Бес Икотка или Легенда русского севера о напасти, которая страшнее медведя

Русский Север таит множество опасностей: медведи, гнус, суровые морозы. Но все они – ничто по сравнению со страшным бесом, который способен, поселившись в теле деревенской бабы, истязать её десятилетиями. Икотка (или «икотня») - народное название загадочного и малоизученного психического расстройства, которое

встречается у жителей севера России, в частности, в Пинеге и Мезени.

Заболевание проявляется в виде нарушения речи, когда человек может говорить на разные голоса, причитать и в целом вести себя неадекватно. Симптомы икотки – повторение одних и тех же слов или фраз, неестественное изменение тональности голоса и другие аномалии речи. Также могут наблюдаться дезориентация во времени и пространстве, резкое изменение настроения и поведения, а иногда даже галлюцинации.

Чаще всего по неизвестной науке причине икотка поражает женщин. Недуг приводит к тому, что несчастная неделями не выходит из дома, ползает по полу, икает и захлебывается, кричит и воет на разные голоса, лает по-собачьи и мяукает по-кошачьи. Причем даже тембр голоса меняется до неузнаваемости: одна и та же женщина может то голосить густым мужским басом, то кричать, как младенец.

Большинство людей, страдающих икоткой, говорят на разные голоса и произносят фразы, которые могут звучать неразборчиво или бессмысленно. Могут перескакивать с одного языка на другой. Остановиться они не в состоянии: не помогают ни уговоры, ни святая вода да и успокоительное, которое вводят медики, действуют крайне недолго. «Блажат» больные не переставая по нескольку дней и даже недель – до боли, до рвоты и обмороков. Зрелище жуткое и пугающее. Знающие люди в этих случаях говорят: бес вселился. Ну а кто еще?

Причины возникновения икотки до конца неизвестны. Чаще всего утверждают, что этот феномен связан с неблагоприятными условиями жизни на Севере. Лечение может включать в себя применение антипсихотических лекарств и психотерапии. Однако эффективность их сомнительна из-за сложности диагностики и недостаточной изученности расстройства.

В повседневной жизни люди с недугом могут испытывать трудности в общении и социальной адаптации.

Икотка считалась довольно распространенным явлением в Карелии и архангельских деревнях в конце XIX и начале XX веков и была часто связана с социально-экономическими факторами, такими как бедность, жестокие условия жизни и повышенный уровень стресса.

Одним из самых известных случаев массовой заболеваемости икоткой была вспышка в Пинеге в 1900 году, когда эта болезнь поразила более двух десятков женщин. Они издавали звуки, характерные для различных животных, громко кричали то басом, словно архиерей, то младенческим голоском. Несчастные часто лишались чувств и могли находиться в таком состоянии в течение нескольких дней.

В то время медицинская наука была мало развита, и лечения несчастные фактически не получали. Да и фиксировали случаи икотки в основном этнографы, а не медики: к последним крестьяне обычно вообще не обращались.

Некоторые исследователи считают, что икотка – проявление массовой истерии, которая накладывалась на некоторые неврологические или психические расстройства отдельных женщин.

Массовые пандемии такого рода в истории известны. Пожалуй, самая знаменитая из них – эпидемия «танцующей чумы» или «танцевальной мании», которая свирепствовала в Европе в Средние века. Тысячи людей начали танцевать на улицах и не могли остановиться, пока не падали от истощения. Многие умирали. Причем на протяжении столетий это явление повторялось в разных частях мира.

Исследователи винят в «танцующей чуме» спорынью. Этот грибок размножался на колосьях ржи и являлся настоящим природным наркотиком, сводящим людей с ума. Отсюда и танцующая чума, и многочисленные явления дьявола, и различные чудеса, описанием которых переполнены средневековые хроники.

Фиксировались случаи массового помешательства и в куда более близкие к нам времена. Например, явление «Солнца в Фатиме» в 1917 году, когда тысячи людей свидетельствовали о том, что они видели солнце, вращающееся и опускающееся к земле.

Эти и другие феномены дают представление о том, как могут возникать и распространяться психические эпидемии.

Впрочем, икотка совершенно уникальна, она не имеет аналогов нигде в мире. Во-первых, это вполне осязаемое и доказанное явление. Во-вторых, ни четкого объяснения, ни «противоядия» наука не дает. Как тут не уверовать в демонов?

В старину крестьяне утверждали, что напасть насылают «икотницы» – женщины-ведьмы. Они могут поражать болезнью целые селения, но способны также наводить эту своеобразную разновидность порчи и «точечно», на отдельного человека. Интересен метод, описанный в фольклоре. Подсадить в тело человека потустороннюю сущность, известную как икотка, якобы можно было вместе с черной плесенью. Эта грибковая инфекция поражает старые дома, и вывести ее практически невозможно: зараженные здания обычно сжигают. Плесень эта крайне токсична и опасна для человека. Вот в нее-то якобы икотницы вселяли беса и тайно добавляли в пищу тому, кому хотели навредить.

Интересно существовавшее поверье, что икотная плесень боится спирта. Так что единственное питьё, при употреблении которого заражение человеку не грозило, – это любые алкогольные напитки.

Впрочем, можно было обойтись и без плесени. Бытовало мнение, что можно «подселить» икотку в тело человека и через обычную воду.

Существуют три разновидности икотки: немая, ревущая и говорящая.

Немая – наиболее распространенный вид, который характеризуется простыми звуками икоты, без слов и подражания голосам животных.

Ревущая – посложнее. Она сопровождается громкими звуками, напоминающими рев или рычание зверей.

Говорящая – это наиболее интересная разновидность икотки, при которой человек может произносить слова, фразы и даже длинные монологи во время икоты. Это может показаться невероятным, но люди с говорящей икоткой могут разговаривать полноценно и ясно, как будто это не вызывает у них никакого дискомфорта, и порой рассказывают целые истории от лица будто бы сидящего в них «Васятки» или «Ивашки».

Каждый вид икотки может проявляться в разных формах и вызываться различными причинами, такими, как нарушения пищеварения, психические заболевания, инфекции, нервные расстройства. Прямой угрозы для жизни недуг обычно не представляет – но все же существование страдающих ею людей напоминает ад.

Как уже говорилось, действенного «противоядия» от напасти наука предложить не может. Знахари тоже встают в тупик перед икоткой. Некоторые рекомендуют те же средства, что и при обычной изжоге: использование трав и растений, к примеру, вербены и мелиссы. Также советуют применять магические амулеты и талисманы. Однако действенными все эти способы назвать никак нельзя.

Интересно, что многие сущности, одолевавшие тех, кто страдал икоткой, имели собственные имена, в основном мужские, которые эти демоны сообщали своим носительницам. Все эти Васьки и Егорки жили потом в теле несчастных крестьянок десятилетиями, до самой их смерти, избавиться от такого «подселенца» было практически невозможно. Он подчинял себе всю жизнь носительницы: нередко такая женщина даже из дома не могла выйти, объясняя домочадцам: «Васятка не велит!»

Судьба пораженных икоткой крестьянок была ужасна: они превращались в полностью асоциальные личности, лишенные семьи и нормальной жизни. Впрочем, и участь тех, в ком односельчане могли заподозрить ведьм-икотниц, также была незавидной: их обходили стороной, словно зачумленных, боясь, что они нашлют жуткий недуг. Икотницы, реальные или мнимые, обычно «засыхали в девках».

С течением времени икотка стала встречаться реже, и сегодня известны лишь единичные случаи – как правило, в глухих деревнях и только у пожилых женщин, воспитанных еще в «той», сельской культуре, где домовые, лешие и икотка – такая же реальность, как для нас – телевизор в доме. Одни из последних случаев заболевания икоткой телевизионщики федеральных каналов зафиксировали у пожилых жительниц Пинеги и окрестностей в 2010-х годах.

Получается, кто верит в «подсаженную» нежить – тот от нее и страдает?

По материалам paranormal-news.ru

На фото - молодые крестьянки в сельской местности у реки Шексны. Фотография Сергея Прокудина-Горского, начало XX века. Фотоизображение из Библиотеки Конгресса США, общественное достояние, wikipedia.org

 



подпишитесь на нас в Дзен