Льготное кредитование агробизнеса: положительные и отрицательные стороны
по льготной ставке 5% без оформления документов по субсидиям по процентам.
Новый механизм льготного кредитования упрощает доступ аграриев к кредитным средствам. Вводится в действие принцип «одного окна», все кредиты целевые и заемщики будут за них отчитываться, взаимодействовать они будут непосредственно с уполномоченным банком, а не с региональным органом управления АПК субъекта РФ, кредитной организации и Минсельхозом России, как это происходило ранее.
Ученые РАНХиГС провели исследование сущности нового механизма государственной поддержки аграрного сектора экономики и оценили его преимущества и недостатки.
Преимущества льготного кредитования:
- отсутствует кассовый разрыв, в связи с чем у предприятий отпала необходимость извлекать значительные средства из оборота и проходить длительные процедуры получения субсидии;
- при заключении кредитного договора клиент уже включен в реестр льготного кредитования АПК, что является основной и гарантией для выстраивания своего финансового потока, особенно при реализации инвестиционных проектов;
- отмена регионального софинансирования, установление единой ставки субсидирования, упрощение механизма получения льготных кредитов.
Недостатки льготного кредитования:
- кредиты выделяются не всем и не столько, сколько просят аграрии, т.е. кредиты получают предприятия, прибыль которых заведомо выше, чем у производителей молока и мяса, т.е. у несущих социальную нагрузку, что нарушает принцип справедливого распределения «недорогих» кредитов, новый механизм распределения господдержки непрозрачен, высокий процент отказов и бессистемность распределения средств;
- в случае достаточности выделенного банку лимита субсидий для удовлетворения заявок всех потенциальных заемщиков, они получат кредиты под субсидируемые проценты если же недостаточно, то банк выбирает, кому дать кредит под льготный процент, а кому - под обычный. Правилами предусмотрено, что Минсельхоз РФ должен установить порядок перевода из реестра потенциальных заемщиков в реестр заемщиков. Пока этот порядок не утвержден;
- не ограничивает размер инвестиционных льготных кредитов на одного заемщика, в связи с чем равные условия для сельхозпроизводителей на рынке нарушаются, что противоречит российскому закону о конкуренции;
- региональные власти исключены из процесса принятия решений о льготном кредитовании. Министерство сельского хозяйства РФ также не влияет на отбор получателей, а только проверяет целевое назначение кредитов, самостоятельность же банков в этом вопросе оказалась не отражающей реальную аграрную политику каждого региона.
По мнению представителей научной школы кафедры менеджмента и государственного управления Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС при решении проблем, возникших в процессе внедрении новой схемы льготного кредитования необходимо учитывать следующее:
- утверждение порядка перевода из реестра потенциальных заемщиков в реестр заемщиков;
- увеличение процента участия в программе льготного кредитования предприятий-переработчиков, несущих социальную нагрузку;
- усовершенствование схемы отбора проектов;
- все процедуры должны действовать в сроки, прописанные нормативными документами;
- государство должно строго следить за тем, чтобы субсидии были доступны всем участникам рынка в равной степени;
- необходимо предусмотреть передачу полномочий субъектам РФ и предоставить им право самим одобрять заемщиков по краткосрочным кредитам.
