АВТОДЕСАНТ СКОБАРЕЙ ПО МЕСТАМ ВОЙН И ПОБЕД КНЯЗЯ ДАВЫДА - СЫНА ДОВМОНТА

Псковичи нашли в Беларуси город, который напрямую связан с  псковской землей и который может быть нашим побратим. Вопрос: знают ли об этом  власти? Наш автодесант побывал в Белой и Чёрной Руси, заново открыв места боевой и духовной славы предков. ОТ АВТОРА: лет 5 назад я не смог съездить на Украину и кусал локти. Поэтому сейчас, когда поборница старины псковитянка Ирина Беняк объявила общий сбор, даже рассуждать не стал. К тому же, речь шла о литовских землях, связанных с именем Давыда Гарадзенского – сына Довмонта, внука Александра Невского. Уточню, почитаемого в Западной Беларуси, но забытого и замалчиваемого у нас (и наоборот). Кинжальным набегом мы промчались вдоль Нальшанской отцовской земли, прорезав за 5 дней 2300 километров: Псков-Клястицы-Полоцк-Хатынь-Минск-Мир-Слоним-Сынковичи-Жировичи-Гродно-Брест-Кобрин-Несвиж.       И всюду псковичи В Клястицах, что в 20 верстах от Псковщины, в 1812 году были остановлены войска Наполеона. Сейчас здесь лишь советский обелиск. Но мир не без подвижников. Именно они пару-тройку лет назад нашли фундамент снесенного в 1939 году исторического памятника-часовни и обратились за помощью в Союзное государство. Реально ли восстановление, судить не берусь, но место это знаковое и для псковичей. О том, что белорусы любят историю, мы поняли в городе Кобрине, подаренном Екатериной II Суворову.       Количество уникальных экспонатов в музее генералиссимуса зашкаливает. Есть даже посмертная маска полководца, герб со знамени Великолукского полка и форма рядового Псковского полка. Вот бы копии заказать?! Но знают ли об этом наши отцы, не уверен.     Полоцк сейчас районный центр, но на самом деле в нём по-прежнему живет столичный дух.   Для этого достаточно заглянуть в Музей книгопечатания с фолиантами Франциска Скорины, в Спасо-Евфросиниевский монастырь с мощами Евфросинии Полоцкой, в Софийский собор, на берега Двины... Из новых знаковых мест я бы назвал памятники букве «ў» и географическому центру Европы.     Не отшибло память А ещё понял: всё, что мы видели про Хатынь на ТВ – детский лепет. Здесь же до костей всё пробирает. Почему наша Красуха столь забыта? Чем мы хуже? Почему мы не говорим о всех сожжённых псковских деревнях и лагерях смерти? Тот же «Дулаг-100» в Порхове мог бы стать подобным центром. Но куда нам, впору ставить памятники на глазах исчезающим деревням и зарастающим полям.     Вообще, проезжая по Беларуси (Великому княжеству Литовскому, Белой и Черной Руси – кому что ближе), впечатление такое, что здесь живут добрые люди, которым не отшибло память, чувство патриотизма и любовь к земле. А ещё в чести вера – в храмах и костелах полно молодёжи.   Вновь 6-я рота В Минске чего только стоит одна часовня на острове Слез с именами афганцев, поющими от ветра канатами и плачущим ангелом. У нас же только в храме Александра Невского есть «афганская» землица.     Другой пример – Собор Всех Святых, посвящен 10 миллионам белорусов, погибших в войнах, революциях и насильственных переселениях. В подцерковье – останки неизвестных солдат 1812 года, Первой и Второй мировых войн. А рядом ещё 400 ниш для знаковых сражений.     Так получилось, что у меня оказались три гильзы с землей с высоты 776,0 и памятника десантникам 6-й роты в Чечне. Капсулы эти я вёз в Брестскую крепость (и доставил), но одну из гильз, с дрожью в голосе, предложил устроителям. И она была принята!     По воле старца Мало кто из нас знает, но в Минске есть Свято-Елисаветинский монастырь. Возводиться он стал в том числе по благословению нашего старца Николая Залитского (Гурьянова). Размах миссионерской работы поражает. Ну где вы найдете в Пскове свисающие с купола храма невест разноцветные ленты, венки-кокошники и лодку в цветах на иконостасе. Ответ очевиден: здесь очень любят молодёжь, а она любит венчание.     И таких нестандартных ходов множество. Один раз ночевали в знаменитой Жировичской Свято-Успенской обители, в 6 утра встали на службу и поднимались по 28 ступенькам бывшего католического Крестовоздвиженского храма – к самой крыше и алтарю. Ощущение, что ты на небесах! Хотя мощи святых уже не на ступенях, а в отдельном ковчеге.       Очередь же к чудотворной иконе выстраивается с притвора. Но нам двери часто открывало слово «Псков». Оказывается, наш город и здесь в чести. К слову, семинаристы не только встречают странников, знают 7 языков, с успехом играют в футбол, имея своего «Месси», но и знают всё о наших Печорах.   Мистика и голоса Довелось побывать в Мире и Несвиже – в двух замках некоронованных королей Радзивиллов.     А ведь один из них, Иероним Радзивилл, заложил в 1649 году каменный собор в Себеже, сохранившийся по сей день. И мы побывали в святая святых.     Правда, как я ни старался, так и не нашел в замках портрета нашего себежского графа. Зато услышал рассказ о привидении – черной даме Барбаре Радзивилл и даже сфотографировал чей-то силуэт на лестнице и в зеркале.     Чувство восторга вызвала и церковь-крепость в Сынковичах с четырьмя готическими башнями и солнечными лучами в мозаичных окнах храма.        А вот мурашки по коже пробежали в другом месте – в Спасской усыпальнице последних владельцев замка Святополк-Мирских. Случилось это, когда наши странники во главе с матушкой Алевтиной из Палкино неожиданно для всех спели «упокой, Господи, души усопших раб Твоих». Думаю, почившие 100 лет назад души вмиг просветлели. Впрочем, мистики нам хватало – радуга над замком Несвижа, двойное солнце после отъезда из Елисаветинской обители (подобное я наблюдал лишь в Выбутах и Стоунхендже).   Угнали в полон Зато город Гродно буквально пригвоздил всех к месту. Тем, что напрямую связан с Псковом. Стефан Баторий хотел обустроить здесь столицу, в левом крыле кафедрального костела и сейчас висит его барельеф.   На другом берегу Не(ё)мана находится Борисоглебская (Коложская) православная церковь. Считается, что вокруг неё жили пленённые Витовтом жители псковского пригорода Коложе (что в 12 верстах от Опочки – О.К.). Крепость наша так и не возродилась. Впрочем, 11 тысяч угнанных в полон коложан, как уверена опочецкий краевед Марина Яковлева, выдумка поздних исследователей. Однако сам факт, что в городе есть коложский район и в храме открыто вспоминают о псковичах, говорит, на мой взгляд, о многом. Наши гиды (Ирина, Ольга, Татьяна) не раз признавались, что мечтают посетить Опочку и Псков. Даже если массового «исхода» коложан не было, сегодня это единственное место, где помнят о коложанах и исчезнувшем граде (последний 3 года назад вновь подвергся у нас разорению, теперь уже черных копателей). Я не удержался и взял-таки с собой кусок гранита у коложской церкви. Теперь обязательно свезу его в урочище Коложе. Пусть так, символически, но души наших предков вернутся на родину. Это вам и вера, и язычество, и символика.   Июнь 2017г. Псковичи у камня Давыду и Коложской церкви   Сын Довмонта и его город Ну, и самым главным событием стало посещение «могилы» Давыда Гарадзенского, родившегося в Пскове. Четверть века великий воин был комендантом (старостой) крепости в порубежном Гродно. Как и отец, не проиграл ни одной битвы, не единожды приходил на выручку псковитянам и всюду кинжальными рейдами разил тевтонцев. Убили Давыда не в бою, а исподтишка.     Домой его, согласно легенде, принесли на щите, насыпали много земли и похоронили вблизи Коложской церкви. Холм тот исчез, но у храма благодарные горожане поставили в 2003 году камень. Сейчас активно обсуждается вопрос установки памятника Давыду. Есть в его честь и улица. А вот мы напрочь забыли сына Довмонта.   Давыд, сын Довмонта. Фото автора из музея в Гродно   …А еще в Гродно жила именитая писательница Элиза Ожешко, чьи дальние родственники имели своё имение на себежской земле, под селом Томсино. И таких общих зарубок немало.     Впереди, в 2019 году, Ганза, но ведь это только часть нашей богатой истории. Были и другие союзы. Так почему бы не вспомнить, не протянуть первыми руку дружбы и предложить Гродно стать городом-побратимом?! Здесь и придумывать ничего не надо – все на поверхности. Почти не сомневаюсь, что чиновники найдут кучу разных «но»... Бог им судья.   Народная дипломатия Для меня же знаковыми стали не только камень от Коложской церкви и имя Давыда, но уникальные снимки послевоенного Гродно. Достались они от тетушки-себежанки Полины Павловны Николаевой, которая всю жизнь добром вспоминала горожан и дорогой ей Гродно. В начале 50-х она «служила» здесь с мужем-танкистом, фронтовиком (умершим позже от ядерного облучения на Семипалатинском полигоне). На память остались эти фото.   Вид на Гродно начала 50-х годов. Фото из архива автора   На них – католический Петропавловский костел (см. знак на фото под №2), мужской Бернардинский монастырь (3), а также уничтоженная женская обитель бернардинок (1). Сейчас это всё реликвии. И их я, уже и без всяких властей, пообещал переслать знакомым горожанам – как бесценную частичку нашей общей истории. Уверен, настала пора примирять древние земли и её героев. Олег КОНСТАНТИНОВ, Полоцк-Минск-Гродно-Брест


подпишитесь на нас в Дзен