«Я работаю в соавторстве с природой»
Мастер-самоучка более тридцати лет вырезает из дерева маски-образы людей и вымышленных героев, воплощая в дереве весь спектр эмоций человека
ОТ АВТОРА: с 60-летним Игорем ЗИНЧЕНКО я познакомилась в Доме народного творчества. Из найденного в лесу материала народный умелец делает маски. Еще он занимается корнепластикой – дорабатывает найденные в лесу корни деревьев, превращая их в произведения искусства. 21 января мастер провел для меня экскурсию по своим работам.
Игорь Васильевич встретил меня в Доме народного творчества. Я не могла не заметить у мужчины армейской выправки. Как выяснилось, резчик по дереву действительно отставной военный, подполковник. В 1977 году окончил военное училище в Костроме, а в 1986 году – военную академию химической защиты в Москве. – Раньше все время уходило на службу. Сейчас, когда я в отставке, могу посвятить себя ремеслу, – начал рассказ Игорь ЗИНЧЕНКО.
Экспонаты выставки потрясают воображение. У каждой маски свой образ, характер и темперамент. Здесь улыбающийся клоун, лесовик в причудливой шляпе из высушенного и обработанного трутовика, хохол с большими усами из выкрашенной липы – из-под резца мастера вышло около сотни масок. Но больше всего меня поразила работа под названием «Влюбленные». В одной маске переплетаются сразу два лица. Все эти произведения искусства мастер создает на обычном кухонном столе.
– Родные положительно относятся к моему увлечению. Жена – главный консультант. Когда что-то делаю, всегда в первую очередь показываю ей. Советуюсь, но свою позицию удерживаю, – рассказывает мой собеседник. Идеи черпаю отовсюду – человеческая мимика многогранна. Иногда в Интернете найдется интересная картинка. Я ее дорабатываю и воплощаю в дереве. На одну маску, если время позволяет, уходит чуть меньше месяца. Не могу сказать, что мне нравится сам процесс изготовления, скорее вдохновляет результат. Когда из простого куска липы или ольхи получается «живая» маска, испытываешь радость и удовлетворение. Правда, не всегда получается то, что представляю изначально. Были и такие поделки, которые мне вовсе не давались. Некоторые я переделывал. Моей первой работой была маска черта. Жене она очень не понравилась. Говорит, мол, мне этот рогатый в доме не нужен. Делать нечего, «посшибал» чертенку рога, немного подправил нос, на голову ему «надел» шляпу. В итоге получился клоун.
Умелец делает маски из дерева уже тридцать с лишним лет. Своим хобби Игорь Зинченко обязан товарищу.
– Это было в 1980 году. Я тогда служил в городе Батуми. Там я познакомился с одним дагестанцем, и он пригласил меня к себе в мастерскую, – вспоминает мужчина. – Мне понравилось, как он обрабатывал самшит. Древесина самшита, как известно, одна из самых твердых и плотных пород. Больше всего меня поразили его руки: из-за неподатливости материала они все были в мозолях и ранках. Но, несмотря на трудности, он работал с таким упорством и вдохновением, что мне захотелось попробовать себя в этом ремесле. Материал пришлось покупать, так как на Кавказе не растет ни ольха, ни липа. Со временем стало получаться все лучше и лучше.
По словам мастера-самоучки, к каждой маске требуется особенный, индивидуальный подход. Где-то нужно отшлифовать, где-то покрыть морилкой, где-то оттенить или, наоборот, высветлить.
– В конце нужно обязательно покрыть маску лаком, потому что древесина сама по себе, пористый материал. Мне бы хотелось сохранить свои работы надолго, а лак хорошо защищает от пыли. Вообще, я работаю с любой мягкой породой, но больше всего мне нравится ольха. От стружки исходит изумительный нежный запах, – рассказывает мужчина.
Судьба масок Игоря Зинченко весьма разнообразна. Часть работ хранится дома и у родных. Что-то Игорь Васильевич дарит друзьям и знакомым. Некоторые у него выкупили для выставок. Также коллекционеры увозят творения умельца за границу: в Венгрию, в Канаду. Однако коллекция масок не уменьшается – Игорь Васильевич постоянно творит. На этот раз галерею масок дополнили работы в технике «корнепластика» (корнепластика – изготовление скульптур из прикорневых капов, наростов на деревьях. – Прим. авт.). Причудливые статуэтки выполнены в основном из ольхи и дуба. Материал для поделок Игорь Васильевич находит в самых необычных местах.
– Иногда я целенаправленно иду в лес, беру с собой топор и добываю корешки необычной формы. А бывает так, что материал лежит и гниет прямо перед ногами. Или, например, оправляюсь рыбу ловить, а вылавливаю из водоема коряги, которые после небольшой обработки становится произведением искусства, – делится секретами мастер.
По словам умельца, свои работы по «корнепластике» он создает в соавторстве с природой. Он старается как можно меньше вносить изменений в естественную форму корешков, лишь облагораживая и дополняя задумки флоры.
– Мне бы хотелось в будущем заняться еще и скульптурой. Я как-то учился на массажиста, так что с анатомией человеческого тела знаком. Думаю, это будет интересный опыт, – заканчивает повествование Игорь ЗИНЧЕНКО
Екатерина БОРИСОВА Пенза
