Олег Анофриев - голос нашего детства

28 марта в Москве на 88 году жизни скончался замечательный актер и певец. Ни один артист не исполнил столько песен, полюбившихся всей стране, сколько спел он. При этом он снялся более чем в 50 фильмах, но в основном в эпизодах, и это не было его главным делом.

Его любили за удивительные вокальные данные, и память о нем навсегда останется в наших сердцах.

Он работал в четырех октавах – легко мог петь и басом, хотя классифицировался как тенор. Именно его голосом поют Львенок и Черепаха в «Я на солнышке сижу и на солнышко гляжу». Несколько поколений детей засыпало под его «Спят усталые игрушки». Олег Андреевич всегда грезил театром одного актера. И его мечте суждено было осуществиться в 1969 году, когда ему предложили озвучить кого-нибудь из героев в «Бременских музыкантах». На предложение Анофриев ответил: «Сыграю всех!». В итоге его голосом запели и Король, и Атаманша, и Трубадур. Все, кроме принцессы. Кстати, за тяжелую работу над этим мультфильмом Анофриев получил всего 330 рублей – в советское время это примерно три месячные зарплаты. В «Сказке о попе и работнике его Балде» он пел за попа, попадью, поповну, попенка, Балду, старую чертиху, простуженного черта – всего за 18 персонажей.

При этом у артиста хорошо получались не только детские песни. Олег Андреевич исполнил песни в лентах «Гардемарины, вперед!», «Земля Санникова» и многих других. За годы работы Анофриев озвучил больше двух десятков мультфильмов и исполнил песни в десятках фильмов. Он сам был превосходным поэтом и написал более полусотни романсов и мелодий.

Вообще-то Анофриев был актером и рвался играть в кино. Он окончил Школу-студию МХАТ. Самые известные его роли в театре – старшеклассник Петя («Димка-невидимка», ЦДАТ), Василий Теркин («Василий Теркин», Театр им. Моссовета). Он снялся в фильмах «За витриной универмага», «Алые паруса», «Коллеги», «Сказка о потерянном времени», «Автомобиль, скрипка и собака Клякса», «После дождичка в четверг», «Там, на неведомых дорожках…».

«Я хочу быть первым, а не вторым», – говорил Олег Андреевич. А эпизоды, в которых он сыграл, запомнились многим. Это и характерная роль тапера в «Человеке с бульвара Капуцинов», и Соловей-Разбойник в «Там, на неведомых дорожках…», и постаревший мальчик Петя из «Сказки о потерянном времени». Считается, что самой сильной стала роль Василия Теркина в Театре Моссовета – газеты тогда писали, что «Анофриев и Теркин сплелись на сцене». Но театр не стал главным делом его жизни.

Мэтр очень переживал, что звание народного артиста он получил только в 70 лет, хотя никогда не ощущал недостатка в славе. Популярности он, как говорится, хлебнул сполна. «В 60-е мы вынуждены были давать по четыре концерта в день, нам платили по 20 рублей за концерт, – вспоминал артист. – Иногда я и слова забывал, и получались такие диалоги с залом: «А сейчас – песня из фильма «Путь к причалу». Я вам еще ее не пел?»

Незадолго до смерти в одном из интервью Анофриев рассказывал, что у него на сердце стоит шесть шунтов и искусственный клапан, который работает не очень хорошо. Ему приходилось пить много препаратов для разжижения крови, но при этом он очень радовался тому, что в состоянии нормально функционировать. У Анофриева есть стихотворение – «Я хотел бы умереть во сне!». К смерти артист относился с уважением, без страха, как к неизбежности, к которой надо приготовиться. У него даже был готов памятник с надписью «Есть только миг».

Олег Андреевич – коренной москвич, а родился в Геленджике в 1930 году, во время командировки родителей. Он пережил многое, о чем потом рассказывал легко и с юмором. Вспоминал голодное детство словами: «Тяжело было, зато время какое интересное!» Он получил тяжелую травму – в правой руке разорвалась граната, после чего не работал средний палец и оторвало указательный, и Олега не взяли в музыкальную школу, назвав «калекой».

«Апрель 42-го, мне 11 лет, – рассказывал артист журналистам. – По подвалам валялось много гранат. Солдаты, приезжая на побывку, как правило, избавлялись от «лимонок». Это ручные «РГД-42», очень опасные. Кольцо выскочит, взрыватель сработал, и… привет – через три секунды от человека ничего не остается. Поэтому военные при любой возможности куда-нибудь их выбрасывали. Конечно, вывернув взрыватель. Мы, пацаны, все это прекрасно знали и отыскивали гранаты повсюду. Часто находили в разобранном состоянии, но с сохранившимся взрывателем… Вот он тем злополучным апрелем и взорвался у меня в руке. Если бы разорвалась сама граната, от меня ничего не осталось бы. Первое ощущение чисто физиологическое – онемение и ожог. Второе – чувство животного страха: еще не понял, что случилось, но уже увидел вместо кисти левой руки кровавый комок... Зажав руку изо всех сил, поднял ее и побежал домой ... Конечно, рука осталась покалеченной: без указательного пальца, с неработающим средним, толком не разгибающаяся, но все-таки рука, а не культя... Три недели пролежал в больнице. Но с каким восхищением смотрели потом на меня все ребята! Чего, разумеется, нельзя было сказать о маме. Она ведь мечтала, чтобы я стал музыкантом...»

Анофриев признавался, что в юности был жадным до удовольствий, но в их отношениях с женой Натальей это ничего не меняло – была любовь, поэтому и прожили вместе более 60 лет. Семья у него была большая – жена, дочь Мария, внучки Настя, Маша и Наташа, правнук Олег, которому он посвятил стих «От Олега до Олега ровно 80 лет». «Поженились мы через год после смерти Сталина, а вот жить семьей стали почти сразу после знакомства, – рассказывал Олег Андреевич о личной жизни. – Хотя в те годы это было не принято, как и многое другое. Например, когда я после свадьбы пришел в Детский театр с обручальным кольцом, меня тут же прозвали «окольцованным мальчиком». Кольцо тогда носили разве что старики в деревне... С Натальей мы больше 60 лет вместе. За эти годы всякое, конечно, было – ругались, даже разбегались и снова съезжались. Мы оба страшно ревнивы, но дожили вместе до седин – это целиком и полностью ее заслуга. Она врач, умнейшая женщина. Наверное, у нее были причины для беспокойства. Мне не однажды приходилось работать с красавицами. Взять хотя бы Настю Вертинскую – Ассоль в «Алых парусах». А во время первого Московского кинофестиваля посчастливилось целый день провести с Лолитой Торрес – настоящей западной звездой. У нас шли два или три фильма с ее участием, и власти приняли решение, чтобы советские актеры показали зарубежным гостям достопримечательности Москвы. Меня «прикрепили» к Торрес».

В последние годы Олег Анофриев жил в подмосковной деревне Козино рядом с Николиной Горой, куда перебрался в 2006 году из деревни Бузаево. Неподалеку от Козино находятся другие звездные владения – замок Максима ГАЛКИНА и Аллы ПУГАЧЕВОЙ, жилье Тамары СИНЯВСКОЙ, вдовы Муслима МАГОМАЕВА, дача Ларисы ДОЛИНОЙ. Анофриев своими руками выстроил в Козино двухэтажный дом. А участок в 50 соток украсил фонтанами и деревянными скульптурами героев мультика «Бременские музыканты», которые сделал в собственной мастерской. Резьба по дереву стала его хобби.

Поклонники и коллеги по цеху принесли свои искренние соболезнования семье покойного. Среди тех, кто почтил память артиста – Светлана ДРУЖИНИНА, Станислав САДАЛЬСКИЙ, Валентин ГАФТ, Михаил БОЯРСКИЙ и другие.

«С детства все мы знаем голос Анофриева, – сказал Михаил Боярский радио «Комсомольская правда». – Он был замечательный певец, прекрасный актер, душевный человек. Я с ним работал вместе и в кино, и на мультфильме. Это было большое удовольствие. Вспоминаю, как легко и приятно было вместе с ним петь «Не вешать нос, гардемарины!» для фильма «Гардемарины, вперед!».

Композитор Максим ДУНАЕВСКИЙ назвал Олега Андреевича общительной и творческой личностью, внесшей весомый вклад в развитие искусства.

Поэт Юрий ЭНТИН заявил, что новость о смерти актера стала для него неожиданностью: «Мы вместе отмечали его 85-летний юбилей, и он был весел и бодр, как всегда. Я не помню Олега больным, он и не болел, его жена и дочь, врачи, они не позволяли ему болеть».



подпишитесь на нас в Дзен