×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 976

ВЛАСТЬ
ФОРУМ

Танк Т-28. Чудище Сталина о трех головах - в Пскове!

03-06-2014/13:16Автор РЕПОРТЁР
Танк Т-28. Чудище Сталина о трех головах  - в Пскове!
Фото Олега Константинова


Поисковики–реставраторы возродили из небытия первый в мире действующий танк Т-28, на котором хоть сейчас можно отправляться если  не в бой, то на парад точно.
В мастерских «Арьергарда»
До настоящего времени было известно всего о трех сохранившихся 25-тонных махинах производства 30-х годов, две – в Финляндии и одна под Москвой в Кубинке, но только  у скобарей Т–28 теперь на ходу  (всего из ворот Кировского завода было выпущено 500 единиц такой техники – ред.). Об этом факте мне сообщил на прошлой неделе поисковик Сергей Спиридонов: «Быть может, успеешь на ходовые испытания нашего «сталинского трехголового монстра», как его именовали на войне фрицы. В ближайшие дни  «малыш» покорит просторы Урала»….
Через час я уже был на окраине Любятово – в реставрационном ангаре у поисковиков «Арьергарда».  Честно признаюсь,  какие только фронтовые реликвии  не  видел в своей жизни: и вытащенный из великолукских топей тягач «Сталинец», и действующую печатную машину (писателя Ивана Виноградова) «Бостонка», поднятую из дедовических болот   Партизанского края, и «кровью» написанные на каменной дороге в дновском аэродроме «Гривочки» слова военнопленных, однако то, что предстало перед глазами, заставило остолбенеть, а по телу пробежали мурашки. Эдакая ревущая трехметровая  громадина на гусеницах с 76-миллиметровой пушкой,   тремя башнями и авиационным двигателем, извергающая из себя столбы дыма, лязг 222 траков от гусениц, готовых сделать из тебя  котлету…


Подвиг экипажа в Минске
Сегодня мало кто знает о подвиге экипажа  танка Т–28 майора Васечкина, который  летом 41-го попал в окружение в Белоруссии, но не бросил машину, а стал прорываться к нашим. Дорога была через захваченный фашистами Минск. Фрицы остолбенели не меньше меня, в панике разбегались, когда эта громадина неслась по  улицам,   подминая под себя роту фашистов, грузовики, мотоциклистов, пушки  и бронетранспортер Hanomag. Экипаж из шести человек  вел стрельбу из  трёх башен – одной  пушки и четырех пулеметов. Лишь на окраине города фрицам чудом удалось подбить танк, но экипаж сумел  частично эвакуироваться и добраться до своих.
В победном 1944-м механик-водитель Дмитрий Малько, участвуя в освобождении  Минска, увидел на обочине свою родную машину, а после  войны нашел и двух выживших членов экипажа… Хоть фильм снимай.
Танк собирали по частям
Не случайно, вся команда «Арьергарда», в добром смысле этого слова, «больна» идеей спасения такой раритетной техники. Своё детище  они собирали и выкупали по частям – из болот и окопов Северо-запада (на Корельском перешейке был обнаружен остов танка). Часть  отсутствующих деталей псковские  умельцы делали по своим чертежам,  для чего не раз ездили в Финляндию. Так, пришлось полностью воссоздать подвеску, по своей сути, это уникальный результат творчества инженеров 30-х годов (сложнейший механизм, с колоссальным количеством пружин и амортизаторов – ред.).
– Танки Т-28 участвовали в боях и на территории   Псковской области, под Порховом и Островом, – рассказал мне руководитель проекта «Арьергард» Александр КОНОВАЛОВ. – Весь комплект ходовых катков, часть амортизаторов, крупных броневых листов моторного отсека были найдены в Ленинградской области, а вот люки, множество мелких наружных  и внутренних элементов – в Тверской, Псковской и Новгородской областях. В Карелии удалось найти ещё и башни.


Ну,  а что до работающих в «Арьергаде» спецов, то каждый из них Кулибин или Левша.
–  Так, Сергей Спиридонов – светлая голова, бесценный аналитик и конструктор, рассчитавший до мелочей  точные копии замены деталей от гусениц до двигателя,  – с чувством гордости продолжил  свой рассказ о команде   собеседник. – Николай Расторгуев –  сварщик от  Бога, готов дневать и ночевать на собираемом  танке, человек, болеющий техникой и с серьезными задатками реставратора. Виктор Сунгуров – очень силен в  двигателях, Валерий Расторгуев – наш надежный зам по тылу. И вообще, все здесь фанаты своего дела и  очень любят историю.
Горожане потеряли Музей боевой славы
Далее Александр Коновалов не без доли сожаления заметил, что собранный менее чем за год танк отправится под Екатеринбург – в самый большой  в России «Музей боевой славы Урала», что в Верхней Пышме.
– Несколько лет назад, когда я работал председателем регионального комитета по  делам  молодежи,  была реальная возможность создавать такой музей в Крестах, – вспоминает Александр. – Причем речь шла о готовом проекте: музее техники под открытым небом,  мастерских для реставрации поднятых реликвий  и полигоне, где псковичи могли бы прокатиться на воссозданных образцах и даже пострелять холостыми патронами. Были проведены предпроектные работы. Оставалось вложить порядка 20 миллионов рублей, и  город воинской славы сейчас имел бы уникальную площадку с  памятным комплексом   героям Красной армии, православным храмом, летным городком и  Музеем под открытым небом. Но, увы, время тогда распорядилось  по-иному.
На мой вопрос, а что самому больше нравится в   «сталинском монстре», Александр с улыбкой ответил.
– Фишка в том, чтобы танк был максимально приближен к историческому образцу, – подчеркнул собеседник. – Я больной по «обвесу». Так, на броне  нашего Т–28 можно увидеть все, что было при выпуске с завода:  траки, тросы, два домкрата (найденные под  Великими Луками),  лопаты,  лом  и пилы – всё образца 42–43 годов. Даже  три из четырех пулеметов системы Дегтярева – из мест боев. Мелочей в этом вопросе для меня  нет.
Надежда умирает последней
Слушая слова  собеседника, не мог оторвать  взгляд от  76-миллиметровой укороченной пушки, со следами «ранений» на стволе (прямое попадание – см. фото).

Когда мы расставались, Александр заметил, что остается оптимистом,  верит, что идея создания музея боевой техники всё же выстрелит и в Пскове, «чем мы хуже Ленинграда или Екатеринбурга?»
Впереди у реставраторов – танк Т-70, корпус которого уже стоит в их мастерской, а также еще один «Сталинец». Пожелаем ребятам успехов. Если родное государство до сих пор не занимается спасением исторических святынь, значит, к делу подключаются народные умельцы.

Справка «Курьера»
Поисковиками «Арьергарда» возвращено из небытия: артиллерийский тягач «Сталинец», легкий танк Т–60,  две самоходных установки С–76 и ИСУ–15, автомашины ЗиС–2 и ЗиС–3, кроме того, удалось вернуть на родину более 50 единиц боевой техники...

Роковая любовь тракториста «Сталинца»
Незабываемые страницы истории. Стык Псковской и  Тверской областей. Окрестности Торопца. Здесь в годы войны на небольшом озерке Усодице, среди  болот, разыгралась настоящая драма, но узнали о ней псковские  поисковики  из «Арьергарда» через 70 с лишним лет.
- Линия фронта отодвинулась вперед, и   зимой  у летчиков находился  здесь «аэродром-подскока», -   рассказал  журналисту поисковик Сергей СПИРИДОНОВ. -  Взлетную полосу чистил солдатик на артиллерийском тягаче  «Сталинец». Поблизости была деревенька Белодедово, из которой сюда бегали девушки. Дело молодое, между трактористом и одной из красавиц возникли отношения, влюбленные даже хотели пожениться.  Было это ближе к весне…
Дальше есть две версии случившегося. По одной: тракторист увидел любимую вместе с подругами,  поддал газу, и 12-тонный тягач провалился на 8-метровую глубину. По другой: девушки успели добежать до «Сталинца» и попросили  покатать по озеру. Во время разворота  тягач ушел под воду. В любом  случае, произошло это на глазах любимой, и паренек, увы,  так и  не выбрался  из  промоины.  Почему? Это осталось  загадкой и  трагедией девушки.  После войны на краю болота появился скромный обелиск. Сюда приезжали  родители солдатика, а девушка так и жила в деревне.
Она-то  и рассказала эту историю поисковикам, которые задумали поднять «Сталинец». Однако прошло несколько лет, прежде  чем реставраторам из «Арьергарда» удалось рассчитать и провести  уникальную операцию. Для этого  поисковиками по болоту был перенесён  на  плечах (кусками по 50 метров) 12-тонный километровый  трос.  
Когда  «Сталинца» извлекли  из пучины,  удалось установить, что парень всё же пытался выбраться  из тягача, но в  ватнике и валенках не смог вылезти в узкую дверь. Шансов спастись не было.
Впрочем, к моменту подъема,  девушка парня, ставшая  уже бабулей,  умерла, говорят - от разрыва сердца, а может, от тоски по любимому…

Олег КОНСТАНТИНОВ,
Псков

Прочитано

 7490  

Подписывайтесь на наш канал в ЯндексДзен и Google Новости. Всё самое лучшее там.
ЖИЗНЬ: непридуманные ИСТОРИИ