Не просто кузнец! А золотой мастер, дельный учитель, толковый отец и просто добр человек

Народный мастер, Андрей Мосин, сын судьи и учительницы, не думал, не гадал, что станет хорошим кузнецом, отцом троих детей и всего один раз съездит в отпуск – на Чёрное море! Зато он точно знает, как найти себя в жизни: «Чтоб работать не в угоду времени, а в удовольствие, и получать от работы кайф!»

Неёловского кузнеца знает каждый неёловец, поэтому и найти его кузницу мне не составило труда, стоило лишь обратиться к первому встречному. 

- Обойдёте кругом Дом культуры и увидите кованое солнце на воротах, - направляет меня женщина из сельмага на остановке. – Услышите стук-гром, – мастер на месте…

Но мастера, Андрея Николаевича, я встретила еще до «солнца», на крыльце ДК. Худощавый, небольшого роста, кузнеца в нем выдавала разве что ладонь с въевшимся в линии жизни углём, да крепкое рукопожатие.
- Идёмте, коли ко мне, - окинув меня внимательным взглядом учителя, Андрей Николаевич повел меня к «солнцу» на железных дверях. За ярилом оказалась просторная кузница. И всё здесь было огромное: молот, наковальни, молотки, клещи, горн, в жерле которого кузнец тут же развел огонь.


- Я тут постучу малость, пока вы спрашиваете, работа не ждет: в клубе в Родине красоту наводить заканчиваем, - из-под инструмента по сторонам полетел фонтан искр. – Тут в 93-м году ничего не было, стены голые. Тогда директором ДК мой друг работал, Сергей Быстров, нет его уже, так вот мы с ним эту кузницу задумали и построили. Этот горн с того времени и горит...
- У вас дома, красота, наверное – перила, наличники, кровати кованные, - листая фотоальбом с работами рук мастера, предположила я.
- Две кочерги найдется, наверное, - смеётся Андрей Николаевич. – Это как сапожник без сапог. Трон, на который заглядываешься, в голландском посольстве в Питере стоит. Чего только и куда только не ковали! В этом альбомчике и сотой доли того, что сделано, нет – в компьютере в основном всё.
Но не всегда Андрей Мосин был кузнецом. Отец мечтал, чтоб сын пошел по его стопам, но юриспруденция Андрея не сильно привлекала. Мама, учительница французского, тоже питала надежды, что сын поступит в педагогический. Но у Андрея всегда руки больше чесались, чем голова. Чеканка, дерево – вот, что его привлекало. В 7-м училище Андрей осваивал профессию наладчика станков с числовым программным управлением и одновременно делал картины из шпона.
- Интарсия такая техника называется, - уточняет мастер. – Шпона там в мастерских много было, я и подглядел, как мужики картины режут. А там уж сам, по книжкам, по учебникам, что да как. Любовь к чтению, слава богу, родители мне привили.
А дальше была пехота – два года старший сержант Мосин отслужил верой и правдой на Карельском перешейке. После армии по профессии Андрей ни дня не работал. Подался в
ученики к фотографам – два месяца в легендарной «шестерке», «Фотоателье № 6» у Летнего сада, и 15 лет штатным фотографом в ЗАГСе.
- Бывало, что и по 7 свадеб за день, - вспоминает Андрей Николаевич свою первую профессию. – Может, и сейчас бы работал, если б работа была. Тогда под красным фонарём, в темной комнате, проявитель, закрепитель – волшебство! А сейчас цифра и есть цифра. А я, как-никак, мастер прикладного творчества, люблю руки к делу приложить.
Кузнечное дело Андрея всегда интересовало. Брал уроки у Леонида Бушмелева, знаменитого кузнеца.
- Раз 10 к нему в мастерскую походил, а дальше сам себя подковывал – литература опять же в помощь. Так и вышло, что любимое хобби стало моей второй профессией. Кузница есть кузница. Подков да прутов еще можно наштамповать, а вот художественная ковка - только руки и мастерство, которое, - Андрей Николаевич протягивает мне новорожденный, крохотный листик на тончайшем стебельке, - не пропьёшь!


Мне страшно к листочку даже прикасаться, таким он кажется хрупким.
- Не бойся, не сломаешь. Чем больше по железу молотком бьют, тем сильнее оно уплотняется и делается крепче.
И вот, 15 лет назад Андрей Николаевич продал машину, квартиру в Пскове и купил здесь, в Неелове дом, в 7 минутах ходьбы от кузницы. А если на велосипеде – то 4 будет.
- Дом есть дом! Жена с сыном оценили, да и маме понравилось. А чего ей одной в городе делать. Отца еще в 92 похоронили – инфаркт – с тех пор одни мы у нее и были. Пять лет назад мамы не стало…
Говорит Андрей Николаевич, а сам уже куёт какую-то малюсенькую подковку – дочке моей, оказалось, брелочек на счастье.
- Чего-то на миниатюру потянуло, - вертит в черных пальцах подковку кузнец. – Так, глядишь, и блоху подкуем.
- А вы когда последний раз в отпуске были? – глядя на жесткую клинопись уставшего лица мастера не удержалась я от праздного вопроса.
- А вот в 91 году и был – первый и последний раз на Черном море, - казалось, Андрей Николаевич и сам удивился этому факту. – На машине вчетвером с девчонками – класс! Была б возможность, рванул бы снова.
- А вот карантин был, вся страна «загорала»…
- Страна «загорала, а я тут пахал. Кузницу - смысл закрывать? Тут микробы не живут, тут только я живу, - шутит мастер. На вопрос, возможно ли до конца отмыть руки, кузнец расхохотался.
- Возможно: два часа после бани я абсолютно чист! Руки – ерунда, вот лёгкие бы отмыть…
Я залюбовалась работами мастера в фотоальбомчике. Железная варежка, где каждая петелька, штопка, заплатка, как живые. Трепещут и шевелят усиками бабочки, мягко гнутся камыши. Поразила миниатюрная, но точная копия памятника погибшим десантникам в Черехе: купол, звезды – всё один в один, такое же суровое. Но больше всех зацепил «Петрович» – кованая ростовая скульптура хмельнрго гармониста. Кто был в 2013 году на Дне Скобаря, конечно, помнит этого железного мужика, сидящего на ящике рядом с крышкой люка. Вместо баяна – чугунная батарея веером.

- Мы вместе с Андреем Слеповым - одноклассник, Юрой Шевелевым - скульптор, деревянщик наш  - «Петровича» делали, -
рассказывает Андрей Николаевич. – Батарею, чтоб перековать в баян, пришлось разобрать и собрать заново. Рыцарей в латах в арке на Ленина у пив-бара, наверно, видели – тоже наша работа. Жаль, разбредается и разъезжается всё по частным коллекциям, а хотелось бы, чтоб в Пскове, в Неелове стояли, чтоб народ радовался, улыбался.
Кстати, мучает Андрея Мосина давняя мечта-идея. Как проходит на работу по запущенному пустырю ДК с вечной лужей посредине, так и мучает. Открыть бы здесь «Двор ремёсел»! Чтоб с мастерскими разными, гончарами, деревянщиками, скульпторами. Кому корзинки плести, кому железо ковать – от мастер-классов бы отбою не было. По праздникам было б, где народу разгуляться. Но пока королевство Мосина маловато, только кузня под «солнышком» - сюда ребятишки и прибегают, учеников у Андрея Николаевича всегда хватало, как и работы, - только в ней и видит кузнец смысл жизни.
- Будет работа – будет и смысл, - у Мосина на всё простой ответ. – Еще бы сына подрастить младшего. 15 лет Николаю, забегает сюда, когда поменьше задают в школе. Он уже определился. В строительный колледж поступать хочет. Дело, считаю, хорошее.
За старшего Олега отец-кузнец уже не волнуется, мужик уже, 37 лет, и, кстати, тоже «поковывает» для души.
- Работы у него довольно интересные, своеобразные, - не без гордости дает оценку сыну Андрей Николаевич. – У меня же еще дочка, а как же без принцессы, у нее тоже всё в порядке, в банке работает.
А чем еще гордиться? Детьми, чтоб побольше, делом, чтоб спорилось, мыслями светлыми и простыми, честной жизнью. Этим незамысловатым вещам по ходу дела, постукивая молоточком, и учит своих юных учеников неёловский кузнец Андрей Мосин.

И желает ребятам найти себя в жизни: «Чтоб работать не в угоду времени, а в удовольствие, и
получать от работы кайф».
Гизела ДЕРЖАВИНА,
Неёлово



подпишитесь на нас в Дзен