Почему вакцины испытывают на животных - и сколько стоит лабораторная мышь

При создании любого медицинского препарата необходимы доклинические испытания на животных. Недавно в СМИ появилось сообщение: для того чтобы в распоряжение врачей скорее поступила вакцина от коронавируса, потребуется, возможно, помощь кошек. Кстати, не бескорыстная. Лекарство понадобится и их племени –

для выживания вида.

Ученые всего мира сейчас озабочены тем, чтобы в кратчайшие сроки найти действенное средство от COVID-19. И стать им может только вакцина. Те лекарства, которые применяются сейчас, лишь облегчают симптоматику заболевания. У тех, кто не заразился, нет иммунитета против вируса. А значит, спасают пока только самоизоляция, дезинфекция, средства индивидуальной защиты. Стоит нам зажить по-прежнему, забыть обо всех ограничениях, как коронавирусная зараза нападет с удвоенной силой. Так считает большинство врачей. Даже те, кто уверяет, что летом уровень заболеваемости резко снизится, делают оговорку: но к осени сценарий может повториться...

Майкл ОСТЕРХОЛЬМ, автор книги «Смертельный враг: наша война против бактерий-убийц», еще три года назад утверждал: более ранние коронавирусы, такие как SARS (атипичная пневмония) и MERS (ближневосточный респираторный синдром), были «предвестниками грядущих событий», то есть их отступление – всегда лишь временное. В конце марта он констатировал, что любые меры, которые сейчас предпринимаются, – всего лишь «попытка остановить ветер». Он, в частности, сказал: «Как только люди освободятся от всех этих социальных дистанций, этого вынужденного пребывания дома – они ведь не покидали свои дома неделями, – и вернутся на работу, окажутся в самолетах, поездах, метро, автобусах, других людных местах, даже в Китае коронавирус вернется снова».

Поэтому всем нам остается уповать на то, что ученые создадут в ближайшее время вакцину. Прививка от коронавируса заставит наш организм вырабатывать антитела, которые будут успешно противостоять инфекции. Однако стоит учитывать, что работа эта сложная, уйдет на нее много времени, от года до полутора лет...

До этого времени особая сложность задачи заключалась в том, что было непонятно: на ком испытывать средство, которое должно спасти миллионы. Сейчас, похоже, найдено животное, которое тоже, как и человек, уязвимо перед новой инфекцией.

Исследования Национальной лаборатории сельскохозяйственной микробиологии Хуачжунского сельскохозяйственного университета показали, как пишут «Известия»: у 14,7 процента кошек в Ухане обнаружены антитела к коронавирусу, то есть они переболели. Заразиться они могли как от летучих мышей, так и от своих хозяев. Заболевание у животных протекает примерно так же, как у человека: воспаляется гортань, поражаются легкие.

Специалисты отмечают, что этих животных используют в лабораториях давно, в основном для неврологических исследований – у кошек довольно сложная и вместе с тем стабильная нервная система. Но есть одна проблема: любая подобная работа связана с большими затратами. Не только потому, что само содержание кошек обходится гораздо дороже, чем содержание традиционных подопытных мышей. Дело в том, что для тестирования лекарственных препаратов и вакцин требуются не обычные, живущие в естественной среде четвероногие, а чистые, свободные от патогенной флоры. То есть понятие «лабораторные животные» имеет вполне конкретное значение. Кроме того, их организм особым образом корректируют перед исследованием.

Вот, к примеру, в работе над вакциной против коронавируса, которую ждет весь мир, используются мыши с внедренными искусственным путем человеческими генами и модифицированным иммунитетом. Одна партия грызунов, состоящая всего из трех особей, стоит свыше 3,5 тысячи долларов.

Задача одолеть коронавирусную инфекцию сейчас в глобальном приоритете, так что страны вряд ли будут экономить на подобных исследованиях. Если первоначальные выводы о повышенной восприимчивости кошек подтвердятся, то, скорее всего, новую вакцину будут испытывать именно на них. Как бы ни было жаль нам хвостатых-полосатых, это, бесспорно, лучше, чем подвергать риску своих близких. Кроме того, если коронавирус поражает и кошек, то создание вакцины жизненно необходимо и для их популяции.

Множество важнейших прорывов в медицине были бы невозможны без исследований на животных. В частности, благодаря им разработана терапия (ВААРТ), благодаря которой диагноз СПИД больше не является смертельным приговором, как это было 30 лет назад.

Вот неполный перечень: ингаляторы для больных астмой, современные вакцины, жизненно важный для миллионов диабетиков инсулин, – всего этого не было бы в распоряжении врачей без многочисленных подопытных кроликов, хомячков, поросят, мышей, крыс, морских свинок. Благодаря им появился препарат тамоксифен, позволивший в 1990-е годы сократить на 30 процентов смертельные исходы при раке груди.

В цивилизованных странах испытания на животных – обязательное условие при сертификации новых медикаментов. Принятию такой нормы способствовали несколько трагических событий.

Такова, например, история применения эликсира сульфаниламида. Он использовался для лечения стрептококковой инфекции даже после того, как в 1928 году бактериолог Александр ФЛЕМИНГ открыл пенициллин.

Этот препарат горький и практически не растворяющийся в воде, что сильно ограничивало его применение при заболеваниях у маленьких детей. В 1937 году один из сотрудников американской компании «SE Massengill» обнаружил, что сульфаниламид прекрасно реагирует с диэтиленгликолем. В лаборатории опробовали новое средство, получившее название «эликсир сульфаниламида», и нашли его свойства и вкус вполне удовлетворительными. Было налажено производство препарата, который затем поступил во все аптеки страны.

Диэтиленгликоль оказался довольно сильным ядом... В первые же дни после поступления в продажу от эликсира сульфаниламида скончались более 100 человек, в основном дети. Препарат был изъят из продажи, а Конгресс США принял закон, обязывающий производителей лекарств проверять их безопасность на животных. Вслед за Америкой аналогичный закон был принят и другими странами.

Позже стандарты безопасности пришлось ужесточить. В 1954 году немецкая компания «Chemie Grunenthal» разработала снотворное под названием талидомид. Лекарство успешно прошло тест на мышах, а затем и на добровольцах. Препарат быстро завоевал популярность. И лишь в 1961 году выяснилось, что если талидомид употребляли беременные женщины, то с высокой долей вероятности они рожали детей без конечностей. За несколько лет на свет появились 12 000 малышей-инвалидов.

После этой трагедии стандартным требованием стало тестирование препарата на беременных животных для отслеживания возможных последствий его применения для женщин, вынашивающих плод.

Как видим, эксперименты на четвероногих – необходимый этап ввода нового лекарства в медицинскую практику. Самое время отметить, что почти каждый из лауреатов Нобелевской премии по физиологии и медицине с 1901 года опирался в своих открытиях на данные, полученные в экспериментах на животных. Недаром во многих странах мира стоят памятники нашим четвероногим спасителям.

Одним из инициаторов такого монумента был Иван ПАВЛОВ. По его настоянию в Санкт-Петербурге поставили памятник собаке. Именно это животное чаще всего использовалось в опытах великого ученого-физиолога. На постаменте скульптуры начертано: «Пусть собака, помощница и друг человека с доисторических времен, приносится в жертву науке, но наше достоинство обязывает нас, чтобы это происходило непременно и всегда без ненужного мучительства».

По материалам news.mail.ru, iz.ru, svoboda.org, miloserdie.ru



подпишитесь на нас в Дзен