Меня вызвали в школу к директору и сказали, что моя дочь ищет по чужим карманам мелочь

Директор объяснил, что пока не хочет выносить сор из избы и позорить моего ребенка перед всей школой. Просит провести дома беседу. А я даже не знала, что сказать, так стыдно было! Дело в том, что накануне наша 7-летняя дочь была поймана бабушкой, при попытке взять из шкатулки её украшения. Это клептомания?

С таким деликатным вопросом обратилась в редакцию Лариса П. из Пскова.

За консультацией журналисты обратились к нашему постоянному эксперту, псковскому семейному психологу Румие Калининой:

- Причины детского воровства в разном возрасте разные. В раннем детстве, лет до 4-х – это связано с несформированностью понятий «свое» - «чужое». Родителям важно помнить, что у ребёнка с самого раннего детства обязательно должно быть что-то «свое» - те вещи, предметы, которыми он распоряжается по своему усмотрению, и которые родители могут брать только с его разрешения. Это могут быть игрушки, одежда, посуда. Тогда ребёнку будет проще объяснить, что нельзя трогать папины бумаги на столе, мамину помаду, понравившуюся игрушку у друга Вовы.

Когда ребёнок подрастает и становится школьником, он уже знает, что чужое брать нельзя, механизм воровства меняется. Ребёнок может брать деньги у родителей. Может брать привлекательные для себя вещи, например, те же бабушкины серёжки, дедушкины медали, коллекционные монеты, открытки у папиного товарища. Может просто не отдавать деньги, которые родители дают ему для оплаты репетитора, на взносы в школе. А иногда брать шоколадки, жевательные резинки или другие мелочи в супермаркете. Здесь возможны несколько причин, каждая из которых требует разной реакции взрослого:

1) Импульсивность, неспособность сдержаться при виде привлекательной вещи – до 12-13 лет ребёнок не в состоянии полностью произвольно управлять своим поведением, своими импульсами. В беседе с таким ребёнком, он соглашается, что совершил плохой поступок, обещает не повторять, не брать, но… родитель с огорчением обнаруживает, что свое обещание ребёнок не выполняет. В этом случае детей в семье важно научить управлять собой, научить останавливаться в момент соблазна. Также необходимо обратить внимание на развитие произвольности, воли у ребёнка в различных ситуациях: достижении цели, преодолении трудностей.

Отмечу, что ругать и наказывать в этом случае не очень эффективно – ребёнок, не выполняя свое обещание, и зная, что родители будут его ругать, будет лишь чувствовать собственную «плохость», но это никак не поможет ему научиться управлять собой.

И еще важное, на мой взгляд, замечание. Если ваш ребёнок берет и тратит деньги на то, что «захотелось» или потому что «у меня такого нет», задумайтесь, есть ли у вашего ребенка «законная» возможность покупать или иметь не только то, что нужно и полезно, но и просто «баловства».

2) Достижение какой-либо нематериальной цели, например, завоевание авторитета среди сверстников либо за счет обладания престижными вещами, либо за счет демонстрации «ловкости рук». В этом случае ребёнок или подросток прекрасно понимает, что совершает противоправный поступок, однако его желание быть «крутым» сильнее страха наказания за воровство.

В данном случае необходимо помочь ребёнку найти другие, социально приемлемые способы достижения своей цели (например, подростки уважают не только «имеющих» сверстников, но и разбирающихся, скажем, в компьютерных играх, модных музыкальных направлениях).

3) Компенсация неудовлетворенного чувства любви, принятия со стороны родителей. Каждый ребёнок, подросток, нуждается в любви, принятии, понимании, сочувствии со стороны родителей – это то, что дает ему уверенность в себе, чувство собственной ценности, просто положительные эмоции. Если же по тем или иным причинам у ребёнка возникает ощущение, что он не интересен собственным родителям, они его не любят, не понимают, он переживает дискомфортное душевное состояние, которое он «исправляет» сладостями, игрушками.

Как и в первом случае, ребёнок не сможет ответить на вопрос: «Почему ты это сделал?», но если родители обнаруживают, что деньги идут на «повышение настроения», им стоит задуматься, когда они последний раз проводили время вместе, когда говорили ему о своей любви к нему, когда состоялся последний разговор «по душам», когда ребёнку было весело и хорошо вместе с ними.

Как видите, до паталогического воровства ещё очень далеко и прежде, чем искать у ребёнка диагнозы, стоит задуматься, проанализировать его и своё поведение и предпринять те или иные действия по коррекции поведения.



подпишитесь на нас в Дзен