Не мальчик, а новогодний ком

Дети семьи Бакушиных, 1952 год. Серёжа – в центре. Не хватает старшей сестры – она на работе в городе. Фото предоставлено автором истории
Детство Сергея БАКУШИНА прошло в Омской области. Он родился в семье лесника, в глухомани, ну а получать образование пришлось в поселковой школе. Как бы глядя с высоты прожитых лет, нынешний житель тюменского пригорода в своих воспоминаниях решил написать о себе в третьем лице.

«Серёже, ученику 2-го класса, тот предновогодний день запомнился надолго.

Новый год в 1950-е праздновался не так пышно и торжественно, как теперь. К тому же в Омске с хвойными были проблемы, и часто вместо них украшали... берёзки: настригали зелёные ленточки и развешивали на ветвях. В людных же местах устанавливали настоящие ели или сосны.

В поселковой школе, где учился Серёжа, отмечали Новый год как положено. Посреди зала стояла красавица-ель. Спел хор, потом солировала Ленка-задавака, после неё плясали и «Гопак», и «Яблочко», и ещё что-то исполнял школьный струнный оркестр.

Когда же объявили о начале игр в школьном фойе, то Серёжа с удовольствием стал принимать участие в викторине, где требовалось ответить на вопросы по истории, географии и литературе с начислением премиальных очков. Затем с учётом этих очков нужно было пройти «марафон» через обручи, диаметр которых каждый раз уменьшался, и змейку с неустойчивыми высокими кеглями. Серёжа легко выиграл два приза, благо, предметы из школьной программы были его любимыми, а уж ловкостью он славился давно.

Придя домой, затопил печь, натаскал воды из колонки, подтёр пол и даже подмёл снег от калитки до входа в дом. «Вот, не будут сёстры ругаться, что ушёл к родителям на кордон». Он и три  старшие сестры жили в своём доме, а родители с тремя младшими братьями – на кордоне в трёх километрах от посёлка, намереваясь переехать в город после передачи лесничества весной.

Путь предстоял нелёгкий, но Серёжу это не пугало. В мешок сложил книги, взятые в поселковой библиотеке: себе – рассказы Леонида Соболева «Батальон четверых», а отцу – романы Мухтара Ауэзова «Абай» и «Путь Абая». Туда же сунул и призы за участие в «марафоне». Взял лыжи, закрыл дом и пошёл напрямую через пролесок.

По пути попадался котлован с насыпными откосами. Решил спуститься с этой горки – и вот незадача!..

Хмыкнул носом, глядя на сломанный носок лыжи: «Ладно, отремонтирую, да и батя поможет...»

Поломка мешала идти. Пришлось лыжи снять. Пройдя через лесок и выйдя на открытое поле, ощутил, как ветер задувает следы. Местами он нагонял большие сугробы и ноги проваливались почти до колена. До конца поля оставалось метров сто, но это были самые «топкие» места, где снег наметало так быстро, что Серёжа стал проваливаться по пояс.

Его охватил страх. Мальчику приходилось слышать истории о замёрзших в снегу спутниках, не сумевших вырваться из снежного плена. Тут он вспомнил, как иногда при игре в догонялки приходилось через глубокую канаву перекатываться. Так и сделал на этот раз, перекатываясь там, где был самый рыхлый участок.

В сени ввалился, как большой снежный ком с меньшим комом за спиной, в котором был мешок на лямках с призом и книгами Соболева и Ауэзова. От матери получил поздравления в виде лёгкого подзатыльника и свежеиспечённых плюшек, а от отца – короткое «Молодец!».

Сергей БАКУШИН,

Тюменский округ



подпишитесь на нас в Дзен