Моего сына, как подменили: дерзит, ноет, жалуется на ерунду, прогуливает школу

«Ему уже 13 лет, а ведет себя, как маленький. Его обзывают очкариком, а он плачет, как девчонка. Не решить задачу, но раньше-т как-то решал! То обниматься лезет, а то гримасничает и вылезает из кожи вон – а я еще сильнее раздражаюсь! Стал зависать в телефоне, дерзить, когда просишь убраться или посуду помыть

Совершенно отбился от рук и, чувствую, дальше хуже будет. Это переходный возраст и его надо как-то пережить?»

С такой проблемой к журналистам обратилась Елена Олеговна из Пскова.

Отвечает псковский семейный психолог Румия Калинина:

- Скажу сразу, что на консультациях я часто слышу от родителей, что их ребенок сильно преувеличивает возникающие у него проблемы. С учебой: «Если бы больше занимался, все бы получалось!» Со сверстниками: «Они дразнят, а ты не обращай на это внимание!»
С учителями: «Не дерзи. Надо просто промолчать!» С настроением: «Не надо «циклиться» на неприятностях, нельзя же так переживать из-за всякой ерунды!» С эмоциями: «Зачем все так близко к сердцу принимать!» С проблемами: «Есть более серьёзные проблемы, ты жизни не знаешь!». С усталостью: «Просто ленится!» Дерзит, что родители достали: «Да мы только просим учиться нормально и в комнате убираться, лишь бы в телефоне сидеть!» В школе скучно: «Всем скучно, но надо. Не скучно только собакам хвосты крутить?»
И да, многие родители жалуются, что их ребенок, в том числе и подросток, часто что-то «изображает», «выделывается», паясничает, гримасничает, требует ласки, всячески старается привлечь внимание. Такое «ненормальное» поведение просто необходимо игнорировать, иначе он почувствует «слабость» и «сядет на шею».

Результат – поход к психологу: «Объясните моему ребенку, что (далее, в зависимости от проблем): надо учиться, не надо обращать внимание, надо потерпеть, надо спокойнее относиться…

Для меня все эти примеры объединяются в одну – в обесценивание! Обесценивание переживаний ребенка, его желаний, эмоций, настроения, сложностей… обесценивание самого ребенка.
И я обращаюсь к родителям: верьте своему ребенку! Если бы он мог быстро и просто делать уроки, он бы не оттягивал время их выполнения. Если бы ему было все равно, как к нему относятся сверстники, он бы не переживал. Если бы он знал, как решить свои «детские» проблемы, их бы у него просто не было бы. Если бы его жизнь была простой и радостной, а он чувствовал себя счастливым, то не плакал бы, не грустил бы, не ругался бы, не дерзил бы.
Если ваш ребенок (независимо от возраста) не хочет идти в школу, если он плачет или злится в ответ на расспросы об оценках, если его не усадить делать уроки и он постоянно отвлекается, если он просит подсказать «элементарные вещи», «не хочет думать» и так далее – это означает, что он нуждается в помощи!
Если ваш ребенок говорит, что его обижают, у него нет друзей, что в классе «одни дураки», если он дерется в школе и на него жалуются педагоги – это означает, что он нуждается в помощи!
Если ваш ребенок часто плачет, плачет «из-за пустяков», чаще лежит, чем ходит, если его не интересует то, что раньше радовало, если жалуется на слабость и головную боль, если ребенок плохо спит или постоянно хочет спать, если у него «виноваты все вокруг, кроме него самого» – это означает, что он нуждается в помощи!
Помочь своему ребенку – это значит выслушивать, сопереживать, поддерживать, обсуждать, включаться в решение, в его жизнь.

И если поведение ребенка не изменилось – уже обращаться к психологу.



подпишитесь на нас в Дзен