Ходи шибче, резуха! Слава о нашей гармони, найденной в Порхове, прокатилась по России

Путешествуя по Псковщине, наш земляк Игорь Козельский нашёл старинную гармошку – знаменитую новоржевскую резуху, под которую наши прадеды и плакали, и пели, играли свадьбы и ломали скобаря. Гармошка эта и сейчас наделала много шуму. Её хотели забрать эстонские коллекционеры, но гармошку скобарь не отдал

Напомню, под Новый год Игорь принёс в редакцию гармонь с одной лишь просьбой: «Я хочу, чтобы про неё узнали, чтобы она не пылилась в музее, а жила бы и играла в добрых руках…» («Волшебник живёт в каждом из нас», № 1 от 2 января). Видно, желание парня было настолько сильно, что резуха произвела переполох, и не только в области. Невероятным образом слава о ней докатилась до Тулы, Санкт-Петербурга и Москвы...

Чтобы найти специалиста, который смог бы оценить нашу резуху, я обратилась с письмом в тульский музей «Гармони Деда Филимона», где среди многочисленных экспонатов представлена и сестрица нашей гармошки, тоже новоржевская резуха конца XIX века, только сработанная не «Дмитрием Тихомировым съ сыновьями», а другим мастером, Петром Егоровым. Но удивительно, что оба они из одной и той же нашей деревни – Косицкое Заполье.

Тула. Главный экспонат музея "Гармони деда Филимона"

Псков, ред. "КрЪ". Наша резуха: клеймо мастера

Вскоре после выхода материала про гармошку из Тулы пришёл ответ:          

 -  Недавно мы познакомились с человеком, который занимается как раз резухами, - сообщала Елена, сотрудник музея гармони. - Его зовут Павел…

Елена подсказала, как с ним связаться, что я и сделала. Павел Бижанов оказался жителем Москвы, исследователем народной музыки и инструментов. В посленовогодние дни он как раз путешествовал по России, собирая в экспедициях сведения о старинных гармошках и мастерах.

О находке нашего псковича ему рассказали сотрудники тульского музея гармони, куда он заехал, чтобы сделать фотографии старинных инструментов.  А 10 января снимки нашей резухи появились с подачи Павла в группе «Региональные гармоники. Тальянки» и на его страничке ВКонтакте с таким жизнеутверждающим комментарием: «Некоторые тут плачут, что резух нет, их не найти и всё такое...  А вот в газете «КурьерЪ» пишут обратное - резухи практически под ногами валяются. Правда,  в статье есть маленькие накладки».

Редактор "Курьера", Олег Константинов: "Эх, держитесь!"

Чтоб выяснить, какие это за «накладки», я сама позвонила Павлу Бижанову:

- Ваша статья вышла в печать 8 января, а 10 января я был как раз в  ваших псковских краях, а конкретно у Тамары Яковлевой в Пустошкинском краеведческом музее, где наводил справки о резухах. До этого я побывал в деревне Косицкое Заполье, которую не смог отыскать ваш читатель Игорь, который и нашёл гармошку.  Деревня эта жива! Более того, там живут потомки того самого Дмитрия Яковлевича, сработавшего вашу гармошку. Только они к этой профессии уже никакого отношения не имеют. Сохранился и дом, где жил и работал сам Дмитрий, но там сейчас живут дачники, а не потомки…

Уточнил Павел и ещё один важный момент. Мало кто из гармонистов, баянистов и аккордеонистов умеет играть на резухе. Это совершенно особенный, уникальный в своём роде инструмент, со своей техникой, звучанием и даже наигрышами.

- Мнение о том, что у резухи звук резкий и, якобы, ею разогревали народ перед кулачными боями, не совсем верно, - подчеркнул собеседник. - Да, она звучала на праздниках, но звук у неё вовсе не резкий. Скорее, наоборот, необычный, камерный. Можно сказать, домашний, когда бабушка рядышком с дедушкой. Среди наших энтузиастов есть питерские ребята, которые как раз играют на резухах честную, аутентичную крестьянскую музыку. В том числе и ваши, псковские наигрыши.

А если учесть, что снаружи, как видно на фотографиях, новоржевская резуха напоминает старинную церковную книгу, изукрашенную изящным мельхиоровым или латунным окладом-кружевом, то, может, и название имеет совершенно другую семантику – не от слова «резкая», а от слова «резная». Ведь каждый мастер подбирал для своей гармони наряд на свой лад, и по кружевной «рубашке» люди узнавали руку мастера. Недаром в народе про резуху говорят, что тому, кому посчастливилось приручить этот инструмент, ничего более в жизни не потребуется. Разве что простое житейское счастье!

Павел подкрепил своё слово и музыкой. Как звучит «Скобарь» и другие псковские наигрыши на нашей резухе,  я услышала вживую в аудиозаписях питерского ансамбля СКМ (Старинной крестьянской музыки) группы ВКонтакте «Традиционное исполнительство» https://vk.com/communityskm.

- И ещё  скажу вам напоследок, что игра на резухе очень деликатна и повредить её при умелом обращении практически невозможно, - заметил Павел. – Так что вашей «девочке» ещё жить да жить. Играть да играть!

Что касается игры, то питерские музыканты-энтузиасты регулярно отправляются в экспедиции по всей России, собирают наигрыши, мелодии, песни, частушки, делают видео и звукозаписи музыкантов, которые умеют играть на старинных инструментах. Ребята готовы приехать и к нам, в Псков, если только найдётся мастер, сумеющий вдохнуть в нашу резуху жизнь.

Поиски такого музыканта, накануне 8 марта,  привели меня в Псковскую музыкальную школу № 1 имени Римского-Корсакова. Там уже почти 60 лет преподаёт музыкант Владислав Фёдорович Голубев, потомственный гармонист. Пожалуй, нет такого инструмента, на котором бы не смог он сыграть. 

-  Надо бы увидеть, в руках подержать вашу резуху, - с живым интересом откликнулся на идею Владислав Фёдорович. – Давайте встречаться…

На том и договорились. Сейчас я очень надеюсь, что мечта Игоря, нынешнего хозяина гармошки, сбудется и на псковский День скобаря сам Бог велел нашей гармошке аккомпанировать знаменитым частушкам:
«Эх, гармонь моя, резуха,
Растянись во все басы.
Ах ты, Русь, тоска-тоскуха,
Нечем сеять полосы...»

И как тут не подхватить. Приглашаю и вас, дорогие наши читатели, на  праздник. Подробности в следующих номерах «Курьера. Но это будет…

Гизела Державин,

Псков - Тула – Москва – Санкт-Петербург - Пустошка

 



подпишитесь на нас в Дзен