Старорусский тракт: Буриги – от святой Марии до камня желаний и могил с турками

ОТ АВТОРА: сюда бы туристов возить. И надо-то всего – довести до ума грунтовую дорогу и облагородить некрополи, булыжную мостовую и фундаменты больничных корпусов... Словом, все, что связано с Марией Дондуковой-Корсаковой, которую при жизни в народе считали святой. Но не будем забегать вперёд. Наш десант, поддержанный в прошлом году губернатором, смог извлечь на свет божий такие забытые места, как опочецко-себежский тракт времен Ливонской войны, а в этом – приграничное Синозерье с его былями о дипломате Львове, Пушкине, французах и убитых Петропавловских храмах. И вот мы на другом краю области – Старорусском военном тракте. Неделю назад (№43) рассказали про Полоное, скорбящую полончанку и возведенный селянами во дворце чудесный храм. А ещё про исчезающий некрополь и перенесённое надгробие генерала Александра Дондукова-Корсакова... Не секрет, что Порховский уезд считается в нашей области Меккой дворянских усадеб, в таком случае Полоное могло бы быть одной из её столиц. Жаль, что мы это ещё не осознали. Но всё не столь пессимистично. Встреча с Ольгой Буриги. Впервые я побывал здесь в 2003 году с отцом Олегом Тэором из храма Александра Невского. К счастью, успел заснять руины Троицкой церкви, надгробия и невиданную часовню-колоколенку. Автодесант-2015 подарил нам встречу с удивительным человеком Ольгой Ивановой. Как оказалось, она стоит у истоков спасения Буриг – могилы святой Марии, установки креста и возведении храма. Все предки Ольги отсюда родом. Здесь и её дети, которые сами попросились на землю фермерствовать. Ольга же работает в администрации, но на чиновницу не похожа, поскольку общается со всеми на одной волне. – Старорусский тракт существует лишь номинально, – призналась собеседница. – Дороги от Буриг до Полоное давно нет. Нет и таких деревень, как Ровно, Вязищи. Поэтому и хочется сохранить свое, буригское.   Мстислав – герой Кавказа Из того, что зацепило душу – могила 22-летнего Славы Корсакова. Жизнь дворянина уместилась в 11 строках. Зато каких: «Мстислав Петрович Корсаков – поручик Кабардинского егерского князя Чернышёва полка. Родился в 1830 году 6 мая, был ранен в левый бок пониже сердца в деле с горцами под Роштою 1832 года 18 января около 2 часов пополудни. Скончался 21 января, в понедельник, в 5 часов утра, в крепости под Урус-Мартаном». Кто бы знал в XIX веке, что таких парней у нас будет тысячи. Что его некрополь в Буригах можно считать лучшим памятником погибшим русичам во всех кавказских войнах. Но это уже так, мысли вслух. Что касается могилы героя, то здесь целая история.– Сперва склеп был вскрыт в 50-годах через подкоп сбоку, останки осквернены, а из голубого металлического гроба вытащен клинок, – рассказала нам Ольга Иванова. – Но воровство на родине Марии не идет во благо. Обладатель клинка ушел продавать его и навсегда сгинул. В 90-х годах, когда чистили зимой дорогу, надгробие Корсакова сдвинули трактором на 5-7 метров. Но склеп устоял! Про судьбу тракториста, правда, не знаю.   Ландыши Марии В 2003 году мы не смогли найти могилы Марии Дондуковой-Корсаковой. Однако сейчас выяснили, надгробие её даже сфотографировали.– По словам моей мамы, Валентины Борисовны Павловой, на месте погребения всегда цвели ландыши, по ним и нашли, – подчеркнула нам Ольга. – Ни один камень с рушащейся церкви на них не упал. Вообще, в Буригах много мистики и чудес – кому как угодно. Вместо убитой церкви планировалась часовня. Но уже со взгорка, как только мы подъехали к селу, нам предстал чудный храм. – Просто так батюшка решил, увидев это благодатное место, – ответила на наш вопрос Ольга.Возводится церковь местными жителями и дачниками, а также с божьей помощью благотворительницы из Питера, чьи предки родом со Старорусского тракта нашли здесь последний приют. Не остаются в стороне, как призналась собеседница, глава Полонской волости Анатолий Гаврилов и глава района Виктор Степанов. Липовая аллея идеально убрана, на могиле Марии появилась мемориальная табличка, а за деревьями вознесся холм-голгофа из кирпичной рухнувшей церкви. – Мы думаем поставить сверху поклонный крест, а у подножия камень, – призналась нам Ольга, показывая буригские изменения. – Вы, наверное, не знаете, но вдоль аллеи шла булыжная мостовая с булыжным тротуаром, а на той, высокой стороне Полонки была барская дорожка с беседкой. Там и сейчас розовые кусты. Прибавьте красивейший дом общины Марии Магдалины, две больницы, построенные княжной Марией, и вы поймете, что это Богом данное место.Пару слов о холме-голгофе. В возрождаемой Никандровой пустыни я мечтал о подобном памятнике убиенной эпохе. Не сбылось. Кирпичи ушли на дорогу к источнику. И вдруг такое чудо… Честно скажу, от подобных совпадений и взгляда на холм по телу пробежали мурашки.   Больницы общины Как нам сказали, одна больница стояла рядом с дорогой. В ней с 1944 года размещался медпункт, заведующей долгие годы была Мария Петровна Крючкова, а последней санитаркой – Татьяна Сергеевна Сергеева. Медпункт закрыли в середине 80-х и отдали под жильё семьям Тищенко, Максимовым, Ершовым. Ныне от больницы остался фундамент и деревья.Община просуществовала года так до 24-го, а потом в красивый двухэтажный дом с балконом вселили коммуну. После войны в уже одноэтажном здании размещались правление колхоза, библиотека и клуб. Опустевший дом в 80-е годы местные ухари спалили. Известно даже кто. Не повезло и человеку, который начал потом возводить на этом месте огромный фундамент из бетона под свои хоромы. Говорят, тоже исчез в никуда.И вторая больница для больных сифилисом (у кладбища) пережила войну. Внутри было три квартиры, в одной жила семья Беспаловых. Сейчас вокруг – лебеда и ракита.К слову, нашей Ольге предлагали перенести оставшиеся на старом кладбище надгробия к новой церкви, но умная женщина отказалась ворошить прах предков. Просто очистили плиты, вырубили кусты и намерены возвести здесь снова рухнувшую часовню-колоколенку. Так что наши фотографии пришлись кстати. Разве это случайность?А еще вокруг много валунов. Ольга, улыбнувшись, сказав, что Буриги могут считаться столицей милосердия и камней. Три из них огроменные. Существует поверье, что один принимает дары и исполняет желания. Люди почему-то всегда любят у него фотографироваться. Скажу честно, камень тот со ступенькой показался и нам энергетически сильным. От язычества до православия здесь рукой подать. Но и это наша история! Исповедь Екатерины Одной из задач автодесанта было не только найти место больницы (это сделали без нас), но и проверить быль о пребывании в Буригах… турок. Да-да, не удивляйтесь. Я и сам не поверил, когда услышал Екатерину КОМКОВУ (1911-2004), проживавшую на Старорусском тракте в деревне Дуброво Дновского района. К слову, именно Екатерина Григорьевна пролила мне свет на тайный монашеский скит в Гористе (Горах Святых), где несли свой крест после войны инокини Рдейской и Гледенской (Великий Устюг) обителей («КрЪ», №12). Среди рассказов, записанных мною у потрескивавшей березовыми дровами русской печи, есть такой.– Помню, церква была в Старых Буригах, – призналась бабушка Катя. – Ещё маленькой я ходила в неё с мамой на службу. Красивая церква, хотя и не такая большая, как в Гористе. Я попросил вспомнить что-нибудь необыкновенное.– Мама рассказывала, а ей бабка, что между Новыми и Старыми Буригами у дороги росли огромные кусты диких роз, я и сама их помню, – продолжила свой рассказ бабуля моей супруги. – Под теми кустами лежит много-премного турок. Война тогда с ними была. Зима очень уж лютая стояла. Мёрзли они один за другим. А розы те каждое лето сильно цветут, словно это души усопших.   Народная память Когда я услышал, то не поверил. Откуда у нас турки? Путает бабуля. Шведы были, поляки были. Но спорить не стал. Нет уж моей любимой собеседницы. Но я был в шоке, когда узнал, что Буриги точно связаны с турецкой войной. Через Дондуковых-Корсаковых! Сестра милосердия Мария находилась на Балканах, а её брат – генерал Александр – командовал отрядом, потом и всей армией в Болгарии. В 1878 году 10 тысяч пленных отправили в Россию. Не надо иметь семь пядей во лбу: в Буригах пленные были однозначно! К тому же общеизвестно, что чуть раньше в Порхове жили пленные горцы во главе с Атабаем – главой Малой Чечни и Аргунского округа. Дорожка была проторена. Ну, а память народная передается из поколения в поколение 200-300 лет. Здесь всего-то 150.   Первые находки Помнят ли буригцы о турках? Первая реакция – нет. Но потом, когда наша Ольга расспросила народ подробнее (в Буриги мы приезжали дважды), дело сдвинулось. Сперва Евгений Владимирович Васильев вспомнил про кусты роз на краю поля, потом Валентина Борисовна Павлова – про шиповник у коровника. Ещё и ещё… И всё надо было проверить. Беда в том, что тракт на Новые Буриги перепахан с советских времен. Осталась тракторная колея. По ней мы и рванули с Костей Буевичем, Сергеем Рабовичем, Ольгой Ивановой. Как оказалось, тракт раньше был каменный, проходил на пару метров выше колеи, ну, а шиповника пруд пруди. Получалось, как с французами в Синозерье: искать надо иголку в стоге сена, зная лишь то, что она точно есть.Чего мы там не нашли: подковы и пешню, обломки гусениц и кольца с оси телег, подседёлок и ящики для таинственных стержней. Каменную круглую кошару и сломанные безделушки. В отчаянии я даже ушел на тракт и втайне попросил помощи у княжны Марии: мол, помоги, дай знак. Не знаю как объяснить, но удача вскоре пришла.   А труп-то старый! Ольга Иванова рассказала, что в году 2007-м они с тетушкой Анной Тариловой собирали в карьере землянику и нашли «скрюченного человека». – Подумали, что труп криминальный, вызвали милицию, та сняла показания и забрала кости, – призналась Ольга. – На этом всё и закончилось. Больше мы сюда не ходили.Эврика! Сомнений нет. Искать надо именно здесь. Это подтверждал и рассказ Екатерины Комковой – дорога на Новые Буриги рядом, только кусты роз обвалились в карьер (50 на 70 метров), но прямо над останками росла сирень.Вы не поверите, но на песке нам стали попадаться человеческие кости, они вереницей шли вверх, к краю обрыва. Раньше строители в 70-х годах вывозили отсюда песок с гравием. Место солнечное, трава выгорает – эдакая природная зона для консервации. Но металлоискатель поразительным образом молчал (потом поняли почему – ред.). Ольга же вновь увидела на вершине торчащую кость. К делу подключились поисковики Центра воинской славы Псковской области. И это походило на работу хирургов. Костя с Сергеем без проблем определили, что захоронение вертикальное. В нём – останки двух сидящих людей. Таких же, как и обнаруженный Ольгой скрюченный труп. Как нам пояснили, просто от времени голова спрессовалась с ногами. Было ясно – это звенья одной цепи. Найденные челюсти говорили: перед нами парень лет 25-ти и очень пожилой мужчина. – Судя по разбросу костей, их здесь множество, – заявил вслух Буевич. – Часть останков явно вывезена с песком. Хорошую сохранность связываю с песчаным грунтом. Захоронение мусульманское, не криминальное, не времен войны. Так что нельзя исключать версию с турками, хотя здесь слово за криминалистами.Ольга рассказала, что метрах в пяти от останков до и после войны стоял дом Лацисов, а они точно не стали бы возводить его на костях. Ну, а в лихую годину здесь никого не расстреливали. Захоронение – в 20 метрах от ограды кладбища. Значит, упокоены здесь не православные и не самоубийцы, о чём говорит ритуал погребения. Кстати, когда мы рассказали о костях селянам, те не удивились, мол, дети часто находили по краям карьера черепа и бегали с ними. Сегодня можно говорить как минимум о четырех обнаруженных общими усилиями останках турок. Дальше мы просто не стали рыть. Если скептики спросят: где же пуговицы, вещи? Отвечу: их и не должно и быть! Цитирую FB.ru («Обычаи и традиции мусульман»): «Законы шариата запрещают хоронить мусульман в одежде. Это делается в одном саване. Узлы развязывают непосредственно перед тем, как тело начинают опускать в могилу. Обязательно ногами вниз (в чем пришли, в том и уходят, – ред.). Почему сидя? Это связано с определенными представлениями о загробной жизни. Мусульмане считают, что после смерти физического тела душа остается в нем до передачи её Ангелом смерти Ангелу рая, который подготовит её к вечной жизни».   Эпилог Мы бережно собрали в мешок останки пленных воинов и положили в надежное место. Хочется верить, что псковские криминалисты помогут нам определить хотя бы век. Если XIX, то можно ставить вопрос перед властями области о тщательном исследовании карьера и должном перезахоронении.Но даже если этого не будет, то, как мы решили с Ольгой, в рамках миссионерских традиций, заложенных княжной Марией в Буригах, над холмом всё равно должен появиться знак – как дань памяти о погибших воинах. Пусть и чужих. Помощники, верим, найдутся. Установили же порховчане в дни нашего автодесанта стелу шестерым нашим военным диверсантам, которых обнаружили в 90-е годы завернутыми в парашют в одном из буригских сараев.– В любом случае и эти косточки на обрыве дали нам знать о себе, когда сами того захотели, – подчеркнула мудрая Ольга Всеволодовна Иванова. – Просто время пришло, чтобы не исчезли они здесь бесследно!ОТ РЕДАКЦИИ: в 2013 году в Госдуме было принято соглашение между правительством РФ и Турции «О местах российских захоронений на территории Турецкой Республики и турецких на территории Российской Федерации» (№ 339543-6). О должном их обустройстве! Может быть, безвестные пленные турки вместе с нашей княжной Марией как раз и захотели, чтобы наши и турецкие соотечественники обо всём узнали. Ведь ничто так не сближает народы, как память о воинах-предках.   Легенда века творит чудеса Княжна Мария при жизни считалась святой. Да и кто ещё мог пройти до передовой 300 верст, отправиться в архангельскую глушь к каторжанке, требовать посадить себя в тюрьму и дарить зимой свою одежду нищим... Пожелание сбылось! О Марии Дондуковой-Корсаковой я узнала от актрисы Псковского драмтеатра Инги Цирпонс, чей очерк был опубликован Олегом Константиновым в «Новостях Пскова» (31 января 2002 г.): «В 80-е годы наш Псковский театр каждое лето выезжал на гастроли. Однажды мы приехали в село Полоное. На огромной лужайке, освященной солнцем, были разбросаны мраморные надгробные плиты – остатки родового склепа Дондуковых-Корсаковых. Здесь же играли деревенские ребятишки. «Кто это сделал?» – спросила я. «Конечно, не мы, а взрослые!» – ответили дети... В конце очерка автор задалась вопросом: «Почему легенда века Мария предана забвению?»Побывав в Буригах, могу сказать: уже не предана! Надо только чаще заглядывать сюда и поддержать подвижников.   Чудеса исцеления Окрестили княжну в Покровской церкви села Кярово Гдовского уезда в октябре 1827 года – через неделю после рождение в Верхолянах. Была она 6-м (из десяти) ребенком в семье камергера высочайшего двора, позже вице-президента Академии наук Михаила Александровича Корсакова и Марии Никитичны Дондуковой-Корсаковой, передавшей мужу княжеский титул.В юности Мария помогала матери в устроение приютов. Отец добился в 1846 году строительства церкви в селе Глубоком Опочецкого уезда (знатному роду принадлежали Полоное, Александрово, Буриги…). Все сестры княжны удачно вышли замуж. Но у неба, видимо, были другие планы на Марию. В 16 лет болезнь позвоночника приковала княжну к постели. Врачи отчаялись. Но через 5 лет в Петербурге случилось чудо. Его связывают с иконой Казанской Богоматери в том же соборе. Княжна исцелилась и посвятила себя людям.   Больницы для народа В 1851 году в селе Полоное княжна организовала один из первых в России военных госпиталей. В начале Крымской войны Мария добилась разрешения у Николая I, выехала за 300 верст с госпиталем на Дунай и служила, пока не была ранена в голову. Всё завещанное состояние деда жертвовала на больницы, фельдшерские пункты, детские школы в Порховском и Опочецком уездах (сохранилась только в Артюхово). Мария организовала около 10 школ, а в селе Глубоком преобразовала в училище с общежитием. Родители получали вознаграждение, дети – полное содержание, самых талантливых учила дальше. Но венцом, с сентября 1862 года, стала первая в России община деревенских сестер милосердия Святой Марии Магдалины в Буригах. Главная миссия – бесплатная медицинская помощь крестьянам, обеспечение лекарствами, обучение грамоте, духовности и борьба с суевериями. В 1870-х годах она открыла больницу для женщин и детей больных сифилисом, где трудилась вместе с крестьянками.Во время русско-турецкой войны 1877-78 годах Мария вместе с сестрами милосердия своей общины служила в госпитале на Балканах. Здесь воевал и её брат Александр Дондуков-Корсаков, который после восшествия на престол Александра II стал императорским комиссаром Болгарии и главнокомандующим всеми войсками.Не тогда ли и были направлены в Буриги пленные турки? И это вполне логично.   Святая при жизни Бесстрашная княжна посещала убийц, проституток и бродяг. Её пускали в закрытые тюрьмы, а она строила там церкви, не боялась хлопотать за приговоренных к смерти. Верила, даже отъявленные преступники имеют право на божие милосердие. Жизнь её была полна поисков и духовных метаний. Но Мария отличалась религиозной терпимостью, не обходила иноверцев и открытых атеистов. Нет сомнений, что и пленные турки, которые были в Буригах, не притеснялись в своём вероисповедании. Княжна отказывала себе во всём: ездила только в вагонах 3-го класса (железная дорога на Псков и Дно и сейчас проходит вблизи Буриг, – ред.). Все свое имущество Мария отдала общине, а наследство родных дарила бедным. Одни назовут княжну странной, другие – не от мира сего, третьи святой. Но согласитесь, в её жизни было столько любови к людям, что повторить этот путь вряд ли кто рискнёт. Праведница умерла в Петербурге 15 сентября 1909 года на 82 году жизни. Захоронена в Буригах в ограде церкви при основанной ей общине. Могила была утрачена, но обретена благодаря явленному нам чуду ландышей. Говорят, святая Мария и сейчас исполняет желания. Те же могилы турок в Буригах мы нашли не без её участия. Жизненный девиз праведницы звучал так: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите». Так хочется добавить: и за это вам воздастся! Материалы подготовили Олег КОНСТАНТИНОВ и Наталья ГНУТОВА, Порхов-Буриги


подпишитесь на нас в Дзен