Живописный роман отставного военного и художницы стал судьбоносным для обоих

Случайная встреча в театре кардинально изменила жизни отставного военного и преподавательницы художественного училища. Ведь они не только сильно полюбили друг друга, связали себя узами брака, но и совместными усилиями образовали самый настоящий творческий тандем, успешно действующий уже более двадцати лет

О творчестве 54-летней Светланы Михайловна Борисовой я узнала в Музее народного творчества города Пензы. На выставке Любительского объединения «Клуб народных умельцев» ЦПКиО им. В.Г. Белинского были представлены её работы: композиции на матрёшках, шкатулках, колокольчиках, тарелках изображены целые художественные произведения, выполненные с ювелирной точностью и тщательно проработанными деталями. Светлана Михайловна – единственный в Пензе мастер лаковой миниатюры. Я написала ей в социальных сетях, мы договорились встретиться в Центре культуры и досуга, где на данный момент выставлены её работы. Я была удивлена, когда Светлана Борисова появилась не одна, а с супругом: 65-летний Владимир Юрьевич помог принести работы, не вошедшие в экспозицию, и также участвовал в беседе. Мы расположились в выставочном зале. Как оказалось, Светлана Борисова связала свою жизнь с изобразительным искусством ещё в раннем возрасте.

– Вообще я рисую с трёх лет, – начала свой рассказ мастер декоративно-прикладного творчества.  – Родители давали мне кисти и краски, вот я сидела, рисовала и ничего вокруг другого не замечала, сам процесс буквально затягивал, у меня всегда была хорошая фантазия, хоть и больше всего нравилось, что тогда, что сейчас, показывать действительность. Окончив школу, я недолго думала над тем, куда поступать и какую профессию выбрать для себя. В 1989 году я закончила Пензенское художественное училище им. К.А. Савицкого, затем институт им. И.Е. Репина Санкт-Петербургской Академии художеств. Получив образование, вернулась в Пензу, устроилась в ППИ им. В.Г. Белинского, где стала преподавать историю искусств.

Работая в институте, Светлана Михайловна не переставала творить: рисовала на бумаге натюрморты, портреты друзей и знакомых, дарила им свои работы. Однако о том, чтобы полностью посвятить себя живописи, тогда не думала: времена были не те.

– Суровые 90-е на дворе, денег ни на что не хватало, многие из тех, кто учился со мной, выбрал для себя работу не по специальности: одни занялись коммерцией, другие, как и я, преподавал, были и те, кто ушёл трудиться в правоохранительные органы, – поделилась воспоминаниями моя собеседница. – Кроме того, чтобы писать картины, нужна мастерская, где есть всё необходимое для работы, в том числе условия для хранения холста, а я такой площадью не располагала, у меня квартирка совсем маленькая. Так и жила одной только работой, от зарплаты до зарплаты, которой еле хватало на проезд.

О каких-то переменах Светлана Борисова и не думала, однако в апреле 1996 года она встретила человека, который навсегда изменил её жизнь.

– Мы с ней познакомились в драматическом театре, – вступил в беседу Владимир Юрьевич. – Помню, Сергей Пенкин тогда выступал. Мы сидели на соседних креслах, разговорились, понравились друг другу. Я – отставной военный, она – человек искусства. Казалось бы, что между нами может быть общего? Для нас обоих это стало настоящим сюрпризом. Поначалу мы просто общались, но с каждым днём всё больше чувствовали, что между нами есть какая-то связь, так что в том же году мы и поженились, времени зря терять не стали.

Владимир Юрьевич подолгу рассматривал работы своей избранницы: они были не просто хорошо нарисованы, в них чувствовался индивидуальный стиль, неповторимая красота. Сам он был далёк от изобразительного искусства, рисовать не умел, но оценить творчество другого человека по достоинству мог.

– Я ей всё время говорил: что ты свой талант зарываешь в землю? – вспомнил мой собеседник. – Твои картины в галереях должны висеть, чтобы люди приходили и смотрели, а ты их даришь всем подряд. Кабы я так рисовать умел, уж точно этого не стал бы скрывать!

На такое высказывание Светлана Михайловна отреагировала, скромно опустив взгляд.

– Это только на словах всё так просто, а на деле любой замысел, особенно, если это творчество, очень сложно воплотить, – улыбнулась художница. – Одна я бы точно не смогла к такому прийти. Мы с Владимиром Юрьевичем вместе искали нужное направление. Ему нравилось смотреть, как я рисую, хотел тоже приобщиться, поэтому мы ориентировались на что-то такое, в чём были бы задействованы оба.

Таким направлением для супругов стала техника лаковой миниатюры. Светлана Михайловна и раньше создавала произведения в маленьком формате, только теперь уже рисовала не на бумаге, а расписывала деревянные поверхности.

– Лакировать нужно обязательно, – пояснила мастер декоративно-прикладного творчества.  – Без этого изображение смотрится совсем по-другому, кроме того, краска хуже держится и со временем становится блёклой. В своей работе мы используем глянцевое и матовое покрытие.

Каждое изделие супруги делают вместе. Ради того, чтобы помогать жене реализовать свой творческий потенциал, бывший военный научился обрабатывать дерево и лакировать, самостоятельно изучив специальную литературу. Также он много узнал о самой технике лаковой миниатюры.

– Для начала я делаю заготовку, – рассказал о процессе работы Владимир Юрьевич. – Затем Светлана Михайловна эту заготовку расписывает, а я уже лакирую. Вот и получается, что у нас семейное творчество, хотя автор, конечно же она.

– На самом деле, у Владимира Юрьевича самая трудоёмкая часть работы, – уточнила Светлана Михайловна. – Потому что на создание заготовки в целом уходит один-два дня, на рисовку – от одного до трёх дней в зависимости от степени сложности, а вот на то, чтобы всё это залакировать, дождавшись, когда всё высохнет и краска хорошо ляжет, может и до недели уйти.

Также художница указала, что именно благодаря Владимиру Юрьевичу о её таланте узнали не только в области, но и в других городах.

– Вообще мой переход из преподавания в творчество был постепенным, – объяснила моя собеседница. – Мой уход из института в 2001 году совпал с рождением сына Вадима, я какое-то время сидела в декрете. Сама я стеснялась свои работы показывать, их Владимир Юрьевич возил, сначала в Музей народного творчества, показал их в Картинной галерее, затем в Союзе художников и других. Не могу вспомнить год, когда мы уже стали завсегдатаями выставок, фестивалей народного творчества и разных мероприятий, посвящённых декоративно-прикладному искусству, но в целом мы этим занимаемся на протяжении двадцати лет. Каждый год мы участвуем в различных всероссийских конкурсах, которые проводятся не только в Пензе, но и в других городах: Москва, Санкт-Петербург, Саратов, Саранск, Чебоксары. В прошлом году ничего не проводилось, поэтому я участвовала в онлайн-выставках.

– Нам было бы интересно поучаствовать и в зарубежных конкурсах, но там предварительно нужно вносить очень большой членский взнос, плюс дорога, питание, проживание – всё это очень дорого, – поделился Владимир Юрьевич. – Вообще, иностранцы часто интересуются нашими работами, подходят на фестивалях, что-то покупают, особым спросом пользуются матрёшки. Также мы работаем и на заказ, но чаще всего, конечно, представляем свои работы на различных фестивалях. Нельзя сказать, что мы живём за счёт искусства: у меня хорошая пенсия, я в своё время где только не служил. Так что не бедствуем, на жизнь хватает.

Супруги планируют дальше заниматься творчеством и совершенствоваться.

– Будем работать столько, сколько хватит сил, – завершила свой рассказ Светлана Борисова. – Мы очень нравится изображать Пензу, не только её достопримечательности, но и всё новое, что появляется в городе каждый год, меня это вдохновляет. О том, чтобы приобщать сына к нашей работе, не думали. Вадиму 20 лет, он учится в автодорожном колледже, но увлекается античной литературой. Не знаю, какой путь он в итоге выберет для себя, но, если заинтересуется тем, чем занимаемся мы, я буду только рада, научим всему, что знаем.



подпишитесь на нас в Дзен