Неизвестные чудеса и святыни самого отдаленного уголка Рязанщины

Взявшись за восстановление храма в родном селе, житель села Мердушь Александр КУЗЬМИН нашел клад и открыл в себе новые таланты   ОТ АВТОРА: в конце марта во время командировки в Ермишь я познакомилась с предпринимателем Александром Кузьминым. Но местные жители знают его еще и как строителя храма. Три года назад, не имея ни инженерного, ни строительного образования, он собственными силами начал возводить церковь в селе Мердушь и теперь уверен в том, что это строительство не обошлось без помощи высших сил.   От районного центра до села Мердушь – 13 километров по дороге через лес. Пока добирались до места, мужчина с гордостью показывал свои владения. В XVII-XIX веке здесь располагались железоделательные заводы знаменитых промышленников братьев Баташевых. Наиболее известные предприятия и сама резиденция «железного короля», которой сейчас любуются туристы, располагалась в Гусь-Железном, а здесь от былого величия практически ничего не осталось. – Говорят, что название «Мердушь» произошло от слов «мертвые души» – эти болотистые места осваивали люди, выселенные из Польши и Украины за провинности. Была каторжной и работа на баташевских заводах. Я второй арендатор этих лесов после Баташева, здесь родился и вырос, – не без гордости говорил Александр КУЗЬМИН. – В детстве мы с ребятами до ночи пропадали в лесу – собирали ягоды, строили шалаши. По любому дереву я, словно обезьяна, мог вмиг взобраться на самую вершину. Всей душой люблю эти места, людей, и хотелось бы, чтобы оно ассоциировалось не только с «мертвыми душами», но и с чем-то радостным, позитивным. К сожалению, со временем село стало вымирать. И если во времена промышленников Баташевых в приходе мердушинской церкви числилось 4 тысячи человек, то сейчас – всего 280. Да и самой церкви не осталось – только стены. Ни исповедоваться, ни отпеть умершего. Через полчаса мы уже въезжали в село. Как рассказали местные жители, каменная Рождественская церковь в Мердуши была построена на средства прихожан в 1857 году. Здесь, на возвышенности, когда-то стоял грандиозный пятиглавый храм, от которого сейчас остались только стены. – Что только с ним не делали – взрывали, поджигали, снесли колокольню и купола, но так и не смогли разрушить, – рассказывал Александр Михайлович. – Так происходило со многими местными святынями. Например, целебный источник в селе Токмаково несколько раз забивали камнями, но он все равно пробивался. Предприниматель признался, что идея по восстановлению святыни пришла к нему не случайно. Вещий сон это был или какие-то другие знаки – Александр Михайлович рассказывать отказался. – Что вы все о чудесах – они каждый день вокруг нас происходят. Может быть, сам Илья Громогласов – святой человек, который родился в этих местах, – подсказал мне эту идею, – говорил он. – Сначала я хотел восстановить разрушенный старый храм, но понял, что это мне не по силам и не по средствам. Тогда решил: леса много – из него и построю новый, деревянный. Строительство церкви Успения Божией Матери началось в 2012 году. Сначала рабочие сделали фундамент и оставили его на два месяца – облежаться. – Местные скептически отнеслись к моей идее, не верили, что все получится, проходили мимо фундамента и хмыкали: «Что, мол, уже настроился?», – вспоминал арендатор. – Церковь решил делать по собственному проекту, который все это время был у меня в голове. Откуда? Ведь об архитекторском деле я не имел никакого представления. Потихоньку, ряд за рядом, клали стены, делали крыльцо, крышу. Когда посмотреть на храм приехал владыка, то ахнул: «Крыльцо как из сказки!» Жена Галина поначалу молчала и не верила, а потом, увидев всю эту красоту, обрадовалась. Односельчане тоже приободрились. Когда освящали храм, 83-летняя старушка плакала от счастья и говорила: «Я в последний раз в церкви была в 11 лет, а теперь буду ходить на каждый праздник». Когда строительство было закончено и осталось только внутреннее убранство, Александр Михайлович вместе с односельчанами решил очистить овраг, сделать на его месте пруд с дикими утками. А когда стали разбирать завалы из мусора и веток, нашли настоящий клад. – Мореный дуб толщиной 80 сантиметров, который пролежал здесь, возможно, тысячу лет, – говорил он. – Такая древесина стоит огромных денег, но продавать находку не стали, из него я решил сделать крест для распятия. Статую Христа Александр Михайлович тоже вырезает сам – в небольшой пристройке, не спеша, когда есть особое расположение духа. Раньше он никогда не занимался резьбой по дереву, а сейчас так уверенно держал инструмент и ловко выводил контуры будущего творения, словно кто-то свыше водил его рукой. Когда подъехали к храму, сдержать своего восторга я не смогла. Исполинские стены разрушенной церкви поражали своим величием, так и хотелось подойти, прикоснуться к ним. Новая постройка восхитила не меньше – небольшая, с блестящими на солнце куполами. С деревянного крыльца мы поднялись и вошли внутрь. В храме пахло древесиной, словно в свежесрубленном деревенском доме, здесь не было лишнего убранства, но сразу чувствовался уют. В храме есть даже своя небольшая колокольня. Из окна открывался восхитительный вид на всю округу – лес, дома и пруд с лазурной водой. Несмотря на то что храму чуть больше двух лет, здесь уже случались необъяснимые вещи. – Вот икона с частицей мощей Матронушки, она и помогает всем, кто приходит сюда, – рассказывал Александр Михайлович. – Еще работает здесь женщина – она убирается в храме. У нее стали болеть ноги. Узнали, что она заходила в алтарь, чтобы помыть полы, а туда женщинам заходить нельзя. Как только перестала – боли тут же ушли. Еще один удивительный случай произошел в ноябре прошлого года на Казанскую. Мы с супругой приехали в храм и увидели, что листья вокруг лежат в ровных кучках, а ветер не разбрасывает их, а, наоборот, собирает остатки листвы. Когда пришли рабочие, с удивлением спросили: «Кто листья убрал, вы, что ли, Александр Михайлович?» Я посмеялся и сказал: «Казанская за вас убрала». Как признавался Александр Кузьмин, с восстановлением храма начала возрождаться и жизнь на селе. – Из местных мужиков кто пил, кто мотался в Москву на заработки и по несколько месяцев не виделся с семьей, – говорил он. – Когда я открыл цех, стали получать столько же, сколько зарабатывали в столице, и ездить никуда не надо. Сейчас открываю еще один – на 20 мест, чтобы люди работали здесь, на своей земле. У нас тут красота, тишина, птички поют, в лесу можно и с диким зверем встретиться – не так давно наши парни сняли на фото медведицу с медвежатами. Когда ко мне за лесом приезжают люди из других городов, то остаются пожить несколько дней в этой благодати. Здесь и дышится совсем по-иному, не то что у вас в городе. Я верю, что будет стоять храм, будут работать люди и постепенно возродится жизнь в родном селе. Ермишинский краевед Николай АНИСКИН, с которым я в этот же день пообщалась в райцентре, рассказал, что чудеса в этих местах действительно случаются. – В селе Савватьма было две церкви, одна обветшала, другая сгорела, – говорил он. – В 80-е годы XIX века владелец этих земель князь Неклюдов приказал заложить часовню в своем родовом имении – селе Вышуры. Но странным образом икона из новой часовни вдруг оказалась на пепелище церкви в Савватьме. Так повторялось несколько раз. Тогда князь приказал заложить здесь новый храм – в честь своей дочери Лидии, умершей в младенчестве. В 1885 году, когда храм был построен, князь отпустил своих крестьян на вольные хлеба. Другой чудесный случай произошел в 2011 году. Жителю поселка Валерию Макарову явился Серафим Саровский – один из наиболее почитаемых святых, с чьим именем было связано много чудесных явлений. Он основал знаменитый монастырь в Дивееве – всего в 90 километрах от Ермиши. «В детстве я часто ходил на родник, который назывался по-простонародному Артамонов колодец, который в 1972 году был заброшен. Однажды во сне я увидел старца, который идет мне навстречу, опираясь на палочку. И в ответ на мои мысли он сказал: «Так, родник-то нужно почистить». Я говорю ему, что это не в моих силах. А он отвечает: «Позови брата, вы начните, а люди помогут». В апреле 2011 года меня увезли на «скорой» с инфарктом миокарда. В тяжелом состоянии тринадцать суток я провел в реанимации, чудом остался в живых. Когда меня перевели в палату, там над моей кроватью висела небольшая иконка Серафима Саровского. И мне опять приснился сон про родник. Когда я проснулся и посмотрел на икону святого, то увидел, что его темная одежда светилась серебром, а от ангела над левым плечом исходит свет радуги. Это видение меня заворожило, и мне казалось, что это чудо происходит долго, хотя длилось несколько секунд. Вечером того же дня я позвонил в Ермишь сестре, чтобы она узнала о роднике, о том, в каком состоянии он находится. Я решил, что нужно выполнить этот наказ, данный мне преподобным Серафимом Саровским» – это письмо разместил на страничке в Интернете брат автора послания Олег МАКАРОВ. Источник был восстановлен и освящен 1 августа 2011 года, в день памяти святого. На вопрос о происходящих здесь чудесных явлениях и исцелениях мужчина ответил: – Работая по устройству святого источника, я столкнулся со многими необъяснимыми фактами, которые я не хочу здесь описывать. Похоже, ермишинские святыни не спешат раскрывать своих секретов посторонним, – только приехав сюда лично, можно прикоснуться к настоящим чудесам.   Фоторепортаж http://vk.com/public45237918?w=wall-45237918_1242


подпишитесь на нас в Дзен