Бурятский «перевал Дятлова»: в 1993-м на Хамар-Дабане загадочно погибли 6 туристов

Эта история менее известна, чем трагедия «дятловцев», но повторяет её во многих деталях. Событие случилось в жарком августе 1993 года. Лихие 90-е уже наступили, однако такое чисто советское развлечение, как походы, забыли не все. Для многих, напротив, оно стало своеобразным средством эскапизма – ухода

от безрадостной реальности.

И вот семь человек из Петропавловска, что в Казахстане, также решили отправиться в путь. Почти все они, как и «дятловцы», были очень молоды. Трое юношей и три девушки, самому старшему было 24 года, а самому младшему – всего 15. Они были из разных учебных заведений, но их всех объединяла любовь к пешему туризму.

Группу возглавила Людмила Коровина – глава туристической секции при Петропавловском педучилище. У нее был гигантский опыт подобных походов: мастер спорта по пешему туризму, 41 год, бойцовский характер и командирские навыки располагали к ней и ребят, и различное начальство. Некоторые утверждали, что она обходится со своими воспитанниками слишком жёстко, не даёт им спуска, подвергая большим нагрузкам, и даже морит их в пути голодом. Но Коровина отвечала, что нытикам и слабакам в горах не место. Родители её ребят не раз говорили, что доверяют ей полностью.

Когда один из парней уходил в поход, он оставил папе и маме записку: «Поехал в горы, скоро вернусь!»

Взять в поход другого мальчишку Людмилу Коровину уговорила его мама. Она еще не знала, чем это обернётся…

«Туриада» – так называлось тогда масштабное общероссийское соревнование, в котором решили принять участие семеро смелых. Сначала тургруппа прилетела в Иркутск. Из этого сибирского города сообща проложили маршрут, следуя советам опытного инструктора Коровиной. Изучили метеопрогнозы – они благоприятствовали походу. Наконец, хорошо подготовившись, отправились в путь.

Он пролегал от поселка Мурино вдоль реки Лангатуй, а затем – по берегу речки Барун-Юнкацук. Маршрут группы имел 3-ю категорию сложности. Это означало, что перед путешественниками – долгие километры дикой пересечённой местности, где не встретишь ни одного человека.

Главной целью путешествия был горный хребет Хамар-Дабан. Он не отличается высотой: 2371 метр над уровнем моря – это немного. Склоны гор заросли густыми лесами, которые кишели множеством диких зверей. Однако туристы не боялись и были уверены в удачном окончании путешествия.

А оно проходило великолепно. С погодой группе очень повезло, и туристы всего за 5-6 дней прошагали около 70 километров. Они удачно перевалили через хребет и в ночь на 5 августа решили встать на ночлег.

Всё, что было дальше, известно из рассказа единственной выжившей девушки, а также – из выводов следственной комиссии и судмедэкспертов, которые исследовали тела…

Ночёвка впервые за эти дни не задалась. Погода, которая всё время благоприятствовала группе, начала резко портиться. И это при том, что прогноз синоптиков не предвещал ничего подобного. Резко похолодало, с гор подул обжигающе ледяной ветер, а потом и вовсе повалил мокрый снег. Туристы оказались один на один с разбушевавшейся стихией.

Туристы забились в одну палатку и тесно прижались друг к другу, пытаясь согреться. О том, чтобы разжечь костёр, при таком сильном ветре не было и речи. Парни, конечно, пытались, но у них ничего не вышло.

К утру слегка просветлело. Группа стала собираться в путь – и тут началось! У самого старшего из парней - 24-летнего Александра – ни с того, ни с сего пошла изо рта пена, а потом из ушей хлынула кровь. Он умер на глазах у всей группы почти сразу. Его непонятная и мгновенная гибель произвела на ребят гнетущее впечатление.

Сразу вслед за этим почти всех туристов охватило безумие. Они стали беспорядочно бегать вокруг палатки, пытаться спрятаться, зарыться в землю, а одна девушка билась головой о камни. А начальник группы Людмила Коровина рухнула мёртвой, словной у неё произошёл сердечный приступ.

Всю эту жуткую картину мы знаем со слов 17-летней Валентины Уточенко. Она одна из всех оставалась в здравом рассудке. Она подбегала то к одному, то к другому своему товарищу, тормошила их, пыталась обнять, увести вниз по склону. Однако они вырывались, и на лицах у всех была печать безумия.

Отчаявшись, девушка подхватила свой спальник и спустилась под уклон. Но вскоре она устала. Найдя местечко среди скал, где можно спрятаться одному человеку, она протиснулась туда и, что называется, «отрубилась».

Неизвестно, сколько Валя лежала без сознания. Когда девушка пришла в себя, снегопад закончился и ощутимо потеплело. Выбравшись из щели между камнями, она нашла в себе силы вернуться, чтобы узнать, что стало с её товарищами.

Вскарабкавшись на склон, она обомлела: вокруг палатки лежали шесть уже остывших тел. Выглядели они жутко, и на лицах у многих застыл страх.

Не в силах им помочь, девушка отправилась, куда глаза глядят. Валя несколько дней бродила по дикой местности, питаясь растениями и утоляя жажду из горных ручьев. Наконец, выбралась к берегу реки Снежная, где измученную девушку заметили туристы, плывшие на байдарках.

Ее обогрели, накормили, оказали минимальную возможную в этих условиях медпомощь. Валя к этому моменту находилась в полуобморочном состоянии и мало что соображала.

Когда единственную уцелевшую участницу группы Коровиной довезли до первого очага цивилизации, наступило уже 18 августа. Потом пару дней была нелётная погода, а 21 августа на поиски тел погибших отправили вертолёт.

Поисковикам стало сильно не по себе, когда они наткнулись на место последней стоянки группы. Трупы выглядели поистине жутко: глаза выели дикие звери и птицы, останки раздуло из-за начавшихся процессов разложения. Руководитель группы лежала сверху на теле Саши, который погиб самым первым, будто старалась защитить его.

Разумеется, дальше было следствие. Оно пришло к выводу, что шестеро членов группы погибли от переохлаждения. Но как же так? Ведь то, что рассказала единственная выжившая, совсем не похоже на смерть от холода. Да и тела нашли в легкой одежде, некоторые были босые. Почему они не оделись в попытке согреться? Теплые вещи при них были в необходимом количестве. Ночью и утром 5 августа 1993 года в тех местах действительно была аномально холодная погода. Но всё же не трескучий мороз. Шестеро человек никак не могли столь быстро замёрзнуть насмерть. Да и Валентина ведь была в точно таких же условиях – но она даже ничего не отморозила.

Погодные условия никоим образом не объясняют причин неадекватного поведения стольких людей, которые одновременно будто сошли с ума. Да и пена изо рта, кровь из ушей явно не появляются от холода.

Поневоле напрашиваются аналогии с дятловцами. Это и «непреодолимая природная сила», убившая туристов, согласно выводам следствия. И неадекватное поведение всей группы. И, наконец, отсутствие верхней одежды на трупах. Главное различие лишь в том, что одна из участниц похода выжила и смогла рассказать о том, что она видела своими глазами.

Версию о воздействии на людей инфразвука высказывали многие комментаторы. Кстати, он же мог погубить и дятловцев. Всё дело в особых погодных условиях, которые могли сложиться на этом участке местности из-за непогоды. Скалы могли вступить в резонанс с ветром. Инфразвук воздействует на организмы людей губительно, нарушая работу нервной системы и внутренних органов. Очень часто эти нарушения приводят к смерти. Паника, безотчётный и непреодолимый страх толкают людей на необдуманные поступки. Есть довольно правдоподобное предположение, что жертвами инфразвука становятся моряки в районе Бермудского треугольника, где не только пропадают суда. Довольно часто корабли потом находят – но без команды, которая будто сошла с ума и попрыгала в море в полном составе. Что характерно – животные на таких судах обычно выживают. На них не действует инфразвук?

Но почему же тогда он не подействовал на Валентину Уточенко? Из-за каких-то особенностей организма, делающих ее не восприимчивой к ультразвуку? Никто не обследовал девушку, чтобы разобраться в этом вопросе.

Кстати, она, похоже, так и не смогла полностью восстановиться после всего пережитого. От встреч с журналистами она в последующие годы наотрез отказывалась. Говорила, что не хочет вспоминать «весь этот кошмар».

Были и другие версии. Высказывались предположения, что группа угодила в «нехорошее» геопатогенное место. Кстати, Валя на протяжении своего одинокого странствия однажды набрела на заброшенную деревню – некоторые исследователи полагают, что люди покинули этот населённый пункт из-за близости к «нехорошему» месту. Симптомы у людей, попавших в подобные зоны, в общем, примерно те же: дезориентация в пространстве, нарушение адекватного восприятия реальности, сбои в работе нервной системы…

Есть и «химическая» версия: будто бы туристы угодили в облако ядовитого тумана или подверглись воздействию выброса горных газов. Ядовитый выброс мог вместе с осадками перенестись на значительное расстояние. Пена изо рта – характерный симптом ингаляционного отравления. Но чем именно надышались туристы, теперь уже не узнать.

По материалам paranormal-news.ru

На фото - предполагаемое место гибели туристов. Фото - © из архива туристического клуба «Азимут» / sputnik.kz



подпишитесь на нас в Дзен