«Кажется, моя внучка так и не поняла, в какой опасности мы с ней находились»

В редакцию нашей газеты прислала письмо наша постоянная читательница Галина Савосина. В своем послании она рассказала о случае, который произошел с ней и ее внучкой во время отдыха в санатории у моря. Тогда беспечность и переоцененность своих сил чуть не стояли ей жизни. Этот эпизод Галина запомнила на всю жизнь

«Что может быть радостнее первой встречи человека с морем? Помню, чувство радости и восхищения переполняли нас с внучкой Машей в первый день, когда мы оказались в санатории на берегу моря. Шум и плеск волн успокаивал нас. Окрыленные, счастливые, полные радости мы с внучкой вышли из санатория и стали спускаться по ступеням, когда мимо нас прошла молодая женщина с девочкой, у которой были явные признаки ДЦП. Женщина посмотрела на нас с внучкой осуждающе, мол, приезжают сюда совсем здоровые, отдыхают в свое удовольствие. Я почувствовала какую-то неловкость и стыд за наше с внучкой самочувствие и приподнятое настроение. Но ведь не объяснишь незнакомым людям, что внучка моя – слабовидящая. В дальнейшем мы еще не раз встречались с ними, а так же с другими детьми, приехавшими на лечение. Я видела, как детки забывали о своих недугах и по-настоящему радовались.

День за днем наше пребывание в санатории шло по расписанию: внучке были положены некоторые процедуры. Море притягивало нас: мы наблюдали за его жизнью, любовались рассветом, закатом, лунной дорожкой, окружающей нас красотой. Часто видели стайки дельфинов, резвящихся, показывавших свои гладкие спинки, и, конечно же, чаек.

Кроме того, мы с Машей любили собирать ракушки, особенно охотились за раковинами. Но поскольку народа было много, да и прибой сделал свою работу, чаще всего нам попадались разбитые. А ведь хотелось привезти домой большие и красивые. И тут прошел слух, что где-то рядом, недалеко от санатория, есть место, где таких раковин видимо-невидимо. Мы тут же воодушевились и решили посетить его.

Отправившись в указанном нам направлении, мы поднялись на холм, рассматривая все вокруг. Первое, что мы увидели – кладбище. Среди красоты окружающей нас природы оно было как напоминание нам о бренности мира. Мы с внучкой прошли мимо ворот и вышли в прекрасную рощу, далее шли и любовались видом, что нам открылся: цветущие деревья, мягкая зеленая трава повсюду. И тут, проходя мимо, мы заметили группу людей, сидящих на траве. Среди них были наши знакомые, которых мы встретили в первый день нашего отдыха. Я подошла и спросила:

– Где здесь дорога к морю?

– Вон там справа, недалеко, – ответила мне одна из отдыхающих.

– А можно ли там спуститься? – спросила я. – Берег очень крутой.

– Можно, – ответила женщина. – Там даже дети маленькие спускаются.

Я тогда подумала, что раз уж малышам это по силам, то уж мне, бывшей туристке, выросшей на Северном Кавказе, это препятствие точно будет по плечу!

Попрощавшись и поблагодарив, мы отправились по указанному нам направлению. Пройдя с полкилометра, мы и вправду увидели ущелье и спуск к морю. Он казался достаточно легким, хотя берег ущелья был крутой, метров 8-10, но мы преодолели его, помогая друг другу, спрыгнули и ступили на дорожку, которая шла через ущелье к морю. И я подумала, что, пожалуй, могла бы спрыгнуть, вот только подняться назад на такую высоту я вряд ли смогу, а Маша ничем мне не поможет. Ущелье было узкое, слева и справа крутые и глубокие обрывы из сланца и ракушечника, явно уже осыпающиеся. Но у нас все еще была цель, к которой мы стремились. Забыв обо всем, мы ринулись в узкое пространство между крутыми берегами по тропинке, ведущей к морю. Мы тут же оказались на диком пляже с видом на море и скалы с двух сторон. Место пустынное, вокруг ни души, но зато ракушек было сколько угодно.

Набрали, что хотели, завязали кофту, отдохнули немного, двинулись назад. И вот возвращаемся в ущелье: крутой подъем, зацепиться не за что, а справа высокая скала, на которой видна тропинка, ведущая наверх, только уже по крутому обрыву. Я принимаю решение не пытаться преодолеть препятствие, которое мне показалось на тот момент непреодолимым, а идти в обход, по тропинке, которая тоже ведет наверх, но уже к крутому обрыву.

Мы с Машей вышли на тропинку, которая виделась нам, и довольно легко поднялись на обрыв. Первые 160 метров мы прошли легко, спокойно и весело, а потому вдруг тропинка исчезла, и под нашими ногами остался путь, где можно только осторожно переступать, так как внизу обрыв глубиной 100-150 метров, совершенно отвесные, осыпающиеся на глазах скалы, впереди 200 метров непроходимой дороги.

И тогда мы остановились перед непростым выбором: возвращаться назад или идти дальше. Непростым этот выбор был главным образом потому, что, если мы сейчас двинем назад, Машенька окажется впереди и станет ведущей, а это опасно, ведь моя внучка ничего не видит под ногами! Велика вероятность, что малышка сорвется вниз. У нас обеих на ногах обыкновенные шлепанцы, скользкие и неудобные для подобных передвижений. Каждый упавший камушек уносит за собой другие, и все они летят в пропасть, куда рискуем упасть и мы.

Так мы остались совершенно одни, наедине со своей бедой, а вокруг не было никого, кто мог бы нам помочь. А вообще, конечно, у меня были большие сомнения, что в данной ситуации нам вообще может помочь хоть что-то.

Мы остановились. Я объяснила Машеньке ситуацию, сказав: «Слушайся меня во всем. Я буду тебе показывать, куда ставить ногу, наступай только так. А сама не двигайся». Внучка ответила: «Хорошо, бабуля, я буду тебя слушать, не беспокойся, я все поняла».

Так мы двинулись вперед, пройдя 2-3 шага наощупь. И вдруг я вижу две веревки: одна старая и сгнившая, другая покрепче. Именно ее я и взяла, эта веревка была привязана за край камня на скале впереди. Даю один край Маше, а сама держусь за другой. И вдруг я понимаю, что наступила неправильно. Если сейчас Маша дернет веревку, то столкнет меня или сама упадет. Тогда я поменяла направление веревки, потянув ее перед собой. Таким образом, медленно, показывая ей, куда нужно ставить ноги, мы добрались до камня, к которому была привязана наша веревка. Остановившись, мы поняли, что находимся на тропе альпинистов.

Все ракушки, которые нам удалось собрать, я выбросила в пропасть. Расстояние мы преодолели, впереди стояло дерево, которое помогло нам в этом. Когда мы выбрались на ровную площадку и было уже ясно, что мы спасены, я упала на землю и долго не могла прийти в себя. Что до Маши, то она лишь сетовала на то, что возвращаемся мы без ракушек. Кажется, моя внучка так и не поняла, в какой опасности мы только что находились. Позже она сказала мне: «Да ладно, бабуля, ничего страшного ведь с нами не случилось!». И она была права».