Невероятно, но факт: клуб-паровоз и советская статуя Свободы – родом из города Дно!

Одни из самых больших и точных символов отечественной железной дороги были возведены в 1933 году на Псковщине. Сегодня Дно ассоциируется у нас с попыткой остановки царского поезда, вокзалом в духе сталинского ампира и строками поэта Самуила Маршака: «Хватились на станции Дно: Потеряно место одно…».

Но если вокзал увековечен на гербе города, то с остальными символами как-то не получается (к слову, дореволюционный вокзал был не хуже этого).Однако речь о другом: если не на весь мир, то на Россию-матушку железнодорожная столица Псковской области могла и может прославиться уникальным памятником советской поры. Просто все про него забыли.

Откуда ноги растут?
Огромную статую рабочего, стоящего в Дно на крыше со звездой в руках, нарисовал по памяти в 1958 году первый директор клуба имени Дзержинского Александр Васильевич КАЗАРИНОВ (см. фото 1). Впечатляет!
Коренные дновцы знают, что на месте послевоенного ДК с колоннами находился куда более мощный клуб.
А потому мы с краеведом Сергеем ЕГОРОВЫМ решили узнать, откуда ноги растут. Не сказка ли это?
Сначала собрали воедино все старые фото (благо их у моего друга море). Глянули – ничего особенного: огромное, угловатое здание, плюс на отлёте пара корпусов (см. фото 2).

Но это первый взгляд.
Копнули дальше... Эврика! Перед нами снимки, сделанные фрицами во время Великой Отечественной войны. На одном - памятник Сталину (оккупанты снесут ему голову и заменят мордой лося). Но зато на заднем плане – искомая статуя со звездой (см. фото 3).

Значит, прав был Казаринов! Но что-то не клеилось...
Не мог, по всем законам физики, устоять столь мощный памятник на крыше. Рухнул бы… Так и есть, при увеличении на компьютере фотографий увидели, что метким взглядом фотографа труба «приклеена» к стене клуба – чтобы общий вид не портила! Стало понятно: архитектору также надо было закрыть эту «трубу-кочегарку», вот и воздвигли памятник рабочего в виде чеканки или барельефа.
При этом, с точки зрения пожарной безопасности, горячей трубы и розы ветров, фигура рабочего была выполнена явно не из фанеры, а металла. В итоге получилось монументально. А сама статуя будто парит над зданием.

Размеры, однако…
Следом, благодаря посетителям у входа, удалось определить пропорции. Сегодня можно говорить, что высота от земли до основания статуи - метров 6-8. Сама труба точно такого же размера, плюс ещё метра 2,5 до кончика звезды.
В итоге получается, что с постаментом дновская статуя Свободы была высотой с 5-этажный дом. А это уже метров 15-18. Согласитесь, внушительно!
У нас с Сергеем невольно возникла параллель с американской статуей Свободы. Только та в 7 раз больше, но ведь и Дно – не Америка.

А где же паровоз?
– Нет, я не помню памятников Сталину и рабочему, – признался нам дновец и кроссвордист Виктор МАХОВ, 1932 года рождения. – Знаю, что старый клуб был в разы больше этого. Хорошо помню 1939 год. Тогда отец мой, Борис Александрович, привёл меня в клуб на детскую сказку Пушкина, с которой выступали артисты ленинградского театра. Первое, что увидел – огромное чучело медведя с подносом (в читальном зале библиотеки на самом деле находился спецуголок охотника с чучелами диких животных, – авт.). Был в клубе ещё и буфет. Мы зашли туда, отец с другом съели по бутерброду, выпили по стопке водки, а мне купили вкусный пряник и лимонад.
После этих слов мы просверлили взглядами клуб, словно пытаясь увидеть тот самый буфет, рюмку водки, медведя и голову лося. Не смогли. Зато Сергей отчётливо разглядел в торце главного здания важный знак.
– Смотри, красная звезда, как на паровозе! – сказал он.
– Глянь выше и правее – это ведь сам паровоз! – воскликнул я.
Стало ясно, перед нами огромный клуб-паровоз. Выполнен он неизвестным пока архитектором в стиле модного тогда конструктивизма. Настоящий «Малевич» сработал, только в камне.
– Даже отбойник впереди паровоза продуман, – заметил Сергей.
Роль отбойника (метельника) выполнял коридор клуба. Вместо прожектора – выступ из кирпичей. А выше, где-то на 7-м этаже, находилась будка машиниста. Посмотрите на снимок паровоза (см. фото 4), и вы с нами согласитесь.

Сама Уланова…
Выходит, дновцы чуть ли не первыми в стране возвели в кирпиче 25-метровый паровоз. А может, были и впереди Европы всей. Позже я нашёл в сети Интернет дома-паровозы 30-х годов: в Москве на Новой Басманной конструктивиста Ивана Фомина, здание ж/д вокзала в Новосибирске архитектора Андрея Крячкова и бывшую Фабрику-кухню в Минске Андреса Грубера.


Но только дновский клуб является точной копией паровоза. А если посмотреть слева, с высоты бывшего завода «Керамит», то и огромная труба будет к месту. Да и два остальных здания (дортехшкола) не что иное, как вагоны на соседних путях.
Сергей Егоров дополнил, что в самом здании были два зала (большой с балконом и малый), вращающаяся сцена, оркестровая яма, киноэкран поднимался под самую крышу кабины паровоза. К этому прибавьте мраморный фонтан за клубом, памятник Сталину. Плюс джаз-оркестр, духовой оркестр под руководством питерского музыканта и баритониста Семёновского полка Александра Петровича Андрианова (его внук – Почётный гражданин Дно Олег Фуфаев продолжал дело деда до 2009 г.), симфонический оркестр (худрук и дирижёр А. В. Качановский), оркестр народных инструментов, ансамбль песни и пляски, драматический кружок и опера, состоящая в основном из приезжих артистов (режиссёр Александр Павлович Брусенцов из Питера). Ну, а на вращающейся сцене танцевала на гастролях несравненная Галина УЛАНОВА.


Впрочем, и сейчас, с точки зрения культуры, даже с учётом секвестров, у дновцев и железнодорожников какая-то собственная гордость... Есть откуда. Нам же с вами остаётся только сожалеть, что в конце войны фашисты взорвали этот уникальный клуб-паровоз эпохи конструктивизма.

Слабо повторить?
К слову, о паровозах-памятниках. В 1994 году власти английского Дарлингтона открыли кирпичную 7-метровую скульптуру знакового паровоза Mallard Mall, установившего рекорд скорости 200 км/ч. Даже спустя 25 лет – это любимое место у горожан и туристов.
Быть может, нашим креативным железнодорожным властям следует тряхнуть стариной и открыть уменьшенную дновскую копию клуба-паровоза в сквере ж/д вокзала. Естественно, вместе с дновской статуей Свободы! Согласитесь, это было бы не менее притягательной точкой для пассажиров поездов и гостей города.
Потом, глядишь, и царская доска с часовней и памятником Николаю II на вокзале в Дно появятся. Благо место стоянки поезда в 1917 году мы с Сергеем установили давно. Вот вам и новые символы. Жаль, что это пока никому не надо.

Олег КОНСТАНТИНОВ,
Дно - Псков
Фото из коллекции Сергея ЕГОРОВА



подпишитесь на нас в Дзен