года. В зал ввели сильно поседевшего, порядком облысевшего мужчину, в котором вряд ли можно было узнать одного из тех, кто в лихие девяностые «держал масть» в Питере.
– Он полностью признал вину, – рассказала руководитель Объединённой пресс-службы судов Новгородской области Мария Воробьёва, – дал подробные показания об обстоятельствах преступления, воспроизвёл механизм удушения, сообщил, каким образом, избавляясь от улик, он закопал труп и части тела своей жертвы, сжёг его одежду.
В судебном заседании Зарипов просил лишь об одном: не взыскивать с него процессуальные издержки (услуги адвоката оцениваются суммой в 22 459 рублей), сославшись на «невозможность трудоустроиться по месту отбывания наказания и на отсутствие в связи с этим какого-либо дохода».
«С учётом материального положения подсудимого», это ходатайство было удовлетворено.
29 января 2026 года Чудовский районный суд вынес приговор Сергею Зарипову: за убийство Трякина ему назначено 10 лет лишения свободы. Но на общем – пожизненном – сроке это никак не отразится. Две жизни киллеру не прожить.
У него есть право апелляционного обжалования приговора. Совсем не исключено, что им осуждённый воспользуется: передача дела в Новгородский областной суд и его рассмотрение там займёт ещё месяца два. Следовательно, на это время будет отложено и возвращение Зарипова к месту, так сказать, его постоянного жительства – в «Полярную сову».
Впрочем, как говорят, некоторые из «пожизнинников» дают явки с повинной о ранее совершённых преступлениях не потому, что хотят на какое-то время переместиться в сравнительно более мягкие условия существования, но и по причине «совесть замучила». Может быть, и Зарипов – из их числа.
И последнее. Как явствовало из показаний этого человека, к преступлению его привлёк брат. Того судить не будут: «Постановлением следователя от 01.08.2025 в возбуждении уголовного дела в отношении Зарипова А.Ю. отказано на основании п. 4 ч. 1 ст. 24 УПК РФ». Это значит: «В связи со смертью лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности».
Алексей КОРЯКОВ,
Чудово
(Фамилия потерпевшего изменена. – Прим. ред.)
Источник фото: Объединённая пресс-служба судов Новгородской области
