ИРО: для детей и вместе с детьми

ИРО: для детей и вместе с детьми
В ИРО работают кандидаты наук, доценты, заслуженные учителя РФ, почетные работники и отличники народного просвещения
Институт развития образования Ярославской области отмечает 85-летие. На наши вопросы ответила и.о. ректора Ирина Серафимович

Время новаций

- Ирина Владимировна, как менялись задачи организации за эти годы? Наверняка сейчас их спектр шире, чем только повышение квалификации учителей?

- Конечно. В 1940 году это был Институт усовершенствования учителей, потом - Институт повышения квалификации, а с 2001 года - Институт развития образования. И в современной ситуации это более правильное название. Почему?

Первое. Сейчас педагог в каждом регионе Российской Федерации имеет право обучаться на региональном и федеральном уровнях, получая доступ к лучшим практикам в стране. Например, в 2025 году федеральные курсы повышения квалификации для учителей математики, физики, биологии и химии проводит не только ЯГПУ им К.Д. Ушинского, ЯрГУ им П.Г. Демидова, но и Университет просвещения, и Московский педагогический государственный университет. На курсах федерального уровня своими знаниями и наработками делятся не только спикеры из ведущих крупных вузов, но и лучшие практики из всех регионов - прежде такого не было.

Второе. Курсы в ИРО проводятся в активных формах, сочетают теорию и практику с использованием дистанционных образовательных технологий, чтобы обучение было комплексным и индивидуально ориентированным.

Третье. Огромный пласт работы связан с сопровождением конкурсного движения. Например, сейчас у нас вновь стартует «Педагогический дебют» - конкурс для молодых педагогов. Участников «Педагогического дебюта» привлекает его высокий статус, а также возможность показать свой лучший мастер-класс, урок с детьми, мероприятие с родителями. Таким образом, в экспресс-формате демонстрируется вся педагогическая деятельность. Конкурсное движение сейчас очень динамично и вариативно: «Учитель года», «Воспитатель года», «Сердце отдаю детям», «Мастер года», «Педагог-психолог года». А у нас в регионе благодаря министерству образования Ярославской области оно еще и синхронизировано: конкурсы имеют общий старт и финиш, торжественные мероприятия, награждения. Благодаря этому все участники видят друг друга, что позволяет развивать и сплачивать профессиональное сообщество. Кроме того, эксперты конкурсов и члены жюри не только оценивают, но и сами делятся опытом и обучаются. Уникальным для нашей области является работа профессионального жюри - любой педагог системы образования может в нем принять участие и выбрать тех учителей и воспитателей, чей опыт они считают наиболее востребованным.

Учить и учиться

- Насколько сегодняшнее поколение школьников отличается от предыдущих, что должен учитывать современный учитель?

- Есть то, что остается всегда неизменным. Дети всегда ценили и ценят настоящий профессионализм: когда педагог прекрасно владеет своим предметом, может заинтересовать им. Второй пласт - творчество наставника, которое позволяет ребенку по-новому увидеть мир. Третий компонент, особенно важный в цифровую эпоху, - возможность доверительного, тонкого, восприимчивого живого общения, которого детям иногда не хватает с родителями. При этом смартфон, планшет и все цифровые гаджеты должны быть полезными инструментами, а не помехой.

Новой гранью стало то, что наставничество сейчас становится реверсивным: педагог учит, но и обучающиеся могут его чему-то научить. Не всегда педагоги сразу бывают к этому готовы, но проводимые курсы и конкурсы дают возможность это понять, помогают научиться договариваться и сотрудничать с детьми, как с равными участниками образовательных отношений, но это «равенство» не означает «панибратство».

- Как вы строите работу с образовательными учреждениями?

- За последние 5 лет Институтом заключено более 140 соглашений о сотрудничестве по таким направлениям, как организация международных и межрегиональных конференций, конкурсов, реализация проектов федерального и регионального уровней, экспертиза разработок, материалов, организация просветительских мероприятий, стажировок и др. Одним из ключевых партнеров, безусловно, является ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. За этот же период в рамках средств государственного задания по программам повышения квалификации обучено более 33,5 тысячи человек, по программам профессиональной переподготовки - 223 человека.

Теория и практика

- Коллектив ИРО: как он формируется, из кого состоит?

- Сейчас у нас штат полностью укомплектован. Треть коллектива - молодые педагоги, треть - зрелые, треть - очень опытные. В настоящее время в ИРО работают 108 сотрудников, среди них - кандидаты наук, доценты, заслуженные учителя РФ, почетные работники и отличники народного просвещения. Хотя штат заполнен, если появляются интересные люди с ценными идеями и знаниями, всегда ищем возможность их привлечь. Например, есть возможность выступать на курсах - там, где важно, чтобы с обучающимися работали практики, тогда мы приглашаем к сотрудничеству завучей школ, преподавателей-предметников, чтобы они могли поделиться опытом, рассказать, как решать задачи повышенной сложности, преподавать конкретный предмет, работать с современными обучающимися. Там, где нужна научная составляющая, привлекаем наших партнеров.

- Какие достижения сотрудников ИРО за последнее время вы можете выделить?

- ИРО участвует в конкурсе на премию губернатора в сфере образования, и команды наших сотрудников ежегодно получают заслуженные награды в сфере дополнительного профессионального образования.

Также сотрудники института ежегодно получают ведомственные награды Министерства просвещения РФ. В 2025 году доцент кафедры общего образования Александр Павлович Щербак награжден медалью К.Д. Ушинского - это первая награда среди педагогов в Ярославской области.

Важно, что коллеги являются федеральными экспертами всероссийских конкурсов и представляют ЯО в качестве членов жюри.

Новые вызовы – мобилизуют

- 31 октября состоится ежегодная межрегиональная научно-практическая конференция, которая будет посвящена 85-летию ИРО. Каким ожидается состав участников, основные темы?

- Конференцию проводит министерство образования Ярославской области, а мы выступаем в качестве ее оператора. В числе участников - ведущие российские и зарубежные эксперты, руководители регионального и муниципального уровней в сфере образования, образовательных организаций, специалисты муниципальных методических служб, руководители инновационных площадок, педагогов регионов. Будет работать несколько секций, а общая цель - создание диалоговой площадки для выстраивания межведомственного и междисциплинарного взаимодействия по актуальным вопросам развития системы образования.

- Система образования воспринимается как фундамент общества и государства. В то же время она постоянно сталкивается с новыми вызовами: пандемия заставила изменить подходы к организации обучения, СВО - вносить коррективы в воспитательную работу, сейчас идет объединение школ и детсадов в образовательные комплексы… Как ваш коллектив воспринимает необходимость быстро перестраивать свою деятельность?

- Турбулентность - естественное состояние, когда самолет набирает высоту, меняет траекторию движения. Педагоги ИРО понимают, что это дает возможность развиваться. Здесь трудятся люди, которые умеют такое состояние воспринимать как нормальное, стимулирующее, развивающее, в целом - ресурсное. А если нам нужна помощь, ее оказывают наши коллеги-партнеры и наш учредитель - министерство образования Ярославской области и министр Ирина Валентиновна Лобода.

- Спасибо, Ирина Владимировна! С праздником, ИРО!



подпишитесь на нас в Дзен

Источник фото: ИРО