Законны ли камеры в кустах? Ответом на жалобы водителей стала прокурорская проверка

Летом 2019 года по стране прокатилась волна народного негодования  по поводу практики фиксации скоростного режима на автотрассах. После многочисленных публикаций в СМИ прокуратура Рязанской области провела проверку организаций, использующих передвижные комплексы видеофиксации скоростного режима транспорта

на дорогах. Некоторыми результатами проверки с редакцией газеты «Мещерская сторона» поделился и.о. прокурора Спасского района Алексей Батайкин.

- Через весть Спасский район «красной линией» проходит федеральная трасса М5 «Урал» на которой и сконцентрировали свои силы работники организации, осуществляющей использование камер фиксации скоростного режима. В июле 2019 года фиксация скоростного режима транспортных средств осуществлялась на 8 участках дороги от 240 километра данной трассы до 259 километра с частотой постановки камер от 1 до 5 километров.  И это только на участке дороги в Спасском районе.

- Вы указали, что камеры фиксации использовались некой организацией, а разве выявление нарушителей скоростного режима движения не является обязанностью полиции?

- Да, только органы полиции и суд могут привлечь к административной и уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения, связанного с превышением скоростного режима на дорогах. Но при фиксации превышения скоростного режима с использованием комплекса фотофиксации могут привлекаться и сторонние организации на коммерческой основе. Закон этого не запрещает. Основное условие – использование государственной апробированной техники. Работники коммерческой организации по заданию руководителя выезжают на определенные участки дорог, где с использованием камер фиксации собирают информацию о проезжающем транспорте и его скорости. Решение о месте и времени установки камер фиксации принимается исключительно государственными органами с учетом аварийной ситуации на дорогах.

- Как именно определяются места установки камеры?

- Управлением ГИБДД УМВД России по Рязанской области производится анализ дорожной обстановки на конкретной автотрассе. После этого, список участков данной дороги, характеризующийся повышенной концентрацией дорожно-транспортных происшествий, направляется в министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области, где и принимается решение о целесообразности применения на данных участках передвижных комплексов автоматической фотофиксации. Задание направляется коммерческой организации, которая формирует план-график подлежащий согласованию начальником УГИБДД и утверждению министром указанного министерства.  Поэтому место фиксации скоростного режима определяется исключительно государственными органами, а время фиксации предлагается исполнителем исходя из своих возможностей. 

- Как правило, расположение камер не обозначается каким-либо знаками дорожного движения, а иногда камеры закрываются по ходу движения транспортным средством или иным объектом транспортной инфраструктуры, что, по мнению водителей, является не законным.

- Да, на практике такое часто происходит. Как автомобилист сам неоднократно замечал такие способы «маскировки» работы операторов камер фиксации. Правда, в данных действиях прямого нарушения закона нет, если при этом соблюдаются правила эксплуатации передвижных комплексов автоматической фото и видео фиксации, установленные заводом изготовителем. Стоит отметить, что Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 октября 2016 г. N 1368-ст утвержден ГОСТ Р 57145-2016. В частности, пунктом 6.13. определено, что передвижные технические средства автоматической фотовидеофиксации устанавливаются сбоку от проезжей части, в том числе на разделительной полосе. При этом расстояние от точки установки измерительного оборудования до края проезжей части должно быть не менее 3 м.  Именно этот довод приводят водители в спорах о законности их привлечения к административной ответственности. В очередной раз разочарую читателей: в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" ГОСТ Р 57145-2016 применяются на добровольной основе, так как не включены в перечень обязательных, установленный Распоряжением Правительства РФ от 04.11.2017 N 2438-р.

 Кто-то может возразить мне, что частью второй статьи 26 указанного мною закона прямо определено, что применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту. Согласен, но используемые при фиксации скоростного режима технические изделия, как правило изготавливаются по технически условиям (ТУ), после чего успешно проходят соответствующую сертификацию. Другими словами, использование технического изделия, произведенного не по ГОСТу, не требует применения требований ГОСТа.

- Не кажется ли вам, что данная практика фиксации скоростного режима в Рязанской области не справедлива и направлена скорее на сбор штрафов, а не профилактику правонарушений среди водителей?

- Конечно же, негативное отношение в обществе к такой практике ни в коем случае нельзя оставлять без внимания. Посмотрите, сколько в сеть Интернет выкладывается видено незаконных методов борьбы с фиксацией скоростного режима. Операторов оскорбляют иногда даже применяют насилие. А ведь это простые наемные люди, исполнители, от них ничего не зависит. Ломают камеры фиксации скоростного режима, а это государственное имущество, приобретенное в том числе и на налоги граждан. Не буду далеко ходить за примером. В июне 2019 года у с. Кирицы на объездном участке федеральной трассы водитель напал на оператора камеры фиксации с муляжом автомата Калашникова, при этом супруга водителя все происходящее снимала на камеру мобильного телефона. В результате штрафы за превышение скоростного режима никто не отменил, а напавший на оператора водитель привлекается к уголовной ответственности и ему грозит до 2 лет лишения свободы.  Такой путь решения вопроса всегда приведет только на скамью подсудимых.

Несогласие с действиями должностных лиц должно выражаться гражданами без нарушения правопорядка. Ориентиром для этого служат статьи 32 и 33 Конституции РФ, которыми гражданам Российской Федерации представлено право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Беседовала Екатерина Сенина



подпишитесь на нас в Дзен