Правовые новеллы для местного самоуправления. Комментарий эксперта.

Федеральный законодатель подготовил очередные нововведения в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации",

регулирующий жизнь местных сообществ в регионах России и муниципальных образованиях. Указанный нормативный акт за время своего действия неоднократно подвергался корректировкам, которые принципиально меняли его содержание. В настоящее время Совет Федерации Федерального Собрания вслед за нижней палатой парламента одобрил внесение в ФЗ № 131 новую статью № 271 "Староста сельского населенного пункта". Предусматривается, что в селах и деревнях, которые в административном отношении входят в черту муниципальных образований - городских округов, сельских поселений и межселенных территорий, будет учреждена должность сельского старосты.

Предусматривается, что староста сельского населенного пункта будет назначаться представительным органом муниципального образования - Советом депутатов, в состав которого он входит. Для выдвижения кандидатуры на руководящий пост будет необходимо проведение схода обладающих активным избирательным правом граждан, проживающих в пределах данного административного образования. Каждый регион будет наделен правом самостоятельного установления наименования должности сельского старосты, которое предписывается подбирать с учетом сложившихся исторических традиций. Полномочия на вновь учреждаемой должности могут составлять длительность от двух до пяти лет.

Указанное нововеедение следует считать давно назревшим, комментирует Дмитрий Цыбаков - доктор политических наук, заведующий кафедрой гражданского права Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте Российской Федерации указанное нововведение следует считать. Действительно, институту местного самоуправления в нашей стране до настоящего времени недоставало «нижнего этажа» - то есть организующих элементов, пребывающих в тесной связи с жителями конкретного населенного пункта. Отмеченный пробел отчасти восполняется введением должности сельских старост, призванных стать связующим звеном между публичной властью и гражданами.

Однако, по мнению Дмитрия Цыбакова, определенные сложности могут возникнуть при кадровом подборе претендентов для учреждаемую должность. В юридическом смысле пост старосты не будет являться муниципальной должностью, а лица, его занимающие, не смогут состоять в трудовых отношениях с органами местного самоуправления. Таким образом, на практике функции представительства интересов сельских жителей будет выражать не профессионал-управленец, а доброволец –волонтер. Вопрос о том, следует ли включать пост сельских старост в структуру муниципального управления, остается дискуссионным в экспертной среде.

Представляется, что на региональном уровне необходимы упреждающие меры, позволяющие адекватно внедрить на практике нововведения муниципального законодательства. Прежде всего, опираясь на систему филиалов РАНХиГС необходимо организовать региональные курсы подготовки кадрового резерва на должность старост, где преподаватели и практические работники муниципальных служб смогут передать обучаемым необходимый запас знаний по специфике их будущей деятельности.



подпишитесь на нас в Дзен