Льготное кредитование агробизнеса: положительные и отрицательные стороны

С 2017 года отечественный агропромышленный комплекс живет с новой системой господдержки кредитования – льготное кредитование, российские сельхозпроизводители получают кредиты (краткосрочные и инвестиционные) 

по льготной ставке 5% без оформления документов по субсидиям по процентам.

Новый механизм льготного кредитования упрощает доступ аграриев к кредитным средствам. Вводится в действие принцип «одного окна», все кредиты целевые и заемщики будут за них отчитываться, взаимодействовать они будут непосредственно с уполномоченным банком, а не с региональным органом управления АПК субъекта РФ, кредитной организации и Минсельхозом России, как это происходило ранее.

Ученые РАНХиГС провели исследование сущности нового механизма государственной поддержки аграрного сектора экономики и оценили его преимущества и недостатки.

Преимущества льготного кредитования:

  • отсутствует кассовый разрыв, в связи с чем у предприятий отпала необходимость извлекать значительные средства из оборота и проходить длительные процедуры получения субсидии;
  • при заключении кредитного договора клиент уже включен в реестр льготного кредитования АПК, что является основной и гарантией для выстраивания своего финансового потока, особенно при реализации инвестиционных проектов;
  • отмена регионального софинансирования, установление единой ставки субсидирования, упрощение механизма получения льготных кредитов.

Недостатки льготного кредитования:

  • кредиты выделяются не всем и не столько, сколько просят аграрии, т.е. кредиты получают предприятия, прибыль которых заведомо выше, чем у производителей молока и мяса, т.е. у несущих социальную нагрузку, что нарушает принцип справедливого распределения «недорогих» кредитов, новый механизм распределения господдержки непрозрачен, высокий процент отказов и бессистемность распределения средств;
  • в случае достаточности выделенного банку лимита субсидий для удовлетворения заявок всех потенциальных заемщиков, они получат кредиты под субсидируемые проценты если же недостаточно, то банк выбирает, кому дать кредит под льготный процент, а кому - под обычный. Правилами предусмотрено, что Минсельхоз РФ должен установить порядок перевода из реестра потенциальных заемщиков в реестр заемщиков. Пока этот порядок не утвержден;
  • не ограничивает размер инвестиционных льготных кредитов на одного заемщика, в связи с чем равные условия для сельхозпроизводителей на рынке нарушаются, что противоречит российскому закону о конкуренции;
  • региональные власти исключены из процесса принятия решений о льготном кредитовании. Министерство сельского хозяйства РФ также не влияет на отбор получателей, а только проверяет целевое назначение кредитов, самостоятельность же банков в этом вопросе оказалась не отражающей реальную аграрную политику каждого региона.

По мнению представителей научной школы кафедры менеджмента и государственного управления Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС при решении проблем, возникших в процессе внедрении новой схемы льготного кредитования необходимо учитывать следующее:

  • утверждение порядка перевода из реестра потенциальных заемщиков в реестр заемщиков;
  • увеличение процента участия в программе льготного кредитования предприятий-переработчиков, несущих социальную нагрузку;
  • усовершенствование схемы отбора проектов;
  • все процедуры должны действовать в сроки, прописанные нормативными документами;
  • государство должно строго следить за тем, чтобы субсидии были доступны всем участникам рынка в равной степени;
  • необходимо предусмотреть передачу полномочий субъектам РФ и предоставить им право самим одобрять заемщиков по краткосрочным кредитам.


подпишитесь на нас в Дзен