Нейробиологи всего мира уверены: не мозг служит человеку, а человек - мозгу

Нейробиологи всего мира сошлись в этом мнении. А ведь мы привыкли считать, что стоим на вершине эволюции и являемся хозяевами всех анатомических составляющих своего тела. Говорим: моя печень, моя селезенка, мои легкие. Но если в отношении этих и подобных им органов, пожалуй, всё верно, то с мозгом дело

обстоит не так. Этот «рулевой» живет своей отдельной жизнью и вертит нами как хочет...

В общем-то, мы и сами могли бы догадаться: раз он руководит всеми процессами в организме, раз ему ведомо, как должно биться сердце, с какой скоростью должна бежать по жилам кровь, какие гормоны следует «выпускать» в том или ином случае, когда требуется «ставить под ружье» лейкоциты и так далее и тому подобное, значит, ему виднее. И он обходится без нас. Мы ведь порой не можем даже вспомнить, где располагается селезенка, а спроси у нас что посложнее – и вовсе растеряемся.

Что там, как оно всё устроено внутри? Какие функции выполняет тот или иной орган? И, наконец, главное – кто отдает им приказы, заставляет поддерживать нужную температуру тела, определенный состав крови и лимфы, взаимодействие нейронов? Задайте себе эти вопросы, и вы безо всяких научных доказательств поймете, что гениальный руководитель всего этого сложнейшего хозяйства – это точно не мы, а мозг.

Каков же он? Чего хочет, что любит, каков стиль его руководства? Оказывается, наш рулевой довольно ленив, избирателен, далеко не всегда спешит выполнять наши желания. Например, мы хотим запомнить как можно больше информации, но увы – тут решать не нам. Он сам выбирает, какие «файлы» стоит сохранить в глубинах долговременной памяти, а какие можно без колебаний отправить в «корзину». Хотя эта аналогия не всегда верна. Если речь о воспоминаниях, то тут все иначе. Он не выбрасывает ни одного из них, хранит абсолютно всё! Но просто доступ к ним находится у него. И если он считает, что помнить какой-то факт или опыт вам ни к чему, значит, вас туда не пустят.

Вообще процесс запоминания можно представить в виде диалога. Вы говорите мозгу: «Мне это нужно!» Он же в ответ: «Брось, дружище, не нужно». Вы снова: «Да позарез же надо запомнить!» Он: «А вот и нет». Вы кипятитесь: «Говорю же, без этого никак!» Мозг: «А может, всё же обойдешься?»

А еще он превосходный иллюзионист – легко может подбросить ложные воспоминания, изменить детали картинок из прошлого. Таким образом, он не только потрясающе распределяет ресурсы организма, заведует его физиологическими функциями, но еще и ловко манипулирует нашим сознанием, поведением!

Чтобы наладить эффективное партнерство, нам приходится идти на массу ухищрений. Для запоминания ценной информации мы ее много раз повторяем – письменно, устно. Этому нас учат со школы. Да и во взрослой жизни существует масса тренингов, где предлагаются разные способы запоминания. Например, рекомендуется повторить нужную информацию через 20 минут после прочтения, потом через 8 часов, через сутки. Для пущего же эффекта хорошо повторить еще через 2 недели и через 2 месяца.

Еще мы знаем, что процесс учебы лучше всего идет, когда всё преподносится в игровой форме. Стоит заскучать, и знания начинают «в одно ухо влетать, в другое улетать». То есть мозгу подавай что-то интересное, захватывающее.

Он как ребенок – любопытен и эмоционален. Его нужно удивлять, тогда этот лентяй воодушевляется и с большим энтузиазмом и любовью сохраняет в памяти поразивший его факт. Во всех деталях, ярко и выпукло. Например, вы изумились: «Как, морской огурец выбрасывает внутренности, когда за ним гонится враг?!» Мозг тут же встрепенется и запомнит этот занятный факт навсегда. Маленькая пометка: если вы решили, что для стимуляции памяти можно имитировать удивление, играть его, как актер, сразу скажем, что этот номер не пройдет, мозг сразу уловит фальшь и проигнорирует информацию. Ему нужна искренность!

Борьбу с леностью мозга надо вести по всем фронтам, то есть вооружившись всеми пятью чувствами: зрением, слухом, вкусом, обонянием, осязанием. Если вы больше визуал по своему восприятию, то для вас всё равно не лишним будет прочитать материал вслух; а аудиалу при прослушивании лекции – написать конспект. В идеале это выглядит так: ты слушаешь лекцию, пишешь конспект, ешь булочку с корицей, рядом дымится палочка сандала и ты поглаживаешь ногой кошку.

Как мозг стирает информацию из памяти? Ответ простой: легко. Если вы не пользуетесь знаниями – долой их. Если вам срочно поступила новая информация, старую – в корзину. Отметим, впрочем, что во многих случаях это стирание – большое благо. Например, у вас был неудачный опыт вождения. Или знакомства. Или выступления на публике. В момент извлечения информации мозг заменяет тот негативный опыт более успешным вариантом развития событий. Если история не была травматической, то конечно, такая блокировка неприятного воспоминания позволяет нам не застревать в бессмысленных переживаниях, а двигаться дальше, приращивать уверенность в себе.

И еще один интересный факт: каждый раз, воссоздавая в памяти какое-либо событие, мозг слегка его видоизменяет. В науке этот процесс называется «реконсолидация». В одном из экспериментов, которые провел британский ученый Ф. БАРТЛЕТТ, студент рисовал древнеегипетскую букву «М» по памяти. И в итоге через год буква превратилась в фигуру кошки. Произошло это потому, что каждый раз мозг, обращаясь к последней реконструкции воспоминания, обогащает ее новым опытом и новым контекстом. Это говорит о том, что он у нас созидающий и творческий.

Самое невероятное открытие нейробиологии – мозг знает, что такое совесть. Это кажется невозможным, но у него есть способность «отговаривать» человека от совершения аморальных поступков! Причем строгий судья, стоящий на страже нашей нравственности, имеет свое вполне материальное воплощение. Ученые выяснили, что за эту функцию отвечает участок, который находится в коре головного мозга над бровями. И, внимание – такая область в мозгу есть только у людей, у животных она отсутствует.

Интересно, что мозг помогает нам воплощать наши устремления, мечты. Действует он при этом исподволь, незаметно для нас. К примеру, если мечтаем побывать в Риме, то работа мозга так подстраивается, что везде и всё чаще будем встречать напоминания о Вечном городе. Поэтому и говорят: если задумали изменить окружающий вас мир – для начала поменяйте свое мышление!

Человеческий мозг – самый удивительный, до сих пор не до конца изученный орган. Постоянно проводятся новые исследования, чтобы приоткрыть завесу над его секретами, но они так и остаются тайной. Мозгу неизвестно чувство боли. В нем нет нервных окончаний, поэтому при прикосновении к нему, скажем, при трепанации черепа, мы ничего не почувствуем. Когда болит голова, на самом деле это панические сигналы от тканей и сосудов, окружающих мозг. Мозг знает, что такое любовь, и это можно увидеть на снимках. На МРТ головного мозга у людей, обуреваемых нежными чувствами, видна активация тех зон, которые отвечают за удовольствие и волнение. Если влюбленному показать фото объекта вожделения, на снимках МРТ эти области тут же как бы «загораются». Наш мозг не прекращает работать даже во время сна. Более того, когда мы спим, он трудится гораздо активнее.

Жир вреден для сердца, а вот для мозга он просто необходим. Мозг – самый «жирный» орган: в нем их содержится больше всего, конечно, полезных (около 60 процентов от массы).

Лучший способ усиления умственных мыслительных способностей – выполнение незнакомых действий. А вот от постоянных стрессовых ситуаций размер мозга уменьшается. Пока что неизвестно, по какой причине это происходит. Также нервотрепки снижают когнитивные способности из-за выброса в кровь гормона стресса – кортизола. А еще вот что интересно: самый высокий средний показатель IQ – у японцев, он составляет 111. И 10 процентов населения этой страны имеют IQ выше 130.

Во многих фантастических фильмах рассматривается вопрос: что лучше для человека – активное участие в реальности, которая часто несет одни разочарования и не дает ощущения счастья, или пребывать в некоем подобии вечного сна с прекрасными картинками? Особенно наглядно эта дилемма показана в фильме «Матрица». Что лучше – спать в капсуле с питательным раствором и при этом ощущать удовольствие от вкусной пищи, душевного и физического комфорта или проснуться с гордым осознанием своего «я», но при этом есть отвратительную жижу, терпеть боль, лишения, рисковать жизнью?

Над этим философским, а значит, вечным вопросом пусть бьются великие умы. А мы пока поделимся обескураживающей информацией: оказывается, нашему мозгу совершенно безразлично, каким образом мы получаем свои впечатления, переживания и ощущения – из настоящей жизни или воображаемой. То есть человек, который смотрит на мир сквозь «розовые очки», строит воздушные замки, может быть гораздо счастливее реалиста. У него больше поводов для радости, пусть они и надуманные. А потому мозг задействует те же центры удовольствия, что и при получении вещей, которые, что называется, «можно потрогать».

Вообще мозг необъятен, как Галактика, и изучать его можно бесконечно. Даже люди, посвятившие этому жизнь, не переставали удивляться его возможностям. Профессор Наталья БЕХТЕРЕВА, которая на протяжении ряда лет была научным руководителем Института мозга человека РАН, рассказывала поразительные вещи из своей практики. Например, такой случай. Ее сотрудник, Владимир СМИРНОВ, однажды стимулировал одно из подкорковых ядер пациента и стал свидетелем того, как тот буквально на глазах стал в два раза умнее: совершенно внезапно возросли его способности к запоминанию.

По ее словам, до стимуляции этой точки мозга больной запоминал примерно 7 слов, что считается нормой. А сразу после стимуляции – 15 и больше. «Мы не знали тогда, как «вернуть джинна в бутылку», и не стали с ним заигрывать, а активно подтолкнули к возвращению – в интересах больного. А это была искусственным образом вызванная сверхвозможность человеческого мозга!» – рассказывала она.

По материалам nkj.ru, zelv.ru, blog.wikium.ru, myworldwiki.com, nauka-prosto.ru

Фото - Shutterstock.com



подпишитесь на нас в Дзен