Аграрное страхование с государственной поддержкой – необходимость и способ развития

Опыт становления аграрного страхования в России свидетельствует о том, что данный вид страхования не может эффективно развиваться без достаточной поддержки государства. 

Потребность в господдержке возникает в ситуации, когда страховые компании хотят осуществлять свою деятельность с достаточной степенью рентабельности, но преградой к этому являются недостаток необходимой информации и методологических разработок для дальнейшей деятельности в аграрном секторе. Правительство стремится создать такие условия, чтобы при минимальных затратах осуществлялась стабильная работа национального аграрного сектора, преследуя государственные интересы.

Государственная поддержка страхования направлена на преодоление недостатков и ограничений, которые мешают агрострахованию добиться необходимого уровня в сегодняшних реалиях функционирования аграрного производства.

В 2016 году система агрострахования столкнулась с серьезной проблемой, возникшей в результате изменения Минсельхозом системы организации господдержки агрострахования, включив ее в «единую субсидию», когда регион может самостоятельно перераспределять средства под те или иные виды субсидий, что стало фактически резким отступлением для всей системы, так как образовался серьезный пробел в нормативной базе, стали непонятны общие правила взаимодействия органов АПК, аграриев и страховщиков, участников системы на уровне регионов, неясны принципы планирования организации агрострахования на уровне регионов.

После введения новой системы несмотря на внешне развитое состояние системы агрострахования с господдержкой рынок аграрного страхования практически перестал функционировать. Практически все усилия государства, страхового и сельскохозяйственного сообществ, направленные на развитие системы защиты интересов аграриев и ее инфраструктуры, за короткий срок были перечеркнуты. Право распределения денежных средств на местном уровне по усмотрению региональных властей вычеркнуло страхование из перечня приоритетных направлений. Сегодня на рынке аграрного страхования наблюдается парадоксальная ситуация, когда отдельные сельхозпроизводители готовы страховать свои посевы или животных, однако у них нет такой возможности, поскольку отсутствует нормативная база по системе определения страховой стоимости, утраты и порядку субсидирования заключенных договоров страхования с государственной поддержкой, а в ряде регионов органы АПК вообще не предусмотрели расходы на подобные выплаты, предпочитая направить средства на иные предусмотренные единой субсидией цели. Реализация новой модели сельскохозяйственного страхования с господдержкой, окажет негативное влияние на развитие аграрного производства, в проигрыше окажутся сельхозпроизводители, государство и экономика в целом. В сложившейся ситуации в выгодном положении оказываются только лишь страховые компании, так как происходит экономической сущности страхования, страхователи не будут заинтересованы выбирать надежные страховые компании. В результате будет иметь место ухудшающий отбор недобросовестных страховщиков.

Результаты исследований, полученных кафедрой «Менеджмент и государственное управление» Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС, свидетельствуют о том, что для стабилизации ситуации на государственном уровне необходимо предусмотреть механизм, при котором средства на агрострахование будут выделяться к началу посевной на основе адекватной оценки потребностей региона и возможностей федерального бюджета. Не менее важен своевременный выпуск нормативной документации, что особенно актуально для определения порядка расчета страховой стоимости, утраты, плана сельскохозяйственного страхования, предоставления субсидий. Сегодня подобный документ пока отсутствует, что делает невозможным заключение новых договоров. Необходимо внести изменения в законопроект о сельхозстраховании с господдержкой, иначе система начнет пробуксовывать, а в среднесрочной перспективе вновь потребуется ее пересмотр.



подпишитесь на нас в Дзен