Рязанский воздухоплаватель Владимир Ермаков: «Я не могу без неба. Это моя жизнь»

Рязанский воздухоплаватель Владимир Ермаков: «Я не могу без неба. Это моя жизнь»
Недавно я узнал, что в Рязани живет воздухоплаватель Владимир Ермаков, и в этом году он получил звание мастера спорта. При этом молодой человек – внук Льва Маврина, нашего земляка, который много сделал для развития воздухоплавания в Рязанской области.

Через знакомых я нашел телефон Владимира и связался с ним. Наша встреча состоялась 5 июня, незадолго до его отъезда в Великие Луки Псковской области на фестиваль в рамках 28-й Международной встречи воздухоплавателей.

Владимиру нет еще и 30 лет. Он родился в Рязани в 1995 году.

– Мои родители были  далеки от того, чем я сейчас занимаюсь, – объясняет мой собеседник. – Это уже потом мама стала директором Федерации воздухоплавательного спорта Рязанской области, а папа получил пилотское удостоверение вместе со мной, просто сам он редко летает. А пилотом аэростата я стал благодаря дедушке. Он действительно легендарный человек. Был основателем и директором фестиваля воздухоплавания «Небо России» в нашем регионе. В 2022 году его не стало.

Как рассказывает Владимир, его дедушка, Лев Борисович, полюбил небо, когда работал техническим экспертом по трубопроводу на нефтезаводе. По долгу службы ему пришлось неоднократно летать в качестве пассажира на вертолете, обследовать территорию. Сначала он увлекся парашютным спортом, а потом стал воздухоплавателем. В итоге ушел с работы и посвятил себя любимому делу.

На пилота аэростата Маврин учился в Европе. Вернувшись в родную Рязань, создал в 1990 году фестиваль воздухоплавания «Небо России». После этого дедушка Владимира стал летать по всему миру, где вместе с соратниками пропагандировал свой фестиваль. Денег на все не хватало, даже самим приходилось шить оболочку для аэростатов. Ведь в те времена помогали только спонсоры, которых еще надо было найти. Это уже сейчас мероприятие поддерживают правительство области и другие ведомства.

Владимир вспоминает, как дедушка с самого раннего детства брал его на фестиваль. Впервые он взял его в полет на шаре уже в четыре года. Правда, сам молодой человек плохо помнит то событие, все же он был еще очень мал. Но это не страшно, так как с тех пор он не пропустил ни одного фестиваля «Небо России» и побывал на множестве других.

Так в мальчике и созрела любовь к воздухоплаванию. В 17 лет он получил пилотское удостоверение и тогда же приобрел свой первый аэростат. Точнее, он купил ткань для шара, а корзину и другие принадлежности дал дедушка.

Несколько лет воздухоплавание было для Владимира увлечением, которому он отдавал все свое свободное время после работы. Ведь тогда еще не было столько желающих заняться этим видом спорта, как сейчас, и не было финансовой поддержки. Но с 25-ти лет страсть стала делом жизни. Сейчас Владимир работает в Федерации воздухоплавания Рязанской области и занимается контролированием безопасности. В апреле этого года ему присвоено звание «Мастер спорта России».

А в прошлом году Ермаков стал победителем Кубка России по воздухоплавательному спорту. Он проходил в рамках рязанского фестиваля «Небо России» в Спасском районе.

– В соревнованиях очень много заданий – порядка тридцати. На скорость, на точность, – говорит Владимир. – Но все они сводятся к тому, чтобы попасть в нужное время в нужный поток ветра. На разных высотах, на разных скоростях, направлениях. Нужно учитывать, что каждые 10 минут ветер может меняться. Задача пилота – это предугадать, проанализировать потоки ветра и в нужное время прийти в определенную точку или обогнать соперника. Одно из самых популярных заданий, когда нам дают координаты мишеней. Мишень выглядит как крест белого или желтого цвета размером 10 на 10 метров, расположенный на поле. И нужно как можно ниже подлететь к кресту и попасть в центр. А так у пилота всегда есть планшет или ноутбук с GPS (система глобального позиционирования. – Прим.ред.), которая нужна для навигации.

В последнее время фестиваль «Небо России» проводится не в Рязани, как раньше, а в Спасском районе. Перенос связан с вопросами безопасности. Владимир заявил, что он и его соратники хотят сделать наш фестиваль самым масштабным в стране. Сейчас рекорд – 37 команд – поставлен в Великих Луках, где проходит Чемпионат России. Владимир Ермаков ставит себе задачу, чтобы на «Небо России» приехало 50 команд со всей России и других стран.

Отметим, что, прежде чем начать фестиваль, нужно приехать на место как минимум за три дня до его начала. Подготовка начинается с изучения прогнозов погоды. Авиаторы анализируют данные с четырех источников. А потом решают, есть вероятность полета или нет, помешает ему что-нибудь или нет. И если погода благоприятная, то пилоты согласуют полеты с министерством обороны. Нужно отправить заявку. Если все одобрят, то можно уже выбирать точку старта и прокладывать путь полета.  Затем на место приезжают остальные воздухоплаватели, точнее, команды, где в каждой есть пилот, штурман и два помощника.

– А расскажите нашему читателю, как шар надувают, какие есть тонкости, – попросил я.

– Его доставляют в специальной сумке, достают и раскладывают на земле. Потом включается вентилятор, чтобы надуть форму холодным воздухом. Потом горелка начинает подогревать воздух еще в горизонтальном положении, и благодаря этому шар поднимается вертикально.

Известно, что аэростат летит благодаря подогретому воздуху. Для этого в корзине всегда есть три или четыре баллона с пропаном. За час полета расходуется примерно 80 литров газа. А чтобы спуститься, нужно выключить горелку и просто подождать, пока воздух сам остынет. Стропы управления открывают купол шара, и он плавно приземляется.

В Рязанской области каких-то эксцессов, связанных с полетами, не было. Все проходило благополучно, но вообще в стране нештатные ситуации случались. Причина, по словам Владимира, в основном в неопытности пилотов. И газ может закончиться, или еще что-то.

Хранить аэростаты, конечно, нужно в специальных ангарах. Владимир и другие воздухоплаватели строят базу в Борках. Там уже есть помещения для хранения летательных аппаратов. Все очень компактно. Аэростат можно привезти или в прицепе, или на «газели».

Также пилот добавил, что содержать аэростат очень дорого. Сам он стоит где-то два миллиона рублей. И это стандартный комплект. При этом ежегодно 100 тысяч уходит на техническое обслуживание. И еще надо учесть расходы на топливо и на зарплату для команды.

Владимир пока не женат, но у него есть девушка. Ее зовут Аня. И она несколько раз поднималась с ним в небо на аэростате. Поначалу подруга, конечно же, переживала, был страх, а потом – настоящий восторг. Вообще, по словам моего собеседника, воздухоплавание – это романтика. Не редкость, когда свадьбы отмечают в аэростатах. Владимир вспомнил один случай. Четыре года назад один жених сделал сюрприз своей невесте в день бракосочетания. Она до последнего не знала, что ей предстоит испытать. Окончательно поняла, только когда их корзина взмыла в небо. При этом фотограф был на другом шаре и все это снимал. Надо предполагать, кадры получились очень необычные. Когда приземлились, стало ясно, что девушке полет понравился, хотя она и не была к нему морально готова.

– Раньше я еще хотел стать пилотом самолета, но потом перегорел, – сказал в конце беседы рязанец. – Просто и так полетов много в моей жизни. В плане воздухоплавания у меня есть мечта. Я достаточно полетал по России: в Великих Луках, в Туле, в городе Кунгур Пермского края, в Переславле-Залесском, в Ессентуках, в Пятигорске, в Минеральных Водах, в Дагестане. Теперь хочется поучаствовать в фестивалях в Европе и в Азии. Да и вообще без неба я не могу. Это моя жизнь.

Николай СКРИПКИН, Рязань



подпишитесь на нас в Дзен

Источник фото: Владимир Ермаков