Аnińsk Корсака: под Себежем до XIX века жили в болотах лютые твари - ящеры-крокодилы

Невероятно, но факт: участники десанта народной газеты «КурьерЪ» оказались в эпицентре змеиных свадебных плясок, обнаружили тайный знак иезуитов и засидку снайпера; ещё узнали о «Камне Екатерины», именных валунах Корсаков, лике девы Марии и конце света, услышав в конце сенсационную быль о 7-метровом чудище

Вместе с краеведом Романом ЧЕРНОВЫМ, себежанами Сергеем, Александром и Светой ЛАБАНОВЫМИ мы рванули в апреле в имение писателя Владимира КОРСАКА

Туда, где были полгода назад («Тайны Аннинского – родины Корсака», «КрЪ» № 48, 01.12.21 г., электронную версию см. ниже, после данного материала).

адача казалась на первый взгляд простой – обследовать заброшенный парк Бакуниных-Корсаков, что в 12 верстах от белорусской границы.

Даже твари резвились

Мистика не отступала от нас ни на час: как только проехали Кузнецовку (Сёдлово), дорогу перебежал чёрный котяра (слева направо, к сердцу). Сидевший за рулём Саша Лобанов, спасибо, успокоил:

– Не боись, мы ему фигу в кармане покажем!

Наверное, сработало. И нам постоянно стали попадаться… аисты с куликами, косуля с двумя волками, семейство кабанов, даже огромный сохатый, почему-то глодающий берёзу. А ещё мы трогали руками живую щуку, хоть желание загадывай. Ощущение, что эти дикие твари во всей красе рады были нашему приезду на родину Корсака, который на всю Европу прославил Себежско-Аннинскую пущу.

Обследуя фундамент усадьбы, мы к тому же попали в гущу змей. Одни грелись на солнышке, другие извивались параллельно друг дружке. Было их дюжины две-три, и выползали они откуда-то из-под кирпичей. Слава Богу, Сергей Лобанов сказал, что это ужи. Мы не стали нарушать эти брачные игры, но забыли про фундамент, а они отпустили нас с миром.

По народным преданиям, именно ужи стерегут клады и сокровища. Почему бы и нет? Корсаковские подвалы внизу явно уцелели…

Говорящие камни

Из неживой природы за Сутоками бросился в глаза валун с кричащим профилем «себежского мунка». А в самом парке местные показали «Камень Екатерины», на котором императрица омывала ноги. Судя по урезу берега, вода в озере была на метр выше и окружала камень с трёх сторон. Но официального подтверждения пребывания здесь государыни мы не нашли.

Да, Екатерина II проезжала в 1780 году в Полоцк, но в 3-х верстах от имения, принадлежащего тогда Петру БАКУНИНУ. Однако и опровергнуть аннинскую гипотезу не смогли. Часть булыжной дороги в деревне сохранилась, а где-то к югу есть даже забытый каменный мост.

К знаковым открытиям следует отнести именные валуны Корсаков. На одном – инициалы «ЕГС или ЕIВ», на другом – «IK» «JK». Авторство последних приписывали чуть ли не фашистам. Ан, нет! Благодаря уроженцу этих мест, жителю Питера Валерию ГРИГОРЧУКУ и полученным им из Польши снимкам, мы теперь знаем, что на камне до революции сфотографированы писатель Владимир КОРСАК и художница Ханна СОЛТАН-РЁМЕР.

Где-то здесь, как считается, спрятана в озере и золотая карета Корсаков (но в это почему-то совсем не верится).

Икона на дереве

Ещё мы рискнули найти (по тем же польским снимкам) старую липу с ликом Девы Марии. Для этого без проблем обнаружили корсаковский пляж с пирсом и камни, на которых позировали хозяева. Но само дерево с ходу не увидели. Лишь потом вычислили вросшие в землю «алтарные» камни и сгоревшую от удара молнии старую липу. Пазл сложился!

К открытиям стоит отнести и спрятанную на вершине лиственницы засидку снайпера. Обнаружили мы её благодаря члену нашей команды Виктории ОЛЕЙНИК, чьи предки также отсюда родом. Как можно было затащить туда клёпаный котёл – загадка. Но следы от пуль в железе мы чётко видели. В 1942 году себежские партизаны геройски уничтожили здесь немецкий гарнизон, спалив, правда, и имение.

Знак иезуитов

Главным же открытием стал неведомый знак 1817 года на соседнем полуострове. После расчистки плоского камня от мха мы обнаружили крест и буквы. Лишь дома, благодаря известному питерскому исследователю Станиславу КОЗЛОВУ-СТРУТИНСКОМУ, стало ясно – перед нами символика иезуитов!

Крест – в форме меча, ниже – их классическая аббревиатура «I//HS» (Jesus Hominum Salvator). Как мы сами узнали, в 1816 году иезуиты были выдворены из российских столиц в соседний Полоцк, и, надо думать, таким образом «застолбили» наши земли. Но это лишь версия.

Предсказание

Что до конца света, то об этом нам поведал другой неординарный житель, Сергей РОДИОНОВ. В народе его называют «фермер», не очень любят, но не будем поминать старое. Себя же он величает в паспорте САМ САН ДЕ ЖАР – поэт, скульптор, мыслитель. Пишет стихи, поэмы, ваяет у себя нагие скульптуры и не мыслит себя вне политики. В сумраке чудом сохранившегося корсаковского рабочего флигеля прочёл нам свои вирши. Мне лично запомнились строки про Александра Невского.

Между монологами хозяин заявил, что видел вещий сон: нас ждёт 9 тяжёлых лет катаклизмов и надо запасаться едой, мол, мощная волна затопит прибрежные города мира и России. Некоторые, в том числе Питер, исчезнут. А вот Себеж и Аннинское, как я уточнил, останутся. Так это или нет – судить не берусь, конец света миру не раз предсказывали. Но один год уже прошёл.

Неведомое чудище

Зато вечером в Аннинском (по-польски, Aninsk) краевед Роман ЧЕРНОВ сделал куда более важное для меня историческое открытие про «исчезнувших неведомых тварей» – крокодилов.

Роман лично перевёл с польского и зачитал рассказ «Echa prawiekow». Слог КОРСАКА с узнаваемыми аннинскими местами и фактами просто завораживал. И, на мой взгляд, явно не уступает Пришвину.

Из русских летописей известно, что в 1582 году под Новгородом «из реки изыдоша лютые звери коркодили и путь затвориша и людей много поедаша», а в 1589 году уже англичанин Джером ГОРСЕЙ в книге «Записки о России» описал, что лично видел выловленного в реке мёртвого вонючего крокодила. Подобных монстров якобы замечали и в озере у знаменитой Рдеи. Но лично этих тварей никто больше не наблюдал. А напрасно так считали.

Как мы узнали от Романа Чернова и Владимира Корсака, под нашим Аннинском «неведомы крокодилы» были ещё в начале XIX века!

Об этом поведал миру через Корсака 113-летний крестьянин ГЕРАСИМ из себежской лесной деревни БОРОВЫЕ (есть на картах). Старик этот помнил даже битву при Клястицах с Наполеоном («Пальёном чи как его») и поведал панычу про большую охоту на «огромную допотопную тварь»:

«Согнали всё имение, и я на эту облаву пошёл – возле Линовца, между Белым озером. Как там страшно и рассказать нельзя, а местами на горах елины огромные, под самое небо растут... Живых (тварей) уже не было, хотя раньше говорили, что двух видели. Мы нашли только мёртвого одного, молнией убитого, чи шо, ибо на елину огромную влезши был, а елина вся как от огня почернела.

Голова его была высоко за ветки зацеплена и лапы короткие вокруг ствола, а хвост аж на земле, как у ящерки, только зубы такие большие сверху, один при другом… Когда его на землю стянули, так шагов 15 в длину. И целиком чешуёй покрыт, как змея, а цвета такого, как кора дерева... В морде зубы острые, как булавки, и язык надвое разделённый, как у гадины, наверх был вылезший.

Помню я его, как будто сегодня ещё видел… Где-то там, должно быть, кости и сейчас лежат, мхом поросшие» (полностью см. рассказ В. Корсака на сайте газеты «КрЪ»).

Согласитесь, Лохнесское чудовище просто отдыхает! Может и сейчас в Себежско-Аннинской пуще у означенных озёр, на стыке России и Беларуси, с той и с другой стороны, прячутся потомки этих «вымерших» тварей?

Постскриптум

Вот где надо бы проводить исторические квесты – в нашей корсаковской округе! Вот куда надо бы возить туристов и что приводить в порядок. Но пока это в Псковской области никому не надо…

Олег Константинов,

Псков – Себеж – Аннинское

P.S.

Первый материал: «Тайны Аннинского – родины Корсака»,

газета «КурьерЪ» № 48, 1 декабря 2021 года.

Его смело можно назвать себежским Пришвиным или Паустовским, но имя сейчас почему-то забыто. А родовая усадьба, которая могла бы стать жемчужиной Псковщины, влачит жалкое существование. Словно над всей округой и людьми висит какой-то странный рок.

От автора: но кто, когда и как увековечит имя и место рождения знаменитого земляка? Вопрос об этом был поставлен ребром 20 октября и 3 ноября в народной газете «КрЪ».

Первым поднял эту тему мой друг и краевед Роман ЧЕРНОВ.

Прошёл полмира

Речь идёт о Владимире КОРСАКЕ – «величайшем охотнике среди писателей и величайшем писателе среди охотников». Человеке, который проехал с экспедициями Закаспийский край и Среднюю Азию, горы Капет-Дага в северной Персии (Иране), Кавказа, Армении и далёкие для нас хребты Гиндукуша в Афганистане. При этом подарил современникам чудесные рассказы о природе, и для охотников до сих пор остаётся живой энциклопедией.

– Поляк по национальности, Корсак родился в 1886 году в имении Аннинское Себежского уезда, – подчеркнул Роман. – Значительную часть знаний о лесе и охоте маленький Владимир почерпнул на родине в общении с «человеком леса» Юндзиллем. Последний, замечу, жил на территории нынешнего Национального парка «Себежский» и там до сих пор сохранился «кордон Юнделя».

А ещё Корсак часто охотился в осынских и максютинских лесах, но после революции вынужденно покинул родину, уехал в Польшу и работал там главным лесничим страны. В 2014 году Клодавским лесничеством был открыт памятник и Дом Корсака – «Корсаковка», где много аннинской символики и вещей писателя.

Вы спросите, а что же у нас, в Аннинском?

Красота и запустение

В субботу псковский «Губернский Автодесант» рванул в имение Корсака. И сделал это вместе с себежским «Забытым Батальоном» Владимира БУМАКОВА. Именно он предложил продвигать на новом уровне поднятую на Томсинских Покровских встречах тему славного земляка и всего имения.

Если сказать, что перед нами открылась новая себежская Швейцария – значит ничего не сказать. Это божественный уголок земли среди озёр Аннинское, Албетское, Белогодец, Большое Олбито, Нища, Осыно…

Прибавьте сюда неизученные каналы, потаённые взгорки, чистейшую проточную воду и старинный парк дворян Бакуниных и Корсаков. Одни из них подарили нам «первую юношескую» любовь Пушкина (Екатерину) и мыслителя мирового уровня; другие – выдающегося писателя-путешественника. Но вся окружающая нас природная благодать – в жутком запустении.

Мистика и каплица

Практически сразу всех накрыла здесь фантастическая энергетика. На узком рукотворном перешейке между озёрами у нас с Владимиром Бумаковым в одну и ту же секунду отключилось видео – у меня в мобильном телефоне, у него – на камере. Переглянулись. Ничего не поняли, и невольно стали шутить про мистику. Вспомнили даже йети, которого, как уверил меня поисковик, видели себежские охотники на севере района. Однако никаких снежных людей здесь не было и в помине.

Позже, благодаря нашему новому другу Валерию ГРИГОРЧУКУ, мы узнали, что находились на разломе большой Себежско-Великолукской гряды. В народе это место именуется «гребёл» и на соседнем взгорке на Ивана Купалу жгут костры. А рядом – униатское кладбище… разрытое карьером, грунт вывозили вместе с косточками.

Местная часовня Покрова Богоматери была сперва униатская каменная и шестигранная. Но удивительного в том ничего нет, ведь граница в себежском крае гуляла 300 лет в ту и другую стороны. Святыньку ту ветхую, уже православную, закрыли при Советах. В годы войны фашисты устроили из каплицы огневую точку, разобрав остатки. Владимир Бумаков, как бывалый офицер, чётко разглядел боевую позицию, ну а мы с Игорем ТАРАСОВЫМ и Геннадием ИЛЬИНЫМ нашли остатки битого кирпича. Ни креста уже, ни таблички, ни фундамента.

– Что касается часовни, то я поспрошал у своей бабушки, она рассказала, а ей говорила её мама, что та стояла слева на горке, – вспоминал в 2004 году на местном форуме себежанин под ником sturm. – Я же помню, раньше там всегда фиалки цвели. Часовня считалась по-польски каплицей, во время войны фашисты там расстреливали военнопленных. Потом, когда начались раскопки, старожилы умоляли не тревожить прах покойных. Естественно, старух никто не послушал! Захоронения времён войны раскопали, а как только добрались до каплицы, в деревне начались смерти. Одна за одной! И это дело забросили.

Со слов приезжающей сюда летом Виктории ОЛЕЙНИК, а её матушка родом из Аннинского, всё так и было, даже дети на горе играли в косточки (к слову, такая же картина была в себежском Томсино и порховских Буригах; увы, веяние времени).

В деревне мы встретили на мощёной каменной барской дороге бабу Шуру. Мы помогли ей накрыть шифером дрова, а она рассказала нам, что один из жихарей (себежское словечко) возил от каплицы кирпичи, мол, нельзя это было делать.

Для себя отметили: весной десантируемся сюда снова, чтобы расчистить горку, собрать на Голгофу кирпичи и попробовать установить Поклонный крест.

Склеп и красная туфелька

Дальше путь лежал к разорённому склепу. Отчаявшиеся было жители вернули в центр деревни гранитный блок, который лежал в крыльце частного дома (потом на камне чистили рыбу). Глыбу оставили на повороте, другие добрые люди её перевернули. Надписи, естественно, уже не читались.

Немного поразмыслив, мы (а это Игорь Тарасов, Владимир Бумаков, Геннадий Ильин и Роман Чернов) вспомнили томсинскую технологию земляка Алексея НИКИФОРОВА, и с помощью двух пачек крахмала, щётки, воды и кисти идеально «проявили» польскую загадочную табличку. Оказалось – надгробие Петра КОРСАКА, деда писателя, уездного предводителя Себежского дворянства («Пётр Корсак род. дня 12 января 1798 г., ум. дня 9 февраля 1852 г. Вечный покой соблаговоли им дать, Господи!»). Далее сняли размеры сломанного креста. А вдруг получится, как это уже было у нас в Погостищах, восстановить его?

Благодаря Роману Чернову и воспоминаниям поляка Эугениуша Рёмера, мы уже знали, как в 1917 году солдаты разорили склеп Корсаков: искали золото, водку и… «электрические пулемёты». Всех вскорости постигла ужасная смерть.

А ещё, как призналась знакомая нам бабушка Александра, когда мужики доразбирали порушенный склеп, то нашли красную женскую туфельку. Со слов моих друзей-краеведов, она могла принадлежать Марии КОРСАК, графине Эмилии СОЛТАН и Целине (Celinе) ПЖЕЧИШЕВСКОЙ…

Но то, что мы услышали из уст Виктории Олейник, ещё больше повергло нас в состояние шока.

– Мама рассказывала, что в её детстве на месте склепа, прямо на фундаменте, стоял большущий магазин, – уточнила молодая и красивая собеседница, живущая летом в доме у святого места. – Потом магазин тот сгорел. Весной при посадке цветов на склоне часто проступает фундамент, глиняные черепицы, куски кирпича и осколки чёрного гранита.

К слову, битые плиты мы встречали у разорённого склепа в Томсино, и по ним восстановили имя младенца Чуйкевича. Вот бы и здесь так? А факт с магазином, согласитесь, печально-страшный. Конечно, люди не виноваты, дело в начальниках, но устраивать торги на костях – это за гранью.

– Если бы я не был материалистом, то думал бы, что все напасти жителей Аннинска от того, что они живут на костях Корсаков, – признался в своих воспоминаниях Валерий ГРИГОРЧУК, чей предок работал в парке садовником. – Увы, в Аннинске практически никто из мужчин не умирает своей смертью. Хочется даже нарисовать всех на бумажке, чтобы понять происходящее...

Окончив очистку надгробия и перекрестившись, мы, православные люди, впервые за 100 лет зажгли у Петра Корсака и всех его неупокоенных сродников (а их здесь ещё, как предполагаем, 5 человек) толстую восковую католическую свечу. Привезена она была мной 5 лет назад из латвийской Аглоны, где бывал Папа Римский. Как оказалось, неслучайно.

Что дальше?

Впереди нас ждали 200-300-летние дубы, в тени которых гулял, рисовал и фотографировал Владимир Корсак. А ещё плавающий малый остров, на котором подорвались после войны деревенские ребята, и большой – на котором Корсаки устраивали гостям полдники.

Про затопленную телегу с золотом и обоз Наполеона уже не говорю, как про валуны с польскими надписями и камень Екатерины II. На последнем она, по заверениям местных жителей, «омывала на берегу озера ноги», тайно заехав к Бакунину во время одного из своих путешествий. Так это или нет – новая загадка.

Вот где бы надо наслаждаться природой, читать рассказы писателя Корсака, устроить свой музей под открытым небом, а потом уже выходить в рамках развития туризма на поляков. Но это уже другая история...

Олег Константинов,

Себеж – Аннинское



подпишитесь на нас в Дзен