«Не даю спуску ни себе, ни ученикам!»
Корреспондент «Репортера» пообщался со старейшим работающим учителем географии Владимиром Россеевым, который отдал школе 51 год. Владимир Федорович Россев последние 35 лет трудится в пензенской школе №35, что находится в районе Автовокзала. Трехэтажное здание постройки начала 90-х годов. До этого школа №35 базировалась в здании по улице Герцена. Владимир Федорович начинал работать еще в старой школе и благополучно перешел в новое здание. Здесь на втором этаже у него есть свой кабинет географии. Я пришла к последнему уроку у девятого «Б». Замечаю, что в обычном кабинете географии Владимир Россеев создал свой особый микромир. Все на своих местах. Везде идеальная чистота: глобусы возвышаются на шкафу, тут же сложены аккуратной стопкой практические работы, рефераты, контрольные, выполненные учениками разных лет. Все лежит в алфавитном порядке и по годам выпуска. Владимир Федорович раскрывает журнал, где напечатаны его статьи. – Моя первая статья вышла в 1996 году на тему «Стихи на уроках географии». Помните стихотворение Пушкина: «Вечер, ты помнишь вьюга злилась. ..» – это явление называется циклон. А строчки: «Мороз и солнце, день чудесный» описывают антициклон. Стихи сам подбирал, и, когда в первый раз прочитал на уроке, дети удивились и сказали: «Как много он знает», – продолжает Владимир Россеев. – Раньше я стеснялся, боялся, что не опубликуют. Но рискнул и отправил статьи в Москву. Мне ответили положительно. С тех пор меня не остановить, как только что-то придумаю, сразу в Москву отправляю.
Тут же берет в руки очередной журнал «География в школе» за 2001 год. Здесь снова его публикация – внеклассное мероприятие по географии «Угадай..», созданная по мотивам передачи «Угадай мелодию» – Я могу за три часа написать такую статью, которая будет полезна. Помню, мы сидели с женой и смотрели телевизор, а там шла передача «Угадай мелодию». Я задумался. Жена говорит: «Володя, а ведь ты не слушаешь?». А действительно, не слушал, у меня в голове уже созрела очередная идея, как сделать новую игру для школьников. Уже через три дня я написал эту статью «Угадай..» и отправил в Москву. А потом провел в школе. Успех был огромный, да и знанию у ребят закрепились, – вспоминает мой собеседник.
В 2006 году он одним из первых опубликовал статью об интегрированном, то есть совместном с другим учителем-предметником уроке. Одна из последних ярких статей была посвящена внеклассному мероприятию, которое прошло в виде суда над обществом. – Я все время думал, как заинтересовать детей темой загрязнения окружающей среды. И решил – устрою публичный суд над обществом. Суть игры состоит в том, что Природа подает в суд на Общество за загрязнения и катаклизмы. Ответчиком по делу выступает Общество, которое оправдывается. Потом выступают свидетели. Среди них и гидросфера, и атмосфера, и даже Пенза. Мероприятие прошло для десятиклассников. Долго готовился. После много положительных откликов было. Мне говорят, что, мол, зачем тебе это надо, ты от этого ничего не получаешь. Но я это делаю не ради денег, а для того, чтобы дети не потеряли интерес к предмету. Показав все свои работы, он приглашает сесть за парту и поговорить по душам. Замечаю, что рядом с учительским столом стоит большое дерево. – Моя гордость, называю его «березка». Это дерево не просто так стоит, оно стресс снимает, но не у всех. Вот сейчас мы и проверим. Подходит вам это моя «березка» или нет, – лукаво улыбается Владимир Россеев. Подхожу. Трогать не разрешает, можно только поддержать рядом руку. Спрашивает: «Что чувствуешь?» – Холод.
– Значит не твое дерево, ничего страшного, – сразу ободряет географ. – Просто некоторые приходят, не успевают к нему подойти, как им жарко становится, – значит их. Вообще, люблю возиться с цветами, кустарниками. На школьном дворе кусты стоят – моя работа. Я их подстригаю, никому не доверяю эту работу. Он сразу же признается, что всегда хотел стать учителем, но попал в эту профессию случайно. Можно сказать, судьба подтолкнула сама. – Мне ведь через три месяца, 14 февраля будет 75 лет. Я сам родом из села Вичкилей Никольского района. Все детство прошло в деревне. Тяжело было. Мне полтора года было, когда отца на войну взяли. Он участвовал в боях под Ржевом – на троих одно ружье. А он был сапером, и, когда разминировали поле, и началась бомбежка, ему руки и оторвало. – Владимир Федорович останавливается и набирает в грудь воздуха. Хоть и прошло больше семидесяти лет, но он не может сдержать эмоций до сих пор. – Отец калекой вернулся в 1942 году. Потом младший брат родился – всего нас трое было у родителей. Я, можно сказать, рано повзрослел. Семилетку в Вичкилее закончил, а остальные два класса пришлось ходить за десять километров. Так и жили. Когда Владимиру исполнилось 18 лет, он поехал на строительство Волжской ГЭС в Сталинград (ныне Волгоград – прим. Авт). Проработав немного на ГЭС и подкопив денег, молодой человек поступил в техническое училище №7 по специальности механик КИП (контрольно измерительные приборы и автоматика). По тем временам очень престижная и высокооплачиваемая профессия. – Когда учился в Волгограде, всегда завидовал одногруппникам. Они шли к себе домой, а я на съемное жилье. Мы с друзьями, чтобы как-то прокормиться, ходили разгружать вагоны. Платили по 240 рублей за смену. Бывало, наработаешься до пяти утра, а к восьми уже на учебу. Первое время учителя не понимали, думали, я всю ночь где-нибудь развлекался, вот на парах и сплю. А когда узнали, чем я занимаюсь, осуждать перестали, – вспоминает студенческие годы Владимир Россеев. – Окончил училище почти отличником, только одна «четверка» была. У меня встал выбор, куда идти работать. Решил съездить в Пензу на каникулы. Зашел в кабинет, где решался вопрос о трудоустройстве молодых специалистов. Мы договорились тогда с чиновником, чтобы мне прислали вызов из Пензы. Но в Волгограде его ждали, и, более того, предлагали хорошую работу. Но договоренность была соблюдена, и из Пензы пришел вызов. – Я приехал в Пензу, мне предложили устроиться на ТЭЦ. Я отказался. Сказал, что сам выберу себе профессию. В итоге, устроился на завод ВЭМ слесарем 5 разряда с окладом 160 рублей. Тогда третий секретарь горкома получал 180. Поступил в московский институт землестроительства, дали комнату в общежитие. Можно сказать, жизнь наладилась, – сказал Владимир Федорович. Однако, в семье произошла трагедия – в 1963 году умер брат и заболела мама. Пришлось в срочном порядке вернуться в родное село Вичкилей. Работы по его специальности не было, тогда пошел в школу, не имея при этом специального педагогического образования. – Когда пришел устраиваться, директор дал мне совет – любым способом удержи дисциплину на уроке, если справишься, то все получится. Так и сделал. Завоевал доверие и авторитет. Вел сразу географию, черчение и физику. Материал объяснял, чуть ли не «на пальцах». К примеру, чтобы наглядно показать, из чего складываются дроби, брал обыкновенную картошку. Спрашиваю: «Сколько это?». Ребенок говорил – один. Потом делю ее пополам, спрашиваю: «А теперь сколько?». Дети отвечают, что две половинки. Продолжаю. «А откуда они появились? От этого целого. Получается одна вторая». Им было понятно, да и мне легко, – рассказывает о тонкостях воспитания Владимир Федорович. В 1963 году в основной вичкилейской школе было детей почти 400 человек. Сейчас в этом селе совсем не осталось учеников, и школу закрыли. В Вичкилее Владимир начинал учителем, а с 1968 по 1978 стал работать завучем в школе. Кроме того, он поступил и окончил Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского по специальности «учитель географии». За это время он успел жениться и потерять отца. – С будущей женой Верой познакомился случайно. Брата забирали в армию, принесли повестку. Меня послали пригласить родственников из соседнего села к нему на проводы. Иду я по дороге вижу, девушки идут, среди них одна черненькая, маленькая. Подошел, разговорились, так и стали дружить. В тот год, когда мама умерла, отец сказал, что нужно тебе, Владимир, жениться. Да, я и сам знал, что надо. Все вокруг говорили, что беи в жены учительницу, ты ведь уважаемый человек. Но отец дал тогда ценный совет: «Женись, сынок, на крестьянке. С ней и в городе не пропадешь. Да и за мной ухаживать надо». Я его послушал – мы с Верой поженились в апреле 1966 года, а папа скончался в июне. Через два года у нас Вячеслав родился. В 1969 – младший сын Олег. Как и предвещал отец, Вера оказалось хорошей хозяйкой, чуткой женой и любящей матерью, – говорит с гордостью о семье мой собеседник. В 1978 году вся семья переехала в Пензу. После десяти лет работы завучем в сельской школе он вернулся в областной центр и начал жизнь с нуля. Владимир Федорович не захотел рассказывать, по каким причинам они семьей уехали из Вичкилея, говорит, это больная тема. В Пензе он год работал учителем в школе №13, а Вера устроилась дворником. Однако, в сентябре 1979 он снова сменил школу. – Уже 35 лет я работаю на одном месте в школе №35. Спуску себе не даю до сих пор. В неделю у меня 27 часов, то есть пять-шесть уроков в день, плюс внеклассная работа. До 2012 года еще был классным руководителем. За 51 год учительского стажа у меня набралось немало заслуг: Награжден знаком «Отличник народного просвещения», в 2003 году получил звание «Заслуженного учителя РФ», а также множество грамот и наград, – рассказывает о себе учитель географии. – А как вам удается сохранять острый ум и память? – Все оттого, что я каждый день выделяю два часа на разгадывание кроссвордов и сканвордов. И прохожу три-четыре километра – это моя норма. Живу я недалеко от школы, через дорогу, но сам намеренно себе удлиняю путь. И вы знаете, потом это настолько входит в привычку, что уже без ходьбы не могу. Стараюсь тонус и статус учителя держать. Я не могу себе позволить одеться плохо. Без галстука и костюма не могу прийти на работу. Учитель должен воспитывать не только знания, но и культуру. Учитель – это образец! Зеркало для ученика. Я никогда не чурался физической работы, это наоборот почетно. Вот, ученики у меня выходят убирать пришкольную территорию, я иду первый вместе с ними работать. Беру самую большую лопату и за дело, и они, глядя на меня, начинают работать. Учитель должен вдохновить своим примером и здесь. Только так можно добиться успеха и уважения – То есть учитель не имеет право оступиться и сделать ошибку? – Конечно, нет. Учитель обязан быть на шаг впереди, ведь именно он дает знания и направляет. Элементарный пример. Задаю я ученикам тему на дом: Номенклатура Российской Федерации. Восемь блиц-вопросов по всей карте страны. Если ученик, не задумываясь, отвечает на все вопросы это – «5». Шесть-семь вопросов – «четыре», а меньше – и оценка соответствующая. Но я всегда даю человеку выбор – ты можешь согласиться с результатом или исправить на следующем уроке. Как правило, они выбирают второй вариант, – Я, перед как спрашивать карту, прошу детей самим меня проверить. Я ни минуту не колеблюсь и показываю. Спуску не даю ни себе, ни ученикам. – Современные дети чем-то отличаются от тех советских детей? – Для меня ученик как чистый лист, надо говорить ему только о хорошем, и приводить в пример только положительные примеры, и от этого ребенок растет сам. – Могут ли у учителя быть любимчики среди учеников? – Не могут, все дети должны быть одинаковы. Но второй момент дети самопроизвольно выделяются из целого класса. Один ученик внимательно слушает, он помогает активно на уроке. И мы, учителя, опираемся на учеников, которые прилежно учатся. При опросе, когда проходим достаточно сложную тему, я вызываю «хорошиста». Если он не ответил, вызываю более сильного. Если тот не справился, вызываю отличника, но уж если и тот не ответил, тогда я закрываю журнал и начинаю объяснять тему заново. Возвращаясь к вашему вопросу, скажу одно – у меня все ученики хорошие, потому что я хороший. Нескромно? Но ведь это правда. Мои выпускники хорошо устроились по жизни. Даже взять последний класс под моим руководством, из 23 человек двое были с золотой медалью, четверо с серебряной, а все остальные аттестаты с четверками и пятерками. Все поступили в университеты Пензы, Москвы, Саратова, Санкт-Петербурга. Кто учителем, кто врачом стал, кто в следователи подался.
– Вам есть чем гордиться. Не одно поколение школьников выпустили
– Это точно. Учитель может навеки оставить о себе память. Объясню почему. Вот закончил я четвертый класс в 1951, уже прошло шестьдесят лет, а я до сих помню этих учителей. Так и меня помнят мои дети. Выросшие ученики рассказывают о своем учителе, а те своим детям, вот и идет народная слава обо мне. Даже сейчас иду я по своему району, а меня почти каждый знает. Здороваются, спрашивают как дела. Кого-то я уже и не помню по имени, но они помнят меня и это радует. Учитель – это уважаемый человек. – Сыновья по вашим стопам пошли? Тоже учителя? – Да, оба сына. Старший учился на историческом, потом работал в седьмом училище комсомольским работником. В 1991 году Вячеслав пошел работать в школу №61. В 1997 году стал замдиректора по учебно-воспитательной работе. С 2000 года заведующий отделением торгово-экономического техникума. С 2010 года директор школы №62. Младший сын Олег закончил ВТУЗ, и, как из армии пришел, с 1990 года по сегодняшний день работает учителем трудового обучения и заведующим мастерскими 35 школе. У Олега золотые руки, он мастер по изготовления мебели. Внук еще учится в школе, а внучка в этом году институт закончила на финансиста. Все-таки не удержалась и задала вопрос. – Если бы вам выпал шанс прожить жизнь заново, чтобы в ней изменили? – Все оставил бы как есть. Я верю в судьбу, и считаю, что она решает многое. Было в жизни всякое, но запомнилось как Судьба или Бог мне помогли выжить. Я учился в Волгограде, жил на съемной квартире в летнем домике хозяев. Зимой холодно, и хозяйка затопила печь углем, а я такое никогда не видел, у нас в деревне дровами топили. Смотрю, горит синим пламенем, я взял и закрыл заслонку. В тот день дома был один. Мне почему-то стало плохо и я выше в сени, оставив дверь открытой. Там я просидел очень долго, пока не пришел в себя. Потом зашел в дом. А тут и хозяйка пришла. Смотрит, я лежу на кровати. Она спрашивает: «Володя, ты живой?». Я говорю: «Да» Она: «Как же ты трубу закрыл, задохнулся бы давно! Я за тебя помолюсь!». Вот, а вы говорите, как можно не верить в судьбу. Какая-то своя линия у человека есть. Вот я не думал, что всю жизнь отдам школе, а видите, как-никак 51 год проработал. В жизни у каждого человека две полосы, если черная полоса у меня прошла в детстве, то белая полоса меня не оставит. А было в жизни все. И мне уже ничего страшно, да и менять я ничего не хочу, и так хорошо. После беседы Владимир Федорович провожает меня до выхода из школы, и, напоследок, не удержался и сказал: «Детей нужно уважать, они не любят фальши и лжи. Я не из таких, я нараспашку…»
Рина Одинцова, Пенза
