Тайный подвиг монахинь из Рдеи

Историческая сенсация: журналисту «Курьера» удалось обнаружить в Горах Святых Дновского района послевоенный скит и чудотворную икону, уникальные снимки и книжку-помянник с именами 150 сестер старорусской и вологодской обителей. Все эти святыни спасли наши рдейские монахини, как оказалось, совершившие в начале XX века великий исход в Великий Устюг и обратно.   ОТ АВТОРА: в закрытой вологодской обители ещё в 2008 году побывал президент Владимир Путин. Говорят, восторгался резным спасенным иконостасом. Но я уверен, он даже представить не мог, что наследницы совершили куда больший подвиг во имя далекой Рдеи, Локни и Гористы. Этой весной состоялась уже 14-я экспедиция экстремалов в знаменитый Рдейский монастырь. Грешным делом, я думал, что уже всё о нём знаю, ан нет… Храм и фотографии – Что ты все по чужим краям мотаешься, – сказала мне в сердцах Надежда СОКОЛОВА, землячка и библиотекарь из Дно. – Хоть бы в нашу Гористу заглянул, совсем храм рушится, а помочь некому. На том и порешили, я привез архивы про Старорусский тракт, про усадьбу Спиридонова, про бывавших здесь внука Багратиона и атамана Краснова. Но все это оказались цветочки в сравнении с тем, что принесли Надежда Соколова и Жанна Михайлова. Это были три десятка фотографий, грамот и открыток монахинь из Гористы и 100-летнего батюшки Кронида ЯХОНТОВА. Как выяснилось, сестры жили у него при храме в тайном скиту после войны. Больше всего поразили снимки послушниц на фоне иконостаса и неизвестный мне монастырь. Увы, всё – без записей. Лишь на одном указано, что «Храм снят для сестриц на берегу вологодской реки Сухоны, 1954 г.». Это дало направление поиска. То, что узнал дальше, повергло в шок. Город оказался Великим Устюгом, монастырь – Гледенским. Далее черным по белому написано: «В 1911 году сюда вместе с ушедшей на покой 68-летней игуменьей Рипсимией приехали 20 послушниц из Рдейской обители восстанавливать новый женский монастырь». В 1916 году их было уже 50. Дальнейшая судьба Гледенского монастыря, особенно с 1918-го по 1925 год, была сплошной борьбой за спасение святого места. Благодаря вологодским исследователям (О. Зенковой, Ю. Бестужевой) мне удалось собрать воедино список из 30 монахинь (говорят, их было за 80). После закрытия многие, как подчеркивали великоустюжцы, уехали на родину (читай – в Рдею). Пятеро из них стали новомучениками (трое с Рдейской земли – ред.), судьба остальных покрыта для вологжан тайной. Известно, что Рдейская обитель закрыта в 1932 году, значит, можно предположить, что домой монахини заглянули, но потом куда-то перебралась.     Скит в Горах Святых Одним из таковых мест и была Гориста, в летописном варианте – Горы Святые. Удивительно, но у меня сохранилась диктофонная запись начала 2000-х годов, на которой 90-летняя Екатерина КОМКОВА называла всех монахинь поименно: «Помнится, отец Кронид просил похоронить себя в 1983 году за алтарем, вместе со своими сослужителями, монахинями: Катериной, Лукерьей, Матрёшей, Марией и Ольгой. Это только те, которых я знаю». Именно им и принадлежали обнаруженные фотографии из Устюга, берегов Тотьмы, Пскова и Новгорода. Я рассказал дновцам о вологодской и гористенской Голгофе рдейских монахинь. И Надежда Соколова после минутной паузы меня шокировала еще больше… – То-то у нас в храме есть икона с закрытыми глазами Феодосия Тотемского. Я всё время гадала, откуда она. Теперь ясно, это наши монахини, Екатерина Ильинична, Матрёша и Мария Григорьевна, её спасли. Она ведь мироточивая и исцеляет от глазных болезней. В последнее я вдаваться не стал, но узнал, что сохранились две книжки с поминаниями Евдокии Ивановой и Екатерины Колосовой, записанные перьевой ручкой. В одной имена 98 (!) послушниц и священства, в другой – 57. Нет сомнений – из Рдейского и Гледенского монастырей. Причем с именами настоятельниц Евсевии и Рипсимии (см. фото). Это ли не духовный подвиг живших в Гористе монахинь! Спасали… в Локне Среди снимков был и вид храма с взорванной главкой. И вновь «случайность». Заглянувшая в газету подвижница и библиотекарь Татьяна Лединина, не моргнув глазом, сказала – это же Локня! Звонок местному батюшке Рафаилу расставил всё по своим местам. – Лет 20 назад старики мне рассказывали, что в годы войны у нас жили и спасали храм монахини, – подчеркнул собеседник. – Несколько из них здесь и погребены. С собой они привезли Старорусскую (Тихвинскую) икону Божией Матери, но воры её потом украли. Куда уехали остальные монахини, никто не знал. Теперь понимаю – к вам, в Гористу, и тоже со спасенной иконой. Невероятная история. «Совпадения» К слову, Локня – последняя остановка по дороге на Холм и Рдею. А ещё на прошлой неделе из Гористы мне привезли другой монашеский снимок. На нем – четыре послушницы и настоятельница Рипсимия. Уверен, фото из Рдейского монастыря (видны кусок стены и крыльца). Так что счет «совпадениям» не прекращается. И это только начало. Чем не общий повод для губернаторов трех областей (Новгородской, Псковской и Вологодской) пригласить президента Путина после Гледенского монастыря в Рдейскую обитель, Локню и Горы Святые? Согласитесь, такие чудеса бывают нечасто. Да, в эту Рдейскую экспедицию я взял с собой 100-летний снимок монашек и копию иконы Феодосия Тотемского. Сами того не подозревая, мы исполнили пророчество старца, завещавшего читать после его смерти акафист по ВСЕМ усопшим. Именно это и сделал Андрей Таскаев, вспомнив все спасенные монахинями имена сестер и родственников (см. на сайте). Но об этом «совпадении» мы узнали позже. Исповедь СКИТальцев Из воспоминаний Екатерины КОМКОВОЙ, жительницы деревни Дуброво Дновского района, умерла на 94-м году жизни: «Отец Кронид в Гористу приехал после войны. Катя, Матреша, Ольга, Лукерья и Мария – из разогнанного монастыря. Какого – не знаю. Про батюшку говорили так: «Мы съездили к нему: возьмет ли он нас, потому как раньше его знали. Он и взял. Мы ведь с детства, с 7 годов, служим в храме, замуж не выходили». Матрёша умёрла, когда ей было около 100 лет. Попросила вывести из дома, села на крылечке, помолилась на алтарь храма и отошла ко Господу. Помнится, когда её спрашивали: «Кто, Матрёша, тебе пол дома моет?» Она вставала и показала рукой на божницу: «Вот кто мне пол моет! Топчите. Умру, у меня добра нет. Ничего мне не надо. Не хочу наживать, чтобы никто не ругался. Пусть меня схоронят такой, какая есть». И отец Кронид схоронил её богато (по монашескому обряду). А Мария Григорьевна (Востропятова), ласково говорила мне: «Я – Григорьевна и ты – Григорьевна», а ещё добавляла: «Сейчас пост, бабоньки, ешьте то, что душа принимает. Я же выпью стакан кипятку за вас и пойду на службу – это мне и пост». Нашу Катерину (Колосову) мы звали Матушкой, – призналась в заключение бубуля. – В церквы теперь таких, как они и отец Кронид, больше нет. Матушка не раз повторяла: «Ты смотри, Катеринушка, свой день Ангела не пропусти, надо обязательно в этот день причаститься, так Господу угодно». А перед смертью прощения у всех просила: «Спасибо вам, люди добрые, спасибо. Может, кого обижала, словом, конечно, простите меня. Я прожила много лет на земле, видно, время пришло. Простите меня». Подготовил Олег КОНСТАНТИНОВ, Псков-Гористо   ОТ АВТОРА: теперь мне ясно, Катерина была последней настоятельницей тайного скита в Гористе. А ещё моей собеседнице на всю жизнь запомнились слова старца Кронида (ЯХОНТОВА), прожившего 102 года: «От еды никогда не помрешь, а умрешь от болезней. Поменьше лоб бей (дома и в церкви) об пол, а побольше добра делай. Добра побольше делай, и кто-то за тебя помолится!»     На фото: 1 Великий Устюг. Гледенсий монастырь. Монахини обители на фоне резного иконостаса. Условно 1915 год. 2 Великий Устюг. Гледенский монастырь. Путин на фоне резного иконостаса XVIII века. 2008 год. 3 Троице-Гледенский монастырь. Дореволюционное фото из архива матушки Екатерины Колосовой (обнаружено в д. Гориста(о)). 4 Екатерина Колосова в 1930годы и в 1960годы. 5 Икона Феодисия Тотемского и имена настоятельниц и монахинь из Книжки-помянника Евдокии Ивановой. 6 Преображенский храм в Локне. Условно: 1945-46. Фото из архива гористенских монахинь. 7 Екатерина Комкова, назвала имена рдейских монахинь; Гориста: место погребения старца Кронида и рдейско-гледенских монахинь. 8 Гориста, протоиерей Кронид Яхонтов (1960-77гг) и настоятельница Рдейского монастыря Рипсимия с послушницами и входа в обитель (условно 1901-11гг). 9 Книжка-поминовение Екатерины Колосовой (обнаружено в д. Гориста(о)). 10 Книжка-поминовение Евдокии Ивановой (обнаружено в д. Гориста(о)).       Приложение №1 Монахини и священники Свято-Троицкого Гледенского монастыря (прибыли из Рдейской обители). Составлено автором на основе материалов вологодских ученых, а так же из воспоминаний прихожан Горстенской Преображенской церкви Дновского района. 1.+ РИПСИМИЯ (Мавра Тимофеевна Ионичева, по другим данным Андреева294), игуменья Рдейской обители(1901-1911), игуменья Гледенского монастыря(1912-1918(25)). 2.+ Серафима (Мария Константиновна Бистерфельд), казначей (г.р.1857?), осталась верна своей "непродажной совести" (её собственное выражение -О.Б. Зенкова, .): Ю. А. Бестужева в графах "Отношение к декрету об отделении церкви от государства" и "Отношение к Советской власти" написала: ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ. 3.+Александра Хохлова, 4. +Александра Чайникова, 5. +Александра Блинова, жила в Устюге в 1929г. 6.+Александра Кузьминична Спиридонова, нововученики и исповедники, 7. +Александр Николаевич Углецкий, новомученики, секретарь-священник, протоиерей арестован в концлагерь 8. + Агния Виноградова, 9.+Анна Осиповна Осипова, новомученики, монахиня, род. 1878 д. Жуково Новгородской губернии, из крестьян. 10.+Анна Козлова, 11. +Анна Ионичева, родственница игуменьи, 18 сентября 1925годаездила в ВЦИК 12.+Анна Шаверина, 13.+Глафира Шаверина, "две ярые фанатички", 14.+Дарья Павлова, 15. +Дарья Тихо(а)нова, 16.+Евдокия Тимофеева, 17.+Евдокия Иванова, Дно, Гористо, скит, поминание на 98 имен 18. Е. Орлова (и другие, всего из Рдеи пришло 20 человек, возраст — от 23 до 45 лет). 19. + Екатерина Ильинична Колосова, Дно, д. Гористо, скит, все звали МАТУШКОЙ, 57 имен 20.+Клавдия Михайловна Ионичева, новомученики и исповедники, 1889г.р. Новг.., Чудовский р., с.Б.Любимское 21+ Лукерья (Лукия) Домнина, Дно, д. Гористо, скит. 22. +Мария Лобанова, жила потом в Морозовице, служила при Спасском храме 23.+Мария Тимофеева, 24. + Мария Григорьевна Востропятова, Дно, д. Гористо, скит. 25. +Матрёша, дожила до 100 лет, Дно, д. Гористо, скит. 26. +Наталья Степанова, 27. +Ольга, монахиня, Дно, д. Гористо, скит. Дно, Гориста, Горы Святые, монашеский скит (после войны 45-50-70-80гг?, даты смерти пока неизвестны). 28+Параскева Соколова 29.Пелагия Горлина, 30. .+Пелагея (Федоровна) Захарова, помощница игуменьи, из бывших келейниц. Послужной список, 1912 г.: 35 лет, дочь купца, закончила городскую школу в г. Холме, казначей (надо полагать речь о ней: лишена прав в Новг.обл. в 1929г). 31.Павел Прахов, священник, 32. +Зайкова… 33. врач Димитриев, 34. Шемякина, Связаны с обителью: 35.- Алексий (Бельковский), архиепископ, жил в обители, потом в строжке в Устюге 36.- Зосима (Павлович) Швецов, священник, служил в Спасской церкви с 1919 года (пострадал с семьей), 37.- Семен Алексеевич Крыгин, священник, 1932—1934 служил в Спасской церкви, репрессирован 38.- Алексей Васильевич Козулин, староста Спасской церкви, репрессирован 39.+Кронид Яхонтов, священник, Дно, Гористо, настоятель Преображенского храма, прожил 102 года. 40. Евгений Александрович Яхонтов, протоиерей, брат Кронида Яхонтова, род. 14.01.1884. С 12.06.1946 - настоятель ц. иконы Божией Матери Иверской в с. Морино Дновского района. Скончался после 1954. 40.- Е.Е. Лангенбек, доктор (могила находится в Гледенской обители) Духовные учителя (из поминания): 41.- Измарагда (Михайлова Ираида Клавдиевна), с 12 июля 1894 г. Деревяницким монастырём и училищем управляла казначея Десятинного в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря монахиня Измарагда,. 42.- Нина (Тимофеева Надежда Тимофеевна) игум, с 13 января 1909г наст-ца Званского монастыря. 43. Арсений (в миру Авксентий Георгиевич Стадницкий) – митрополит Новгородский и Старорусский. Родился 22 января 1862 г. в семье бессарабского священника. В январе 1896 г. в сане архимандрита Арсений впервые прибыл в Новгород. Всего в двух книжках-помянниках (рдейско-гледенских) монахинь из Гористы записаны 150 имен сестер, послушниц, священников и родственников (фоткопиии страниц у автора – ОК).     Приложение №2 Настоятельницы Рдейской женской пустыни (основа - с сайта рода Белоликовых) 1. Игуменья Евсевия 1890 год – настоятельница Рдейской женской общины монахиня Евсевия ко дню Св.Пасхи награждается благословением Св.Синода без грамоты. 12 декабря 1893 года произведена в игуменью Рдейской пустыни. По определению Св. Синода от 3-9 апреля 1899 года №1231 удостоена награждения за заслуги по духовному ведомству ко дню рождению Его Императорского Величества наперсным крестом от Св. Синода. 2. Игуменья Рипсимия Из летописи села Морозовица (Великий Устюг): Матушка родилась в крестьянской семье в Новгородском уезде в деревне Большая Любань. Ее звали Мавра Тимофеевна Ионичева; замуж не выходила. В 16 лет поступила в знаменитый Новгорогодский Десятинный монастырь. Через 27 лет становится послушницей, в 45 стала монахиней. В 1893 году ее назначили казначеей, а через 8 лет она становится настоятельницей Успенской Рдейскон пустыни. В 1903 году она становится игуменьей, а в 1907 году она была награждена наперстным (нагрудным) крестом. В 1911 году — вышла в отставку и приехала (в Гледенсский монастырь) на Морозовицу. С сайта Белоликовых: Определением Св.Синода от 18 апреля 1903 года № 1723 о награждении лиц духовного звания за заслуги по духовному ведомству ко дню рождения Его Императорского Величества награждена саном игуменьи. В 1907 году от Св.Синода награждена наперсным крестом. 1908 год – действительный член Общества вспомоществования нуждающихся воспитанниц женских училищ Новгородской Епархии. 1909 – член-соревнователь Общества вспомоществования воспитанницам женских епархиальных училищ Новгородской епархии. Возглавляла монастырь до 1911 года. Из летописи села Морозовица (Великий Устюг): 1911 год. Открытие женского монастыря. В августе 1941 года по просьбе оберпрокурора Святого Синода Саблера была «допущена» поселиться близ Троице-Гледенского монастыря для начатия трудов по устроению женской обители» бывшая настоятельница Успенской Рдейской пустыни (Старорусский уезд, Новгородской губернии) 68-летняя матушка Рипсимия. Вместе с Рипсимией или вслед за ней в этом же году из Рдейской пустыни для обустройства монастыря приехали послушницы П. Захарова, П. Горлина, Е. Иванова, Е. Орлова и другие, всего 20 человек, возраст — от 23 до 45 лет.   3. Игуменья Филарета Игуменья Филарета, в миру Ольга Герасимовна Соловьева, родилась в 1868 году в г. Новгороде, дворянка, в прошлом дочь офицера, возглавляла монастырь с 1911 года. До назначения на должность настоятельницы Рдейской женской пустыни исполняла должность начальницы Филаретовой женской общины Новгородской епархии. 1912 год – член Новгородского комитета Православного Миссионерского общества. Игуменья Филарета с 1914 по 1917 год регулярно перечисляла денежные средства от Рдейской пустыни для оказания помощи фронту, раненым, семьям лиц, призванных на войну, на содержание Юрьевского лазарета. В 1914 году она перечислила 500 рублей личных сбережений на устройство и содержание монастырского лазарета при Юрьевом монастыре. В том же году от нее поступили следующие вещи на нужды монастырского лазарета и для отсылки в действующую армию: 10 перовых подушек, 2 теплых одеяла, 10 покрывал пикей (собственного тканья), 30 тонких простыней, 23 холщевые простыни, 72 личных полотенец, 33 аршина холста. После закрытия монастыря в 1924 году Ольга Герасимовна перебралась в Старую Руссу. 7 марта 1938 года она была арестована, а 18 марта того же года расстреляна.   Монахини Рдейской обители 1. Монахиня Афанасия 11 апреля 1888 года утверждена в должности казначеи Успенской Рдейской обители. 2. Монахиня Вриена – до 1891 года казначея Успенской женской пустыни. 5 февраля 1891 года перемещена в число сестер Новгородского Десятинского монастыря. 3. Монахиня Анфия В 1909 году получила благословение Св.Синода с грамотой.   Послушницы: 1. Дарья Ваганова, крестьянская девица, проживающая на испытании в Успенской женской общине, 6 октября 1889 года определена в число сестер. 2. Александра Жаркова, крестьянская девица, проживающая на испытании в Успенской женской общине, 6 октября 1889 года определена в число сестер. 3. Агафья Иванова, крестьянская девица, проживающая на испытании в Успенской женской общине, 8 ноября 1891 года определена в число послушниц. 4. Елена Петровна Рушанинова, крестьянская девица, проживающая на испытании в Успенской женской общине, 8 ноября 1891 года определена в число послушниц. 3 апреля 1894 года Алену Рушанинову разрешено постричь в монашество. 5. Евдокия Ильина, крестьянская девица, проживающая на испытании в Успенской женской общине, 8 ноября 1891 года определена в число послушниц. 6. Анна Дуркина, крестьянская девица, проживающая на испытании в Успенской женской общине, 12 февраля 1892 года определена в число послушниц. 7. Евдокия Петрова, крестьянская девица, проживающая на испытании в Успенской женской общине, 12 февраля 1892 года определена в число послушниц. 8. Матрёна Андреева, крестьянская девица, проживающая на испытании в Успенской женской общине, 1 октября 1892 года определена в число послушниц. 3 апреля 1894 года Матрену Андрееву разрешено постричь в монашество. 9. Вера Максимова, девица, проживающая на испытании в Успенской женской общине, 22 августа 1893 года определена в число послушниц. 10. Дарья Николаева, проживающая на испытании в Успенской женской общине, 30 марта 1894 года определена в число послушниц. 11. Мария Ольхова, проживающая на испытании в Успенской женской общине, 30 марта 1894 года определена в число послушниц. 12. Ольга Васильева, проживающая на испытании в Успенской женской общине, 17 мая 1894 года определена в число послушниц. 13. Агафья Павлова, проживающая на испытании в Успенской женской общине, 17 мая 1894 года определена в число послушниц.   Священники 1. Знаменский Василий Васильевич 1867 – священник Рдейской церкви 2. Знаменский Иоанн До 1883 года – священник Иткло-Бобровенской церкви Кирилловского уезда. 1 октября 1883 года перемещен к Рдейской церкви Старорусского уезда. 1883 – 1900 год – священник Рдейской пустыни. 1886 – награжден скуфьей. 1897 – 1900 – член Новгородского комитета Православного миссионерского общества По определению Св. Синода от 3-9 апреля 1899 года №1231 удостоен награждения за заслуги по духовному ведомству ко дню рождению Его Императорского Величества наперсным крестом от Св. Синода 3. Орлов Петр До 1900 года служил диаконом Хубецкой церкви. Назначен священником к Рдейскому женскому монастырю и 3 сентября 1900 года за литургией в Софийском соборе произведен в иерея. 1900-1911 – священник Рдейской женской пустыни. 1902 - действительный член Общества вспомоществования нуждающимся воспитанникам Новгородской духовной семинарии. Резолюцией Его Высокопреосвященства от 25 марта за усердное исполнение пасторских законоучительских обязанностей награжден набедренником. 1908 – член Общества вспомоществования воспитанницам женских епархиальных училищ Новгородской епархии. 30 апреля 1911 года перемещен к Сутокской церкви Боровичского уезда. 1913 - благодарность Епархиального начальства за труды по строительству храма в деревне Какачево Старорусского уезда. (Бывший председатель строительной комиссии) 4. Богоявленский Михаил Алексеевич (26.10.1878 – 1.06.1938-расстр.) До 1906 года учитель Высоковской народной школы Старорусского уезда. 13 марта 1906 года назначен на священническое место к Рдейской женской пустыни. 1908 – член Общества вспомоществования воспитанницам женских епархиальных училищ Новгородской епархии. 7 июня 1908 года перемещен к Николаевской-Сухачской церкви Белозерского уезда. 5. Мстиславский Владимир 8 июня 1908 года перемещен из Клевечской церкви Демьянского уезда к Рдейской церкви. 6. Белоликов Иван Захарович (21.10.1873 – 12.11.1937-расстр.) 1911год – предположительно 1932год – настоятель Успенского Собора Рдейской женской пустыни. С сентября 1911 года состоит законоучителем Высоковского начального училища, председатель строительной комиссии по постройке храма в деревне Какачево Старорусского уезда. В 1913 году объявлена благодарность Епархиального начальства за труды по строительству Какачевского храма. В 1915 году избран помощником благочинного 6-го округа Старорусского уезда, в том же году избран председателем комиссии по устройству Какачевского храма, сгоревшего 25 января 1915 года.В 1915 году награжден камилавкой.В 1920 году награжден наперсным крестом. 7. Константинов Сергей 14 июля 1911 года перемещен на место священника к Рдейской пустыни из Северской церкви Старорусского уезда. 1918 год – священник Налючской церкви Старорусского уезда, награжден наперсным крестом. 8. Доброхотов Николай – священник Рдейской пустыни до 1914 года. В 1914 году перемещен на таковую же вакансию к Лунышинской церкви. Диаконы 1. Смирнов Владимир До 1907 года – диакон на псаломнической вакансии Рдейской пустыни. 24 марта 1907 года назначен на священническое место к Наволокской церкви Старорусского уезда. 2. Покровский Андрей 8 февраля 1912 года перемещен с вакансии псаломщика при Должинской церкви Старорусского уезда на такую же вакансию к Успенской Рдейской женской пустыни. 1919 год – награжден архипастырским Его Высокопреосвященства благословением. Псаломщики 1.Знаменский Николай – уволен из 1 класса Новгородской духовной семинарии. 6 октября 1883 года определен на место псаломщика к Рдейской церкви Старорусского уезда. В 1889 году перемещен к Мозолевской церкви. 2. Зверев Василий В 1889 году перемещен к Успенской Рдейской женской общине из Мозолевской церкви. 3. Великов Петр 20 января 1894 года уволен с занимаемой должности. 4. Партанский Павел 15 февраля 1894 года перемещен к Успенской Рдейской женской общине из Северской церкви Старорусского уезда.   P.S. (возможно из Рдеи – ОК) Орлов Петр Михайлович. Родился в 1870 г., г. Боровичи; русский; образование среднее; священник. Проживал: Новгородская обл., Боровичский р-н, г. Боровичи. Арестован 13 января 1936 г. Приговор: к 5 годам лагерей Епископ Игнатий 16 июля 2014 года распорядился образовать архиерейское подворье «Троице-Гледенский монастырь».


подпишитесь на нас в Дзен