Тайны кино: зачем актеры и каскадеры все так же рискуют жизнью в виртуальный век

В век цифровых технологий сложно бывает понять, где в фильме реальные трюки, а где «нарисованные». Не все способны в это поверить, но многие безумные по своей опасности сцены до сих пор снимаются вживую. И напряжение, с которым мы их смотрим, объясняется не искусными спецэффектами, а тем, что человек в кадре

действительно на грани жизни и смерти.

Естественно, в первую очередь стоит вспомнить все фильмы франшизы «Миссия: невыполнима». Здесь подлинность трюков возведена в принцип. Причем самые отчаянные из них выполняются Томом КРУЗОМ, а не каскадером. Таково его собственное решение как продюсера. Он считает, и не без оснований, что только такие сцены способны дать нужный накал драматизма и потрясти зрителя. И потому для одного фильма он научился управлять вертолетом и взбирался в кабину пилота, ухватившись одной рукой за раму, для другого 106 раз прыгнул с парашютом, для третьего стал альпинистом, для четвертого научился задерживать дыхание на 6 минут. И так далее, и так далее... Невероятные прыжки, падения, полеты.

Вспомните сцену из самой первой «Миссии», где после взрыва вертолета в тоннеле Круз буквально взлетает и с силой отбрасывается к поезду. Эффектное пламя, мелькание лопастей сделаны с помощью компьютерной графики, но то, что происходит с Итаном Хантом, не «нарисовано». В тоннеле использовалась аэротруба – с помощью мощных потоков воздуха создавалось ощущение огромной скорости. И именно такой поток подбросил актера, заставил пролететь несколько метров и с размаху врезаться в поезд. А теперь вспомните, что в кино каждую сцену снимают вновь и вновь, чтобы получить идеальную картинку... Во время многочисленных дублей Круз столько раз ударялся о поезд, что его тело превратилось в один большой синяк.

Во второй «Миссии» Круз карабкается вверх по отвесной скале, легко подтягиваясь на карнизах. Не думайте, что в действительности съемки шли на каком-то безопасном тренажере, а потом был сделан нужный монтаж. И скалы, и головокружительная высота настоящие. И несмотря на то, что актер обучался у профессиональных скалолазов и каскадеров, даже у режиссера Джона ВУ все внутри обрывалось от ужаса при виде этих прыжков со скалы на скалу с одним страховочным тросом.

Невыносимо мучительно и страшно смотреть начальные кадры пятой части франшизы – «Миссия невыполнима: Племя изгоев», где взлетает самолет, а Круз, находясь снаружи, из последних сил цепляется за закрытый люк. Да, на актера, конечно, снова надели страховочный трос, да, ему выдали специальные линзы, защищающие глаза, и беруши, заглушающие рев моторов, – и всё равно это было смертельно опасно! Достаточно любой случайности – например, врезавшейся в тело птицы – чтобы от Тома ничего не осталось. Даже крошечные камешки, летевшие в него, ощущались как вонзающиеся дробинки. «Это было как расстрел», – рассказывал он потом.

В серии «Протокол «Фантом» актеру пришлось бегать по стеклянным отвесным стенам высочайшего здания в мире – башни «Бурдж-Халифа» в Дубае. Несмотря на месяцы предварительных тренировок на копии небоскреба, Крузу во время съемок пришлось тяжело: на огромной высоте оказалась такая сила ветра, что прыжки нужной точности не получались, он несколько раз врезался в здание. И всё же в итоге зрителей ждали великолепные захватывающие кадры. Сцена, где Хант снаружи разбивает стекло, снята всё же в студии, но вот жутчайший прыжок к своим, где его хватает команда, – прошла на настоящей башне высотой 829 метров.

Еще один храбрец, заслуживающий восхищения, – Дэниел КРЭЙГ. До него в «бондиане» все трюки снимали с привлечением каскадеров, актера-звезду всячески берегли. С его появлением все изменилось. Спецэффектов используется самый минимум, опасные трюки выполняет сам Крэйг. Вам наверняка запомнилась бешеная погоня Бонда в начале серии «Казино «Рояль». Так вот, оказавшись на башенном кране, актер сам совершает головокружительный прыжок на высоте 35 метров.

На перечисление трюков Джеки ЧАНА уйдет не один час. Этот актер настолько безоглядно рискует ради удачных кадров своим здоровьем, а то и жизнью, что на нем буквально живого места не осталось. Поклонникам актера навсегда запомнилась, к примеру, впечатляющая сцена из картины «Кто я?», где он скатывается без страховки по почти отвесной стене небоскреба.

Один из важнейших фильмов, зародивших во всем мире моду на паркур, «13-й район» – настоящий бенефис французского паркурщика Дэвида БЕЛЛЯ, быстрого, ловкого и грациозного, как гепард. Свои невероятные возможности он показывает в первой же сцене фильма, где его герой, уличный паренек по имени Лейто, спасается бегством от банды вооруженных громил – в процессе буквально просачиваясь сквозь узенькие окна и демонстрируя поистине паучью цепкость. Финальным аккордом в этой блестяще срежиссированной, снятой и исполненной погоне становится прыжок Лейто с одного здания на другое – снятый так, что в его подлинности не возникает никаких сомнений.

Среди актрис тоже есть те, кто не желает поручать опасные трюки каскадерам. Взять, к примеру, Миллу ЙОВОВИЧ. Еще в «Обители зла» она продемонстрировала готовность рисковать собой ради занятных и эффектных кадров, а режиссер Пол У.С. Андерсон, выбравший себе Миллу в спутницы жизни, явно заработал не один седой волос, глядя на лихачества жены. В новом фантастическом боевике «Охотник на монстров» Йовович не изменяет себе – она решилась на участие в опасном трюке с переворотом военного внедорожника «Хамви». По словам актрисы, она была крепко пристегнута, однако грохот и залетевший в машину песок сильно ее контузили. Но оно того стоило.

На сумасшедшую работоспособность и самоотверженность Шарлиз ТЕРОН координаторам трюков фильма «Взрывная блондинка» даже приходилось жаловаться режиссеру Дэвиду ЛИТЧУ – дело в том, что актриса хотела участвовать лично в каждой сцене, даже в таких, которые при недостаточной подготовке чреваты увечьями. К счастью, Шарлиз отлично подготовлена и способна перед объективом камеры на многое – благодаря ее активному участию в съемках экшена и удалась сумасшедшая драка, снятая одним планом в несколько минут.

И всё же, говоря о смелости и самоотверженности актеров и актрис, мы не можем обойти вниманием людей, у которых риск – это повседневность, работа. Речь, конечно, о каскадерах. Благодаря им многие сцены фильмов навсегда врезаются в память, от них и спустя годы захватывает дух.

Вспомним фильм «Скалолаз» 1993 года. Он битком набит сценами, требующими участия каскадеров. И главный воздушный трюк вошел в Книгу рекордов Гиннесса как самый дорогостоящий в истории кино. Выполнил его бесстрашный британский каскадер Саймон КРЕЙН. По тросу он перебрался из одного летящего самолета в другой на высоте более 4700 метров без страховочных ремней.

Работа по подготовке воздушной сцены требовала безупречности во всем. Самолеты должны были лететь со скоростью ровно 240 км/ч, иначе двигатель реактивного ДиСи-9 мог заглохнуть. А если бы самолеты летели немного быстрее, то сила ветра разорвала бы Крейна на части. Трюк был настолько опасным, что даже собственная страховая компания кинопроекта отказалась страховать жизнь каскадера. Он всё сделал блестяще.

Сильвестр СТАЛЛОНЕ – исполнитель главной роли и соавтор сценария – выделил гонорар Крейну в сумме миллион долларов.

В ошеломляющих вступительных кадрах боевика «Шпион, который меня любил» (1977) герой Роджера МУРА Джеймс Бонд убегает от злодеев на лыжах и вдруг спрыгивает с невообразимо высокого обрыва. При этом не разбивается, а плавно спускается вниз на парашюте. И это, заметьте, не компьютерная графика, не монтаж.

Весь эпизод – самый дорогой трюк на тот момент, выполненный от начала и до конца каскадером Риком СИЛЬВЕСТРОМ – дублером агента 007. Действие происходило на вершине горы Асгард в Канаде. Камеры снимали со всех ракурсов. Сильвестр прыгнул с 914-метрового обрыва и... тут же исчез из виду. К счастью, одной камере удалось заснять весь его путь вплоть до раскрытия парашюта.

После выхода фильма в свет бывший каскадер-альпинист стал кумиром поклонников горнолыжного спорта во всем мире. По окончании съемок ему выдали премию за то, что он… остался в живых!

По материалам batop.ru, pikabu.ru, hi-fi.ru

Фото – кадр из фильма «Миссия невыполнима: Последствия» (2018)



подпишитесь на нас в Дзен