Тюменские многодетные семьи поставили любительский спектакль

Артисты
Лена, Женя и Текутьев, Тюменский драмтеатр, 2024 год. Гордей Войнов (справа) и Сергей Ханин (слева) с маленьким артистом Иосифом Гольдманом на руках перед выходом на сцену, 2025 год. Все фото предоставлены Еленой Тенегиной
Любительский театр из Тюмени везет в Ишим историю легендарного купца и мецената Андрея Текутьева. Супруги-организаторы сначала просто хотели помочь другу, а в итоге поставили настоящий спектакль с 35 актерами!

С этой энергичной и остроумной женщиной мы знакомы давно. «Вечный двигатель» и отчасти цыганка (среди предков есть у нее представители этого вольного народа), мать семерых детей и при этом успешный менеджер социальных проектов, журналист-фрилансер (кстати, внештатный корреспондент «Ямской слободы» в первые годы ее существования) и не только – такова Елена Тенегина, которую в Тюмени больше знают по прежней фамилии Майсюк.

Уже очень много лет женщина руководит общественной организацией многодетных семей Тюменской области «Радость». На днях она поделилась со мной проблемой: своими силами на грантовые средства поставили потрясающий спектакль, едут на гастроли в Ишим – а билетов продано до обидного мало, несмотря на чисто символическую цену.

Спектакля я не видела, хотя прошло уже 5 показов в Тюмени и Тюменском районе. Выслушав коллегу за чашкой кофе, я искренне пожалела, что не нашла возможности посмотреть эту необычную постановку. Зрители каждый раз благодарили артистов «Experiментального театра» овациями! У ишимцев это счастье впереди. Поверьте, спектакль под названием «Мельник. История Андрея Ивановича Текутьева, рассказанная им самим» не разочарует.

Началось все с того, что друга ее мужа бросила девушка и тот очень страдал. Супругам хотелось помочь ему. Зная, что 30-летняя особа мечтала стать актрисой, они принялись искать информацию о любительских театрах в Тюмени, чтобы общее дело вновь соединило парочку. Но в одном принимают только молодежь, другой простаивает, пока идет ремонт крыши, в третьем – очень жесткий руководитель... Решили сделать свой театр. А что – у Лены яркий талант организатора, на что угодно может народ собрать!

– Мы с Женей начали искать сцену, – повела она далее рассказ. – В областном департаменте культуры мне подсказали, что можно получить какие-то деньги на проект в виде президентского гранта. Знакомый, бывший режиссер, подал идею построить спектакль вокруг личности Текутьева. Мол, о самом знаменитом градоначальнике дореволюционной Тюмени он всегда рассказывает гостям из других городов, а местным это тем более интересно.

Про Текутьева Лена знала несколько исторических фактов и анекдотов. В первую очередь то, что купец первой гильдии имел мельницу и что основал в Тюмени свой театр. Как-то на спектакле дал в морду пьяному офицеру, оскорбившему актрису, за что тот отомстил, принеся в суд мешочек муки, который был куплен якобы в лавке купца; суд отправил Андрея Ивановича в тюрьму, и тот СОГЛАСИЛСЯ при условии, что туда проведут телефон. Знала, что он очень любил свою жену Евдокию Яковлевну, но все их 8 детей умерли, не дожив до года. За свою благотворительность был удостоен звания «Почетный гражданин города» в Тюмени и Ишиме.

Замечу, что Лена несколько лет назад развелась с прежним мужем и вышла замуж второй раз не так давно. Евгений Кочевник – известный в Тюмени рок-бард, по образованию режиссер массовых праздников, работает в сфере культуры. На нашу встречу они пришли вместе. Когда Лена отлучилась на минутку, Женя мне признался:

– Мне не хотелось браться за этот проект. Очень непростая задача, много головных болей. Но ради Лены согласился.

Они расписались полтора года назад в ее день рождения. Она спросила:

– Что ты мне подаришь на 50-летие?

– Себя! – сказал он и сделал ей предложение.

Теперь они воспитывают троих Лениных детей – им 10, 14 и 17 лет (остальные уже живут отдельно). Рожать еще одного ребенка не планируют: все-таки возраст. На роль совместного детища потянул спектакль. Для обоих это первый опыт театральной постановки. И оба признаются: без этого опыта было бы скучновато!

Неожиданно выяснилось, что 40-летнему другу Евгения, который был в депрессии после расставания с девушкой, поступило деловое предложение из Москвы, и тот рванул в столицу – залечивать душевные раны новой работой.

А проект-то уже запущен! Заявка на грант написана и одобрена!

Журналистка перевоплотилась в драматурга и написала сценарий, рок-бард примерил на себя роль режиссера. А кто стал руководителем проекта, считай, продюсером? Конечно же, сама Елена Тенегина!

Деятельная женщина бросила клич в соцсетях, обзвонила знакомых, приглашая всех желающих. Департамент помог договориться с театром «Ангажемент» по поводу сцены. Занятия по технике речи и репетиции начались в марте 2024 года и проходили 1-2 раза в неделю.

Количество артистов получилось очень большим – 35 человек! Впервые все вместе собрались только на премьеру. Даже массовки не было – у каждого своя роль.

– Были те, кто пришли и ушли, не выдержали наших высоких требований. Состав сменился примерно на 90 процентов. Я подозревал в ненадежности шестерых. Из них остался-таки один, – делится Женя.

Дорабатывался сценарий. Свои находки предлагали участники труппы. Первые репетиции показали, что длинные монологи не воспринимаются. Артистам разрешили импровизировать, но определенные реплики произнести требовалось обязательно (они в сценарии были выделены желтым маркером).

Не обошлось без забавных случаев. На роль старого крестьянина взяли известного тюменского журналиста Сергея Ханина. Он самый старший актер в коллективе. В молодости Сергей пытался играть на сцене – и вот только теперь настал его звездный час, в 64 года! А его взрослый сын Иван подошёл на роль императора Николая Второго. Встретившись на первой репетиции, оба удивились: ни один из них не сообщил другому, что решил записаться в артисты. А в труппе родилась шутка: сын крестьянина стал императором!

В актерской среде говорят, что в каждом театре должен быть свой еврей – на удачу. У проекта, реализуемого организацией многодетных семей, такой тоже нашелся. Лена вспоминает, как Настя Гольдман заявила: «Если меня с детьми возьмете, я согласна!» Бывшая цирковая акробатка с двумя высшими образованиями начала репетировать, имея 8 детей и очередную беременность. Папа заботливо привозил и увозил свою ораву. А на премьере, которая состоялась 19 декабря, дебютировал актер Иосиф Гольдман в возрасте всего два с половиной месяца.

– Нашим главным консультантом стал известный краевед Владимир Калининский, – рассказывает Лена. – От него мы узнали, что Тюмень была последним городом, куда ссылали женщин с детьми. А последним из благотворительных мероприятий, которые провела жена Текутьева, была елка для детей заключенных. Этот эпизод мы взяли в спектакль.

Тюмень и в XIX веке была многонациональным городом. Так что кроме еврейки в сцене с рождественской елкой выходят цыганка, украинка и киргизка. Они перевели на свои национальные языки и спели песню «В лесу родилась елочка» – совсем новую для начала ХХ века.

Столкнулась труппа и с мистикой.

О том, что существуют определенные театральные приметы, наши творцы узнали уже после пяти спектаклей. Женя вот находил на сцене гвозди несколько раз. Оказывается, это хорошая примета.

Андрею, игравшему министра, иногда снятся умершие родители. Он рассказывал, что если снится мама – это к добру, если папа – к плохому. Перед выступлением в селе Борки, на родине Текутьева, ему приснились сразу оба родителя. Все прошло на ура. Но! Перед самым началом одной актрисе стало плохо и ее увезли на скорой. Влезть в ее платье, чтобы спасти положение, смогла лишь цыганка, и Лене пришлось выйти самой вместо последней. Обычно она руководит из-за кулис, а еще в компании крестьянок двигает ширму и выставляет декорации.

Плохо, если на сцене присутствует зеленый цвет. Девушка, игравшая игуменью, на репетицию пришла в зеленой мини-юбке с зелеными ногтями, и если на самом спектакле пришлось быть в костюме, то ногти так и остались зелеными. После этого в силу разных причин ей пришлось уйти из проекта. К счастью, замена нашлась уже через несколько часов, причем с актерским опытом. А Лена и Женя удостоверились: что бы ни происходило, все выправится!

Леной давно замечено: чтобы получить что-то хорошее, нужно чем-то пожертвовать. Самое яркое подтверждение этому принципу – то, что случилось с риелтором Лизой, сыгравшей крестьянку-торговку. Перед премьерой ей пришло известие о гибели мужа на специальной военной операции в Украине. Она стойко выдержала это испытание – и вскоре после спектакля получила более радостную весть: бизнесмен-застройщик коттеджного поселка Новое Перевалово подарил несколько домов семьям участников СВО, и в их число попала семья Лизы.

Среди прочих «плюшек» от судьбы Лена назвала удачный запуск бизнеса у логопеда и наконец-то состоявшийся развод, после которого жизнь начала налаживаться, у другой многодетной актрисы.

Отдельная мистика – это костюмы и театральный реквизит. Лена объясняет:

– У нашей организации есть склад с вещами – ничего оригинального, но вещь нужная. И кто-то – спасибо этому человеку! – принес нам ящик платьев под старину. Все 4 платья идеально подошли актрисам. Из тобольской организации многодетных, которой руководит матушка, прислали подрясник – тоже идеально подошло. Но до сих пор люто ищем кирзовые сапоги.

Насчет костюмов консультировались со швеей, да и сама Лена когда-то подрабатывала в музее. На репетициях – все в черном. Так положено. Некоторые специально покупали трико, водолазки и чешки. Хоть театр и любительский, в работе ориентировались на МХАТ.

– Меня, наверное, ненавидела вся труппа. Я был строгим режиссером, – признался Женя.

А Лена припомнила такую деталь:

– Нам выделили для репетиций малую сцену на третьем этаже. Когда шли наверх в обычной одежде, на нас не обращали внимания, а когда спускались в черном, артисты «Ангажемента» уважительно здоровались с нами, как с коллегами.

Для постановки удалось найти и подходящий реквизит: телефонный аппарат, чернильницу, стул с высокой спинкой...

Спектакль получился очень религиозный, но такова была эпоха. Даже атеист-режиссер не возражал – главное, чтобы по Станиславскому.

– Верующие – они же разные, – говорит Елена. – Вот наш крестьянин Николай, псаломщик одного из храмов, во время планирования гастролей отказался от предложения заказать отдельно ему с дочерью постную еду: «Ради общего спокойствия – не страшно!» А если вспомнить, как меня 20 лет назад хотели от Церкви отлучить...

В 2006 году к Лене как к журналисту обратились прихожане храма. Возмущались поведением настоятельницы женского монастыря, которая грубо вела себя с детьми. Но журналисты же – не силовики! Поскольку на жалобы прихожан не реагировало церковное руководство, люди написали заявление в полицию. Были проверки, выявлено множество нарушений. А журналистов, которые этим заинтересовались, хотели отлучить от Церкви.

– Нас было трое, – вспоминает Лена, – но Леонид Иванов был атеистом, а Калиль Вахитов – мусульманином. Для меня все закончилось благополучно. У меня теперь даже есть сотовый телефон отца Андрея Кураева*, который вмешался в ситуацию, а еще мы из-за этой истории дружим с чудесной московской журналисткой Ярославой Таньковой.

По мнению краеведа Владимира Калининского, участники проекта «всю местную историю конца XIX века выдали! Дух эпохи передан прекрасно!» Взять даже мальчика-газетчика, который выходит в зал и выкрикивает, о чем написали газеты. Заголовки реальные! Из газет того времени, добытых в библиотеке.

– Очень трогают зрителей последние сцены. Люди уходят, рыдая, – создает интригу руководитель проекта. А я спрашиваю, какова будет дальнейшая судьба этого уникального спектакля. И вот что слышу в ответ:

– Конечно, трудно собрать вместе 35 человек. У детей скоро начнутся экзамены, взрослые – все люди работающие – летом в отпуска. Может быть, получится все же выступить на базе школы № 42, где сейчас проходят репетиции, или снова в «Ангажементе». Хотелось бы показать спектакль в Тобольске. Пока не срослось. Но нам предложили выступить в Ишиме 19 апреля, в субботу, на сцене местного ДК.

Кстати, уже скоро подростки смогут воспользоваться бонусом от департамента культуры Тюменской области: спектакль планируется внести в гастрольную Пушкинскую карту.

«Они не знали, что это невозможно, – вот и сделали!» – эти слова, которые приписывают великим умам, вновь подтверждаются.

Светлана ХОЗЯИНОВА.

г. Тюмень

Лена, Женя и Текутьев. Тюменский драмтеатр, 2024 год

Гордей Войнов (слева) и Сергей Ханин с маленьким артистом на руках перед выходом на сцену, 2025 год. Все фото предоставлены Еленой Тенегиной



подпишитесь на нас в Дзен

*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов