«Подводные камни» ЖКХ: вопросы и ответы

Начальник отдела по защите прав потребителей администрации города Смоленска Валентина МЕДВЕДЕВА на семинаре Центра потребительского просвещения ответила на вопросы смолян

Как я могу доказать тот факт, что управляющая компания отказала в предоставлении информации?

Если вы хотите получить какую-то информацию и при этом зафиксировать свое обращение, вы можете обратиться с письменным заявлением в двух экземплярах. В управляющей компании должны зарегистрировать ваше обращение. Если вам отказывают в регистрации – у вас уже есть право пожаловаться. Обязательно надо спрашивать фамилию того, кто с вами в управляющей организации разговаривал. Если у вас все же не принимают заявление, есть второй вариант: послать его по почте заказным письмом с уведомлением. И тогда у вас точно будет доказательство, что, получив письмо, управляющая компания не предоставила вам информацию.

Я живу на третьем этаже в десятиэтажном доме. Батареи у меня холодные. Очевидно, есть на это какая-то техническая причина, которую нельзя устранить. У меня в квартире температура в среднем +12…+16 градусов…
Если у вас действительно такая температура, вы вправе написать заявление об уменьшении оплаты отопления. Для этого нужно написать заявление в свою управляющую компанию, чтобы, когда у вас будет +16, представители УК были приглашены для составления акта. Если к вам никто не придет в течение трех дней – у вас есть право жаловаться, так как УК ущемляет ваши права. Можно обращаться в Жилищную инспекцию. Если к вам пришли, замерили температуру, специалисты должны принять меры к тому, чтобы привести температуру в вашей квартире в норму. После этого показатели замеряются еще раз, и только тогда, когда они достигают +18 градусов, период предоставления некачественной услуги считается оконченным.

А можно ли мне самой составить такой акт?
Вы, конечно, можете составить такой акт в присутствии соседей, но в дальнейшем его вправе не принять. Тогда вам придется обращаться в суд. А суд тоже может зачесть ваши акты, а может и не зачесть.

У нас на первом этаже дома находятся несколько магазинов. Как мы можем быть уверены в том, что мы, жильцы, не оплачиваем электроэнергию за эти организации?
Все эти организации должны иметь прямые договоры со «Смолэнергосбытом», и у них должны быть отдельные счетчики. То есть эти магазины не должны быть запитаны на ваш общедомовой счетчик. Если это происходит – то происходит незаконно. Чтобы доказать данный факт, вы должны написать в свою управляющую компанию заявление с просьбой проверить магазины. Специалист может совместно с жильцами уточнить всю необходимую информацию. У вас есть такое право.

Мы сообщаем показания счетчиков с 23 по 25 число, мы обязаны это делать. Но в квитанциях все равно указаны последние данные. Есть ли смысл что-то тогда сообщать?
Эти данные необходимы для начисления общедомовых нужд. Если вы не передадите показания счетчика, то в расчете этих нужд пройдет не ваша цифра, а среднемесячное начисление, а значит расчет будет неверный. Соответственно, кто-то за вас должен будет платить. Каждый жилец должен предоставлять информацию в соответствии с законом. Многие же относятся к своей обязанности недобросовестно. Именно поэтому я подчеркиваю, что можно выбрать ответственного, который будет передавать данные вовремя. Если счетчики стоят на лестничной клетке – нет никаких проблем. В остальных случаях можно решить все индивидуально.

Как заставить недобросовестного соседа заплатить по квитанциям?
В нашем гражданском законодательстве есть такое понятие, как неосновательно сбереженные денежные средства. Если какой-то жилец не платит, а значит за него вынуждены платить вы, произведите расчет, предъявите соседу иск о неосновательном сбережении денежных средств. Управляющая компания в данном случае может отключить потребителя от услуг, но она вам не вернет деньги. Это делается только через суд.

Раз в четыре года счетчики нужно опломбировать. Но стоит это немало денег. Разве это справедливо?
С 1 января 2013 года вступает в силу закон «О водоснабжении и водоотведении», в котором четко прописано, что опломбировка счетчиков будет производиться бесплатно.

Что за новые графы в квитанциях?
В левой части указаны то, что вы должны оплатить. А в правой части – это информация для населения. В обязанности управляющей организации входит информирование потребителей о нормативах потребления. То есть в новых квитанциях указаны нормативы по холодной и горячей воде, на общедомовые нужды, а также показания общедомовых счетчиков. Если таковых счетчиков нет, общедомовые нужды начисляются по нормативу, который также прописан в квитанции.

Я прочитала в газете, что в общедомовые нужды входит и уборка подъездов. Так ли это?
Если в вашем подъезде нет водоразборного крана, если уборщица берет воду в квартирах жильцов, то за это в графе общедомовые нужды по воде начислять не должны. Этот норматив установлен и прописан: при условии, если вода используется на общедомовые нужды. Вы можете пригласить представителя «Горводоканала»: пусть он покажет, откуда в вашем подъезде берется вода на общедомовые нужды. Кстати, вода, которая расходуется для подачи услуги, также не входит в общедомовые нужды.

Я живу в квартире, которая не входит в тамбур. А в тамбуре постоянно горит свет. Мне очень не хочется платить за ту электроэнергию, которой никаким образом не пользуюсь. Что мне делать?
Если речь идет о тамбуре, который жильцы организовали самостоятельно, если эта жилая площадь не входит в общую, поднимайте вопрос, чтобы лампочку в тамбуре подключили к индивидуальным счетчикам. Это делается через управляющую компанию. Вы должны платить только за те помещения, которые являются общедоступными, то есть используются всеми.

У нас нет общедомового счетчика. Можем ли мы обязать управляющую компанию его поставить?
Вы должны на общем собрании жильцов принять решение поставить общедомовой счетчик. И управляющая компания обязана сделать это. Но за счет собственников.

Как изменились начисления в графе «Содержание и ремонт»?
Из этой графы убрали целый рубль. Если у вас, например, площадь квартиры 30 квадратных метров, то из этой оплаты должно быть убрано 30 рублей. Но учтите, что сам тариф повысился, поэтому получилось уменьшение примерно на 50 %.

Хозяева не живут в квартире, а сдают ее одному человеку. А тот человек поселил там еще двоих. Я не уверен, что у них есть хоть один счетчик. Что делать? Найти хозяев квартиры невозможно!
Единственное, что я могу сказать по этому поводу, это то, что управляющая компания наверняка знает, кто является хозяином квартиры. Согласно правилам, каждый собственник обязан информировать исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих в занимаемом жилом помещении, не позднее пяти рабочих дней со дня произошедших изменений. Это в случае, если жилое помещение не оборудовано счетчиками. Если собственник этого не делает, управляющая компания имеет право предъявить к нему претензии, пригласить участкового, чтобы проверить, проживают ли в квартире незарегистрированные граждане. Согласно Кодексу об административных правонарушениях, участковый имеет право оштрафовать тех лиц, которые не зарегистрировались по месту жительства в течение пяти дней.

Нам пришли показания по общедомовому электросчетчику, которые значительно превышают наши индивидуальные. Неизвестно, за какой период были зафиксированы эти показания: может быть, за месяц, а может быть, это долги пятилетней давности. Как быть жильцам?
В нашем отделе есть образец заявления, которое можно направить в «Смоленскэнергосбыт», чтобы вам предоставили формулу расчета. Вам должны предоставить показания счетчика на конец интересующего вам месяца. Действительно, такая проблема существует, так как некоторым пришли общедомовые нужды по пять тысяч киловатт! Такого просто не может быть!



подпишитесь на нас в Дзен