Опочецкий Цой и сейчас работает в кочегарке!
Если бы не письмо Инны Гомоновой из Опочки, я бы никогда не познакомилась с Сергеем Спиридоновым, режиссёром народного театра, а ныне просто… кочегаром. Дело в том, что из опочецкого ДК разом ушел творческий коллектив. «Уничтожить можно одним мановением, а вот возродить – очень сложно», - с болью рассказывала в своём письме Инна Николаевна.
Каким образом люди с театральных подмосток уходят в кочегарку, поведал мне уже сам Сергей Юрьевич, потомственный режиссёр и актер, на которого я вышла благодаря письму неравнодушной опочанки. Судьба этого неординарного талантливого человека сама по себе – готовый сценарий драмы.
Сергей, как он выразился, дитя первой любви его матери Евгении Васильевны и отца Юрия Александровича, которая так и не стала семейной историей.
- Мама поняла, что беременна, когда их роман уже сошёл на нет, но решила оставить ребёнка, то есть меня, - рассказывает Сергей Юрьевич. – Папа учился в псковском «педе» на филолога и женился на сокурснице, а мама, ничего ему не сказав, дала мне свою фамилию и даже не потребовала алименты. Ей туго пришлось, ведь мои бабушка с дедушкой были глухонемые, сами, как дети малые. Но благодаря им я могу вести новости с сурдопереводом. К её чести, она об отце ни разу слова худого не сказала. И когда он внезапно возник на нашем пороге, мне уже 14 лет было, усадила пить чай.
Сергей очень хорошо помнит тот морозный день. Они тогда жили в частном домике, до окошек занесенном снегом. Серёжа валялся с высоченной температурой, когда в меховой шапке и дубленке, окутанный паром, вошел отец, как Дед Мороз. Видно, настал срок в его жизни познакомиться с сыном.
- Он расспросил меня о планах, а так как их у меня особо не было, ну, какие планы могут быть у шпанёнка, воспитанного улицей, предложил мне стать шахтёром. На тот момент он с семьёй жил в Сланцах, где было училище. Сам отвёз мои школьные документы и оформил в общежитие. Мать, конечно, сопротивлялась, но я послушал отца. Одну половину общаги занимали студенты, другую - семейные, там-то и жил мой папа. Я забегал к ним на суп. На 4-м курсе уже пошла полноценная работа в шахте. Я зарабатывал так, что и маме помогал. После армии так бы и мог работать под землёй, если б не крутой поворот.
Конечно, отслуживший красноармеец приехал в Опочку, показаться матери. А у неё как раз гостил брат, который дружил с дядей Витей, художником из бюро… ритуальных услуг. Его вся Опочка знала ещё как актера и театрального художника. Слово за слово, вот к дяде Вите в подмастерья и пошел Сергей - в бетонщики. Но после работы брал кусочки мрамора, инструмент, и постепенно поверхность камня покрывалась замысловатым кружевом. Так, спустя три года Сергей стал художником-гравёром.
- Видать, творческие гены сказались, - признаётся Сергей Юрьевич. – Моя мама до последнего пела в самодеятельности, а отец ещё до Сланцев работал по распределению учителем в Дедовичах, и был актером в местном театре. Если забежать вперед, когда я создал камерный театр М*АРТ, то мы с отцом сыграли вместе в водевиле «Беда от нежного сердца». Играли самих себя, он – отца, я – сына. Отец тогда жил со мной – был такой период после смерти его жены, когда я забрал его из Сланцев. Потом он снова сорвался туда, где и сгинул в 2001-м. Зашли какие-то молодые да борзые на огонёк и убили – темная история. Тело его я привез в Опочку, на родовое кладбище. В том же году погибла и моя мама – выпила по ошибке уксус. Так они рядышком и лежат. Черный был год.
Повествуя об отце, Сергей Юрьевич рассказал и о своём наставнике, режиссёре Юрии Иванове.
- Кстати, полный папин тёзка! Он до 1992 года руководил Опочецким театром, пока тот не закрыли – эх, не везет нашей культуре – после чего он и попал к нам в ритуальные услуги, кушать-то и режиссёрам надо. Так мы и познакомились. Большой души человек! Я был на последнем спектакле, тогда-то меня и проняло. Волшебство актерской игры околдовало навсегда.
Так, среди мраморных надгробий и могильных плит зародилась идея будущего камерного театра. После работы Юрий Александрович и наш Сергей Юрьевич буквально на коленке разрабатывали психологическую драму для двоих «КУ-КА-РЕ-КУ». Её и сыграли с аншлагом в актовом зале электросетей в марте 1995 года. С этого спектакля начался путь камерного театра «М*АРТ», который актер Спиридонов возглавил как режиссер в 2011 году, когда его учитель уже не смог работать по состоянию здоровья

2 режиссёра: Сергей Спиридонов и Юрий Иванов. Его не стало в 2013 году.
Вскоре появились и подмостки – Опочецкий ДК, и официальный статус. За эти годы театр завоевал заслуженную славу, признательность и любовь зрителей. Фестивали, гастроли, премии, лауреаты – насыщенная театральная жизнь. В 2015 году театру присвоили звание «Народный», а это дорогого стоит. Сергей Юрьевич рос вместе с театром. В 2007 году поступил на режиссёрское отделение в Псковский колледж искусств и окончил с красным дипломом.

- Мне было 42 года, и если б можно было, я бы и дальше учился, но надо было кормить семью, - говорит Сергей Юрьевич.
Семейная жизнь моего творческого гения – отдельная глава. Через год после армии Сергей женился на опочанке, а в 92-м у него родился сын Антон. Но когда Антону исполнилось 2,5 годика, Сергей решил развестись. Причем сына он, по обоюдному согласию, оставил себе. На тот момент от электросетей дали квартиру, где они с Антоном и стали жить-поживать.
- А что тут странного? Готовить я умею, в поликлинику и садик дорогу знаю, больничный и мужчинам дают. Прекрасный парень вырос, между прочим. Ему в марте 26 лет будет. Стихи пишет отличные, аранжировки – весь в отца, - шутит Сергей Юрьевич.
Когда Антону исполнилось 5 лет, Сергей женился на соседке. У Ирины скоропостижно умер муж, и она осталась одна с 5-летним сыном Костей. Ирина работала поваром в садике «Светлячок».

- Детей на одной горке катали, лечили в одной поликлинике, ну, как тут не пожениться, - с теплотой вспоминает Сергей Юрьевич. – Её Костя стал мне сыном, Ирина моему Антону – мамой, а 26 марта 2008 года у нас родилась дочь Ксюша. У меня все хорошее, выходит, связано с весной и мартом. Ирина – мой тыл, очаг, который горит ровным светом, всегда поддерживает и греет - с зарплатой ли иду домой или без. Тяжело жить с артистом. Нормальные мужики всё в дом тащат, а я – наоборот, то рейку, то палку, то тряпку – всё для театра. Но Ирочка никогда меня не останавливала, сама шила костюмы, помогала во всем. Я её очень люблю!
А трудно было всегда. В 2002 году сократили ритуальные услуги и Сергей 8 лет таксовал. После подвернулось место в кочегарке. Он так и работал до последнего времени – режиссером в театре и кочегаром, прекрасно совмещая полярные должности.
Чёрные дни для театра пришли со сменой руководства ДК, в 2017 году ушел весь творческий коллектив. Но не будем искать здесь правых и виноватых. Такие оптимисты, как Спиридонов, не складывают крылья. В марте Сергей Юрьевич возглавил театральную студию в ДШИ. И уже в июне его юная труппа порвала ежегодный фестиваль любительских театров в Пушкинских Горах, на ура сыграв «А зори здесь тихие».

Зал рукоплескал и плакал. А его ученица Настя Семенова победила в номинации «Художественное слово», блестяще исполнив «Опочецкую сказку», сочиненную аж в 1865 году жителем местной деревни Плутаны Ерохой Плутанским. Сказкой, которая стала памятником живого и неповторимого опочецкого слова.
Но после всех этих триумфов по непонятным причинам в сентябре с режиссёром Спиридоновым почему-то не продлили трудовой договор. Сейчас есть только эта кочегарка. Согласитесь, неплохое место для новых стартов, вспомнить хотя бы питерского кочегара Виктора Цоя...
